Гран-при России перенесут под Питер, а потом вернут Сочи? Разбираем слухи о нашей гонке «Ф-1»

В фокусе трек за $250 млн, построенный друзьями Путина и купленный «ВТБ».

Гран-при России традиционно – уже в четвертый раз – запланирован на конец сентября, а значит, как раз сейчас в Сочи начинается период активной подготовки к главному гоночному событию страны. Но, похоже, в 2021-м работа над организацией этапа пойдет в условиях неспокойной неизвестности: все больше весенних слухов намекают на грядущий перенос заезда «Формулы-1» из Краснодарского края под Питер – на новенький автодром «Игора-Драйв», построенный рядом с одноименным курортом.

Еще в декабре 2020-го губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко понадеялся на трансфер – и даже анонсировал предметные работы в желаемом направлении.

«Мысль остается и она будет материализована – в том, что мы все-таки получим «Формулу-1» на ленинградской земле. Для этого нам предстоит сделать несколько серьезных дел, в том числе и строительных, и технических, и организационных».

Как раз накануне заявления чиновника «Игора» прошла лицензирование от Международной автомобильной федерации (ФИА) для организации Гран-при – сперва автодром планировался под категорию Grade 2 (все гоночные серии, кроме «Ф-1»), но год спустя ситуация изменилась. Более того, анонсированные «серьезные дела» в самом деле пошли – и даже добрались до Госдумы: в конце апреля правительство России внесло законопроект о продлении нулевой ставки НДС для услуг, связанных с проведением российского этапа «Формулы-1» до 2025 года – но уже без упоминания «Сочи Автодрома». Пояснительная записка безжалостно констатировала «возможный перенос места проведения российского этапа чемпионата мира», а топ-менеджер структуры, «непосредственно вовлеченной в процесс», подтвердил «Деловому Петербургу»: «Есть планы по переносу гонок на «Игору» в 2022 году»

А в начале мая официальный инстаграм-аккаунт новой федеральной территории «Сириус» (на ее территории как раз расположены Олимпийский парк и «Сочи Автодром») в комментариях ответом одному из пользователей анонсировал чередование – год под Питером, год в Краснодаре.

Гран-при России перенесут под Питер, а потом вернут Сочи? Разбираем слухи о нашей гонке «Ф-1»

Правда, после попадания новости в медиа историю поспешили опровергнуть.

«Информация, которую специалист по социальным медиа дал в комментариях, была ошибочной. В данный момент эти комментарии уже удалены, чтобы не вводить других людей в заблуждение», – уточнили в пресс-службе федеральной территории «Сириус».

И все же, судя по всему, процесс по переносу заезда под Питер в самом деле запущен – просто пока еще далек до финальной стадии: к примеру, закон о нулевой ставке НДС еще не продлен. Юридические вопросы тоже остаются: из-за бана по линии WADA России нельзя принимать новые этапы любых чемпионатов мира, а контракт для Гран-при в Сочи подписан, скорее всего, именно на южную локацию. Процесс изменения условий явно займет немало времени и согласований с «Формулой-1».

Но за последние полгода появилось слишком много маркеров грядущего трансфера – игнорировать их просто нельзя.

«Интернет – опасное место, там нельзя детям в одиночестве гулять, – высказался о новостях генеральный директор компании-промоутера «Сочи-Автодрома» Алексей Титов. – Я не готов комментировать слухи».

К слову, британский таблоид Daily Mail публиковал инсайд о подобных планах еще в конце 2019-го – тогда историю подтвердил один из самых авторитетных журналистов паддока Дитер Ренкен: по его данным, на территории Олимпийского парка планировали строительство концертного зала, что сократило бы протяженность «Сочи Автодрома» до 2 км – и, следовательно, лишило бы трассу лицензии ФИА. Но тогда зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков быстро все опровергли.

Что за «Игора-Драйв»? Трасса за $250 млн, построенная друзьями Путина и проданная банку ВТБ

Автодром построили в 54 км от Питера – рядом с одноименным горнолыжным курортом. Впервые трассировка начала просматриваться на картографических сервисах еще осенью 2016-го (по утверждению 47news), но самая активная часть работ пришлась на 2017-й. Причем возводили трек в условиях практически полной секретности: официально о проекте и участниках не заявляли в традиционных больших медиа.

Споектировал «Игору» Герман Тильке – создатель всех современных автодромов из календаря «Ф-1» (он же работал и над «Сочи Автодромом»). Но под Питером ему выпало намного больше работы: на комплексе вместо одной трассы для шоссейно-кольцевых гонок развернули целый мультидром из 9 треков для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. А для Гран-при модифицировали зоны вылета, установили новейшие поглощающие энергию отбойники TecPro и построили большую постоянную трибуну на 5000 зрителей – теперь автодром сможет вместить до 50 тысяч зрителей. Кстати, изначально планировалось распределение большей части фанов по примеру европейских треков: в зонах свободного размещения (не на сиденьях, а на земле в любом приглянувшемся месте)

А еще трассу постарались выделить в визуальном плане – архитектурно интересным зданием автоклуба. Оно вполне тянет на главную особую примету по аналогии с комплексом «Крыло» у «Сильверстоуна» или колесом обозрения на «Сузуке». И, конечно здоровенный рекламный шар рядом с главной прямой – он смотрится как минимум стильно и уникально.

«Я посетил не менее 30 трасс, и этот проект – один из лучших», – отозвался об «Игоре» Ренкен. Дитер не так часто положительно отзывается об имиджевых проектах приближенных к власти лиц, так что оценку можно считать искренней.

Да, строили автодром изначально связанные с верхушкой России люди: на 2019-й четвертью в «Игоре Драйв» владела структура Юрия Ковальчука – одного из главных акционеров банка «Россия», друга Путина и владельца состояния в $1,3 млрд. Половина уставного фонда автодрома числилась за ООО «Акцепт» – компанией родственника президента России Михаила Шеломова, еще 10 процентов – за Владимиром Колбиным (сыном друга детства Путина и частного инвестора Петра Колбина), и последние 15 процентов – за владельцем строительного холдинга «Русь» и чемпионом мира по бахам Владимиром Васильевым.

Гран-при России перенесут под Питер, а потом вернут Сочи? Разбираем слухи о нашей гонке «Ф-1»

Друзья Путина под Питером построили трассу для «Формулы-1». Обошлась в миллиарды и уже лучше Сочи

В 2017-м издание Business FM оценило затраты на возведение комплекса в 11 млрд рублей – но с тех пор, судя по всему, стоимость «Игоры» выросла. Новую цену зафиксировали в июле 2020-го – тогда банк ВТБ приобрел долю в 15 процентов за 2,8 млрд рублей – то есть по оценке всего комплекса в 18,7 млрд или $250 млн. А после появления свежих апрельских слухов о переносе Гран-при России под питер банк выкупил долю Ковальчука и нарастил присутствие до 45 процентов – столько же акций осталось у «Акцепта». Васильев сохранил свою долю неизменной.

И пока операций с продажами и покупками в истории «Игоры» больше, чем топовых международных гонок: в основном здесь проводят этапы чемпионатов и кубков России. Только в 2020-м питерский автодром попал в расширенный календарь ДТМ, но вылетел еще в январе, а обсуждения заезда мирового ралли-кросса так и осталось на уровне обсуждений из-за бана WADA. Так что пока на территории «Игоры» прошел лишь один крупный ивент – этап Кубка мира по ралли-рейдам (там гоняют те же, кто и участвует в «Дакаре»).

В календаре на 2021-й – тоже только национальные гонки.

Зачем нужен перенос из Сочи?

Гран-при России максимально зависит от воли и решений первых лиц (и даже лица) страны – так что любые изменения в ситуации не всегда могут быть очевидными, логичными и понятными за пределами их узкого круга. Однако если искать логику в переносе гонки под Питер – ее можно найти в виде привлечения новых, ранее неохваченных фанатов.

Все-таки «Игора-Драйв» расположена неподалеку от питерской агломерации (а она куда больше и платежеспособнее сочинской), а на «Сапсане» из Москвы до Петербурга можно добраться за 4 часа. А еще совсем рядом – Финляндия с легионами гоночных фанатов без собственного этапа, зато с Кими Райкконеном и Валттери Боттасом в пелотоне. Гости из Суоми запросто способны приватизировать питерский этап – в точности как болельщики Макса Ферстаппена из Нидерландов в последние сезоны заполонили трибуны Гран-при Бельгии и Австрии: все-таки до Хельсинки всего 290 км. Да чего там, даже Стокгольм ближе, чем Москва: 680 км против 800 км.

Конечно, вопросы логистики явно повисают в воздухе: все же «Игора» расположена в 54 км от Питера – а это час даже на личном авто. Прямо рядом с трассой есть отели и коттеджи горнолыжного курорта – но всех болельщиков они точно не вместят. Вероятно, основной части зрителей придется останавливаться в городе и ехать на ивент по Приозерскому шоссе – обычно не слишком загруженному, но опыт Гран-при Франции уже доказывает: одна дорога без альтернатив грозит транспортным коллапсом.

«Формула-1» вернулась во Францию. В пробки угодили 65 тысяч человек

Однако, похоже, именно на пребывание туристов в Питере и рассчитывают в правительстве города и области.

«Болельщики приезжают, конечно же, болеть, – объяснил «Деловому Петербургу» глава комитета по развитию туризма города Сергей Корнеев. – Но, во-первых, они посещают и другие мероприятия, а во-вторых, все чаще они привозят и семьи, которые в это время выступают классическими туристами.

Сейчас на мировом рынке настолько агрессивная конкуренция за восстановление после пандемии, что любое мероприятие добавляет в нашу копилку и репутационный, и имиджевый эффект очень серьезный».

«Любые мероприятия такого уровня, конечно, привлекают и внутренних, и иностранных туристов, – согласен исполнительный директор компании «Невские сезоны» и глава Ассоциации туроператоров города Кирилл Соколов. – Если это будут иностранные туристы, вряд ли они ограничатся посещением «Игоры».

Возможно, играет роль и желание немного улучшить имидж самого Гран-при: небольшое количество обгонов в первые сезоны утвердило «Сочи Автодром» в глазах фанатов как скучный трек с унылой гонкой. «Игора» же выглядит техничной более техничной: на ней просматривается минимум два места для обгонов (1-й и 13-й поворот), а на третьем секторе устроили перепад высот в 17 метров. Но главное – все-таки погода: конец сентября в Ленинградской области обычно холодный и дождливый, а потому есть огромный шанс увидеть гонку по мокрому треку – а то и ремейк сумасшедшего Гран-при Германии 2019-го (или Гран-при Айфеля 2020-го).

Квяту ничего не светило, но он добился первого подиума за три года! Помогли тактика и роскошный обгон – резюме Гран-при Германии 2019-го

А на Гран-при Айфеля мы увидели «Формулу-1» будущего

С финансовой точки зрения перенос Гран-при уже максимально подготовлен: все-таки нынешний мажоритарий ВТБ – титульный спонсор гонки в Сочи и вообще один из главных кошельков российского автоспорта (поддерживает еще и «КАМАЗ-мастер»). Именно банковские вливания и покрывают большую часть лицензионного взноса за проведение этапа – в 2017-м Forbes и «Известия» инсайдили суммой в $60 млн в адрес «Ф-1», но с тех пор промоутер перезаключил контракт и пробил снижение платежа на 15 процентов (по данным «Медузы» – СМИ, выполняющем функции иностранного агента).

Контроль за финансовыми потоками вместе с политическими связями другого владельца «Игоры» по сути переносит вопрос исключительно в область волевого решения и юридического согласования с менеджментом чемпионата. Допускает ли существующий контракт изменение локации? Можно ли заключить новый или расширить старый без попадания под бан ивентов из-за WADA и допинга? Вступит ли в борьбу «Сириус», Краснодарский край или промоутер «Сочи Автодрома» АНО «Росгонки»? Ответы на эти вопросы и решат судьбу Гран-при России.

Сочи – лучший вариант увидеть «Формулу-1» в 2021-м. Как попасть на Гран-при России

Путин любит не только хоккей – еще и гонки. В его дворце за 100 млрд есть целая комната с треком для электрических машинок

Жизнь «Сочи Автодрома» между Гран-при России: чемпионаты таксистов, съемка клипов за лайки и погоня ДПС за «Феррари»