Гран-при Турции хочет вернуться в календарь Ф-1 на 10 лет. Но контракты подписывают пока только с Катаром и Имолой

После недельного отдыха от головокружительного сочинского уик-энда для болельщиков и гонщиков Формулы-1 наконец-то стартует многострадальный, но всеми любимый Гран-при Турции. Этот этап проводился на постоянной основе с 2005 по 2011 годы, причем делал это весьма успешно. Проблема у организаторов была всего одна, но такая, что после сезона 2011 гонка самоустранилась из календаря Ф1 вплоть до 2020 года.

Трассу Истанбул-Парк начали строить в декабре 2004 года, и строительство проходило в бешеном темпе: работы велись по 20 часов в сутки, чтобы успеть к первому Гран-при, который прошел уже в августе 2005. Опасения, что такая спешка приведет к не самому качественному результату не оправдались, а трасса, спроектированная Германом Тильке (его уж очень часто ругают за скучные автодромы), получила отличные отзывы.

Гран-при Турции хочет вернуться в календарь Ф-1 на 10 лет. Но контракты подписывают пока только с Катаром и Имолой

Британский гонщик Энтони Дэвидсон: «Истанбул-парк – фантастическая трасса, включающая один из самых интересных поворотов в календаре чемпионата. Очень жаль, что гонки почти не интересуют местных жителей – у этого Гран При могла бы быть великолепная атмосфера.

В скоростном восьмом повороте несколько апексов, но не стоит следовать каждому из них – необходим компромисс. В середине поворота машина проезжает близко к внешней границе полотна – важно удержать её на трассе, иначе это будет самый серьёзный вылет в вашей жизни. Здесь нужно очень аккуратно работать с педалью газа, не отпускать её, когда ситуация становится критической, тогда машина сама удержится на траектории. Жаль, что у этого поворота нет собственного имени – он его заслуживает!

Круг по турецкой трассе напоминает «американские горки» — перемена высот, разные характеристики секторов, скоростные участки. Чтобы добиться максимума, нужно почувствовать трассу, сжиться с ней, найти подход. Финальный сектор очень техничен – там многие допускают ошибки. В целом можно сказать, что турецкая трасса поощряет борьбу и требовательна к мастерству гонщиков».

Гран-при Турции хочет вернуться в календарь Ф-1 на 10 лет. Но контракты подписывают пока только с Катаром и Имолой

Но вот проблема с посещаемостью и в целом с интересом к гонкам в Турции, если сначала казалась незначительной, то в итоге все-таки привела к полной отмене Гран-при в этой стране. Причин называли много: слишком высокий ценник для местного населения, отсутствие не только турецких гонщиков Ф1, но и ребят, подающих надежды на попадание туда, а также высокие взносы за проведение этапа, которые попросту не окупались.

На фоне этого неудивительно, что контракт продлевать не стали, лишив пилотов одной из самых любимых трасс, а о Формуле-1 в этой стране пришлось забыть, ведь не помогало даже желание Президента — в 2017 он стал инициатором начала переговоров о подписании нового соглашения, но все благополучно сорвалось и забылось.

Помогло, как обычно, несчастье. В 2020, когда Формула-1 судорожно листала список стран, которые смогут хоть в каком-нибудь виде провести гонки, на помощь пришел Истанбул-парк. Благодаря восьмилетнему отсутствию гонок и уставшим от самоизоляции турецким зрителям проблема с посещаемостью решилась — за первые шесть часов было продано больше 40 тысяч билетов, а всего ожидалось около 100 тысяч болельщиков. Пандемия в итоге помешала, гонку провели вообще без зрителей, но неожиданное возвращение и интересная дождевая гонка подарили автодрому второй шанс.

Гран-при Турции хочет вернуться в календарь Ф-1 на 10 лет. Но контракты подписывают пока только с Катаром и Имолой

В нынешнем сезоне это уже вторая попытка провести этап (и та чуть не сорвалась)

В изначальном календаре сезона 2021 Турции, разумеется, не было, зато при первом же удобном случае (Канаду отменили второй год подряд) гонку взяли на замену. Но и тут турецкий этап не обошелся без приключений: 28 апреля было объявлено о проведении Гран-при Турции, а уже 14 мая Формула-1 заявила об его отмене из-за резкого повышения заболеваемости COVID-19. 25 июня снова утвердили проведение этапа вместо Сингапура, а в августе он оказался под угрозой срыва из-за карантинных мер, введенных Великобританией. Предлагали даже менять даты российского этапа, но все удалось урегулировать без жертв. Разве что, появились чересчур глупые моменты в календаре: недельная пауза между Сочи и Стамбулом, между США и Мексикой, но тройник, включающий Бразилию и Катар. Не самое адекватное расписание, но зато сохранение большинства гонок, в том числе и турецкий этап.

Организаторы ГП точно рады проведению этапа — они снова ожидают 100 тысяч зрителей, отчитываются об очередях на входе уже на пятничных практиках и называют гонку "глотком свежего воздуха" для туристического бизнеса Стамбула, пострадавшего от пандемии, который в данный момент находится на пиковом уровне за последние два года.

Турецкие организаторы пытаются заполучить новый контракт на 10 лет

Рассчитав предварительный доход от проведения этапа в 150 миллионов долларов, турецкая сторона ожидаемо с новой силой загорелась идеей о подписании долгосрочного контракта и возвращении в королевские гонки на постоянной основе. Пока никаких новостей об успешности данных переговоров не поступает, а вот желающих попасть в заветный календарь немало — недавно объявили о проведении с 2023 года Гран-при Катара, который станет уже 4 формульной страной с Ближнего Востока, а также о подписании, точнее возвращении после долгого перерыва Гран-при Имолы, с которым у болельщиков Ф1 связано уж очень много воспоминаний и эмоций.