Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Перенос из-за пандемии – еще не главный трэш.

Из-за карантинов в «Формуле-1» уже перенесли восемь гонок сезона-2020 и, похоже, это не предел. Впрочем, гонки чемпионата много раз отменялись и раньше – часто по прозаичным причинам вроде финансовых проблем организаторов (Корея-2015, Германия-2018), неготовности инфраструктуры (Португалия-1997), протестов «зеленых» (Гран-при Нью-Йорка-1983).

Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Но иногда поводы были действительно удивительными.

Четыре этапа сезона-1955: из-за самой жуткой катастрофы в истории гонок  

Причиной отмены сразу четырех Гран-при сезона-1955 стала страшная авария на марафоне «24 часа Ле-Мана». Ошибка Майка Хоторна, слишком резко затормозившего ради ухода на пит-стоп, привела к ужасным последствиям – Пьер Левег не успел среагировать и врезался в пытавшегося уйти от столкновения с Хоторном соперника.

Его машина взлетела над трибунами, рассыпая над ними обломки и части мотора, а топливный бак взорвался и вызвал пожар. Левег погиб вместе с 83 зрителями – это самая ужасная катастрофа в истории автогонок.

После ле-манского кошмара сразу несколько стран запретили все автоспортивные соревнования – в их число вошли Франция, Германия, Испания и Швейцария, где в том году должны были состояться Гран-при. В итоге сезон на 11 гонок оказался урезан до семи этапов.

Запрет на автогонки в большинстве стран сняли в следующем году, но в Швейцарии он действует до сих пор.

Три Гран-при сезона-1957: из-за нефтяного кризиса

Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Спустя пару лет чемпионат мира вновь лишился нескольких гонок. На этот раз из-за «суэцкого кризиса» – войны за контроль над Суэцким каналом между Египтом с одной стороны и Израилем, Великобританией и Францией с другой. Из-за конфликта в Европе возник дефицит нефти, значительная часть которой поставлялась по каналу – как следствие, цены на топливо рванули вверх и больно ударили по гоночному бизнесу.

Организаторы Гран-при в Бельгии и Нидерландах попросили войти в положение и снизить призовые, но команды «Ф-1» отказались идти на компромисс. В результате эти гонки вылетели из календаря вместе с этапом в Испании, а вместо них в расписании внезапно появился Гран-при Пескары на олдскульной даже по тем временам трассе. Ее длина составляла 25,579 км – она стала самой длинной трассой в истории чемпионатов мира, даже «Нюрбургринг» отдыхает. И кажется, этот рекорд уже не побьют.

Бельгия-1969: из-за бунта пилотов, требовавших безопасности  

На Гран-при Бельгии-1966 еще молодой гонщик Джеки Стюарт едва не погиб: врезался в дерево и не мог выбраться из кокпита, в то время как из поврежденной машины на него лился бензин. Маршалов рядом не было и близко, и спасли его двое пилотов, вылетевших примерно в том же месте.

С тех пор Стюарт хорошо известен как один из первых и самых влиятельных борцов за безопасность в автоспорте. Именно с его подачи удалось модернизировать многие трассы и поднять безопасность гонок на новый уровень. Но в Спа все оставалось по-прежнему – организаторы не желали тратить на это лишние деньги.

Но Джеки не сдался и убедил других гонщиков объявить трассе бойкот, который поддержали страховые компании. Организаторы оказались в тупике: гонку отменили, а к Гран-при следующего года все же немного модернизировали трассу. Но этого было мало – огромное 14-километровое кольцо уже не удовлетворяло новым требованиям. После 1970-го «Ф-1» вновь вернулась в Спа лишь через 13 лет – уже на урезанную вдвое трассу.

Аргентина-1982: из-за войны за Фолклендские острова  

Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Гран-при Аргентины проводился в рамках чемпионата мира еще в 50-х, после чего пропал из календаря до 1972 года – именно в том сезоне в «Ф-1» появился Карлос Ройтеманн. Следующий перерыв наступил в 1982 году одновременно с окончанием Ройтеманном карьеры – но причина более печальная.

В 1982 году между Аргентиной и Великобританией состоялась война за Фолклендские острова – это заморские территории Соединенного Королевства, которые Аргентина считала (и продолжает считать) своими. Захвативший власть в стране генерал-лейтенант Леопольдо Гальтиери решил устроить «маленькую победоносную войну» и попытался захватить архипелаг. Великобритания дала отпор – конфликт продлился 74 дня и завершился поражением Аргентины.

Учитывая, что большинство сотрудников «Формулы-1» во все времена были британцами – ехать в такой ситуации в Аргентину было сумасшествием. Гран-при отменили, а «Формула-1» не приезжала в страну до 1995 года.

Швейцария-1983: из-за отказа ТВ показывать гонку  

Все правильно, в Швейцарии запрещено проводить гонки с 1955 года. С тех пор Гран-при Швейцарии провели в 1982 году, но это была лишь вывеска – гонка проходила на трассе во французском Дижоне. В следующем сезоне этап снова стоял в расписании – но его отменили по совсем дикой причине.

Дело в том, что французский телевещатель RTF напрочь отказался показывать больше, чем одну гонку в сезоне – а в том году они уже осветили Гран-при Франции на трассе «Поль Рикар». Найти другого бродкастера было невозможно, и отказ RTF убил гонку: все спонсоры, лишившиеся эфирного времени, отказали организаторам в финансовой поддержке. В Дижон «Ф-1» еще заехала разок в 1984 году, но уже под вывеской Гран-при Франции.

Бельгия-1985: из-за плохо положенного асфальта  

Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Эта отмена – особенная: это единственный случай в истории, когда Гран-при начался по ходу одного уик-энда, а закончился спустя несколько месяцев.

Причина – неудачная замена асфальта перед этапом, который должен был пройти в мае 1985 года. В Спа заменили его ради борьбы с аквапланированием и обеспечения более высокого уровня сцепления в условиях дождя, столь частого во время гонок в Арденнах. Но никто не сказал гонщикам, что шлифовка покрытия была завершена лишь за 14 дней до Гран-при – при том, что по технологии асфальт должен был отлеживаться 50-60 дней. Результат предсказуем: уже по ходу пятничных тренировок асфальт начал крошиться. Найджел Мэнселл даже позвал журналистов и лично выломал несколько кусков.

Ночью трассу пытались подлатать, но сделали только хуже – субботнюю практику пришлось почти сразу останавливать, так как машины поехали на 25 секунд медленнее, чем в пятницу. Оказалось, что организаторы перестраховались и переложили асфальт даже там, где этого не требовалось – и разумеется, совсем свежее покрытие не обеспечивало никакого сцепления и было максимально скользким.

Шансов на безопасное проведение гонки не было никаких, и после недолгих совещаний ФИСА отменила гонку и оштрафовала организаторов. Но Гран-при в итоге все же провели – правда, только в сентябре. Выиграл Айртон Сенна, для которого эта победа стала второй в карьере.

Китай-1999: из-за внезапного банкротства организаторов   

В 90-е экономика Китая уже росла невиданными темпами, и всегда чувствовавший выгоду Берни Экклстоун задумал привести «Формулу-1» в самую населенную страну мира. Тем более, в Китае уже был неплохой стационарный автодром в Чжухае. Экклстоуну все понравилось, и он внес трассу в предварительное расписание сезона-1999.

Но в итоге оказалось, что чжухайский трек попросту не соответствует требованиям «Формулы-1» и нуждается в серьезных доработках. Организаторам предложили доработать трассу, те было согласились, но в итоге внезапно обанкротились. Официально было заявлено, что причиной стали проблемы с логистикой.

Про Чжухай забыли, тем более что в Китае заговорили про строительство новой трассы в Шанхае, проект которой выполнил Герман Тильке. Ее успешно построили, и именно на ней с 2004 года и проходит национальный Гран-при.

Бахрейн-2011: из-за массовых протестов с человеческими жертвами

Гран-при «Ф-1» срывали войны, революции и нефтяной кризис. И даже бунты пилотов с криво положенным асфальтом

Последний случай, когда политика отменила целый Гран-при. А именно – массовые антиправительственные протесты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, более известные как «Арабская весна». В феврале она докатилась до Бахрейна, где в марте должна была состояться первая гонка сезона.

Хотя градус протестов был не настолько высок, как в ряде других стран, без жертв не обошлось и в Бахрейне – в результате столкновений с полицией в первые дни погибли восемь человек. Берни Экклстоун потребовал гарантий безопасности – но угроза была настолько велика, что этап пришлось отменить – точнее, юридически его сначала перенесли, но другого слота в календаре под Сахир так и не нашли. 

Умер величайший пилот «Ф-1» без чемпионства. Он выжил в опаснейшей эре автоспорта, подарил титул другу и дотянул до 90 лет

Первый российский пилот в больших автогонках – рентач и брат босса «Лукойла». На его карьеру ушло $6 млн, итог – 0 очков

В «Ф-1» 70-х аутсайдеры приезжали на подиум с персоналом в 20 человек и бюджетом в $280 тысяч. Машину придумывали два человека