Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

Эпичное начало карьеры, растянувшейся на 300 Гран-при.

Запланированный на 26 мая Гран-при Монако станет 300-м в карьере чемпиона мира 2007 года Кими Райкконена — последнего победителя общего зачета, гонки и квалификации в составе «Феррари». За 18 лет в «Ф-1» у Айсмена появились миллионы болельщиков — все благодаря особой харизме, отсутствию корпоративного духа политкорректности и чувству юмора. Фанаты гонок знают множество прекрасных историй о Райкконене, но самой эпичной, наверное, и по сей день являются его первые тесты в «Ф-1» всего через год после картинга. Именно об этом и вспомнили на страницах официального сайта серии — и опросили многих гонщиков и работников команд, побывавших на треке в тот день осенний день в Муджелло.

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

Как все началось

Команды «Формулы-1» обожали проводить тесты на треке в северной Тоскане. 2000 год не стал исключением: сразу после сентябрьского Гран-при Италии «Феррари», «Макларен» и «Заубер» остались на Апеннинском полуострове ради трехдневной испытательной сессии. Главные гиганты серии собирались проверять новинки и собирать данные о поведении машины, а маленький швейцарский коллектив собрался дать шанс одному многообещающему гонщику — будущему Айсмену.

Кими Райкконен был тогда 20-летним парнем из финского Эспоо с 23 гонками в «открытых колесах» за плечами – он был настолько молод, что «Зауберу» пришлось посылать за ним механика в аэропорт, поскольку парень не имел права водить сам в Италии. Словарный запас английского у Кими был крайне ограничен, так что будущий чемпион держался соответствующего подхода: молчать и позволить пилотажу сказать за себя.

Но несмотря ни на что, менеджерский дуэт отца и сына Дэвида и Стива Робертсонов убедил создателя и директора команды Питера Заубера дать финну шанс.

«Я встретился с Дэвидом на Гран-при Венгрии 12 августа 2000 года, – вспомнил босс швейцарского коллектива. – Он говорил о Кими с огромным энтузиазмом. Сам я впервые встретил парня уже на тестах в Муджелло. Я до сих пор удивлен, что согласился, ведь трехдневная программа очень дорогая. Очевидно, Дэвиду удалось заразить меня своим энтузиазмом».

«Отец просто выложил на стол факты о достижениях Кими в «Формуле-Рено», – объяснил магию убеждения Дэвида Стив Робертсон. – Он выиграл 80 процентов гонок, и не просто приезжал первым, а привозил всем неплохие отрывы. Петера это заинтриговало — он в душе настоящий гонщик. Отец старался убедить его, что если «Заубер» не возьмет Кими сейчас, то больше его никогда не увидит, потому что парня перехватит кто-то из больших команд».

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

Но у гоночного инженера швейцарской команды Жаки Экелярта немного другой взгляд на причины тестов Райкконена — решение основывали не только на обещаниях менеджера парня.

«За 12 месяцев до тестов с нами Кими гонял в картинге — эта мысль потрясает, – вспомнил Джеки. – Так что случай, конечно, был особый. Меня проконсультировали люди из сферы профессионального картинга — и они подтвердили, что у Кими выдающийся талант. Вот почему Петер решил провести те тесты».

«Заубер» хотел сохранить приезд Райкконена в тайне, чтобы не привлечь интерес конкурентов — все-таки у финна не было контракта. Поскольку в «Муджелло» присутствовали и «Макларен» с «Феррари», швейцарцы решили устроить все втайне даже внутри собственной команды.

«Мы никому не говорили, что собирались делать с Кими, – поделился технический директор «Заубера» Вилли Рампф. – Мы уже знали, что он особенный, но должны были придумать прозвище, чтобы сохранить его личность в секрете. В итоге мы звали его «Эскимо».

«Петер его так назвал, – уточнил главный дизайнер Серхио Ринланд. – Он не сразу стартовал с «Айсмена» – это придумалось позже. Почему «Эскимо»? Потому что за тесты заплатил спонсор – производитель мороженого из Скандинавии. Помню, после тестов Петер собрал нас в боксах и объявил, что собирается подписать «Эскимо». Все заржали».

Заслужил сравнения с Сенной

Машину для тестов для Кими настраивал Педру Динис — один из боевых гонщиков «Заубера», участвовавших в недавнем Гран-при Италии. Бразилец помог с базовыми установками, чтобы финну было от чего оттолкнуться, и проехал 78 кругов в первый день. Лучшее время Диниса оказалось 1,27.654 — на 2,4 секунды быстрее времени Райкконена, проехавшего всего 29 кругов. Но во второй день уже с шестого круга будущий Айсмен оказался на полсекунды быстрее, хотя просидел в машине вдвое меньше Педру.

«Его времена были намного лучше, чем мы ожидали от парня, проехавшего всего 20 гонок в «Формуле-Рено», – рассказал Заубер. – Тогда я уже понял, каким же стабильным он может быть. Ему требовалось всего два круга, чтобы выйти на желаемый темп».

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

«Тесты Райкконена проходили не так давно после смерти Сенны — впечатления от нее все еще были сидели у меня в памяти и сердце, – вспомнил Ринланд. – Когда я увидел Кими, то подумал — это тот самый, новый Сенна. У него был такой же взгляд. Это трудно объяснить, но его тесты напомнили мне первые заезды Сенны по «Тракстону» – я был там же на испытании болида «Формулы-Форд». Истории похожи: он пришел, запрыгнул в болид, финишировавший вторым в предыдущем сезоне, проехал пару кругов и попросил больший угол атаки антикрыла. А затем он побил рекорд трассы. Вот почему Кими напомнил мне Сенну. Тогда на «Тракстоне» мы все почувствовали, что перед нами будущая суперзвезда. В Муджелло у нас было такое же ощущение.

После пары кругов Кими попросил новое антикрыло, потому что со старым ему было некомфортно. Джеки попытался разобраться, почему Кими нужен больший угол — тот ответил: «Потому что машина не поворачивает». Антикрыло настроили на больший прижим, Кими выехал и показал в повороте «Арраббьята» скорость, на 20 км/ч превзошедшую обычную скорость нашего болида в том месте».

«Просто я настроил его машину на легкую недостаточную поворачиваемость, – объяснил Экелярт. – Поскольку не хотел, чтобы он рвал в повороты на большой скорости. После двух выездов он попросил меня уменьшить недостаточную поворачиваемость».

«Помню, в один из дней уже темнело, но мы все еще хотели проехать пару кругов. Кими запрыгнул в машину и везде гнал на полную, но после нескольких петель заехал в боксы, – рассказал главный дизайнер «Заубера». – «Ты почему приехал?», – спросил у него Джеки. «Я больше ничего не вижу», – ответил Кими. Я посмотрел на него — а на шлеме оказался темный визор. Мы поменяли его и отправили Кими обратно на трек!».

Справился с нагрузкой и поразил подходом

Заубер решил не перегружать молодого гонщика большим километражем — Райкконен вообще не проезжал больше 3-4 быстрых кругов подряд, даже если его гоночный инженер хотел этого. Все знали, что в таком случае у него появятся проблемы с шеей, так что 20-летнему парню позволяли возвращаться в боксы и восстанавливаться перед очередным выездом.

«Короткий выезд, потом возвращение, небольшой брифинг, массаж — и снова в машину, – описал тестовый распорядок тренер Кими на тот момент Йозеф Леберер. – С течением дня можно было заметить, как ему становился все труднее держать голову ровно. Но он был в неплохой форме для своих лет и нормально справился».

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

«Муджелло» – требовательный трек, потому гонщик испытывает на нем немалые перегрузки, особенно в быстрый правых поворотах «Аррабьята 1» и «Аррабьята 2», – объяснил Ринланд. – У Кими не было опыта работы с подобными перегрузками, так что ему, наверное, было довольно больно».

«Тот день был очень трудным физически, – рассказал тест-пилот «Макларена» Оливье Панис, устанавливавший тогда лучшие времена сессий. – Но Кими удалось проехать много кругов. Уверен, в конце дня он чувствовал себя полностью разбитым, но вернулся на следующее утро и продолжил. Никто не понимал, сможет ли он справиться с физическими требованиями и демонстрировать стабильный результат, но Кими справился».

«Он вел себя очень тихо и почти не говорил, – поделился впечатлениями главный дизайнер. – Но когда он открывал рот, то оттуда вылетали правильные вещи. Ни один его комментарий не промахнулся мимо сути. Он из числа скромников и не умеет взаимодействовать с людьми на том же уровне, что и с машинами».

«Кими рассказывал о торможении, входе в поворот, апексе, и выходе из поворота в максимально лаконичном стиле, – вспомнил гоночный инженер Райкконена. – Главный упор делался на повороты, где, по мнению Кими, он мог выиграть наибольшее количество времени. Отличный подход к работе. Вечером на брифинге я спросил у него, что мы можем сделать с машиной для улучшения ощущений от пилотажа. Он посмотрел на меня своими голубыми глазами и ответил: «Не знаю, Джеки. Полагаюсь на тебя. Я просто поведу машину».

Райкконена заметили и оценили

Из-за коротких выездов с перерывами у Кими появилось немного свободного времени во время самого разгара сессий, и финн вместо скучного сидения в боксах без дела ходил смотреть на круги Михаэля Шумахера. Интерес оказался взаимным.

«Когда я вечером первого дня после брифинга составлял программу на второй, в дверь моторхоума постучали, – признался Экелярт. – Это был Михаэль. Он спросил у меня о новичке, и я рассказал ему о Кими и что он всего год назад еще гонял в картах. «Ну, тогда он будет очень, очень быстрым!» – ответил мне Шумахер. Тогда-то я уверился, что мы на верном пути».

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

В выступлениях Райкконена было что оценивать и не только со стороны соперников – «Заубер» особенно поразили отрезки, симулировавшие квалификацию, которые последовали сразу после длительных заездов с большой топливной загрузкой. Кими справился со всеми задачами и показал свой темп.

«Обычно нормальная загрузка на практики и гонку — 50 кг горючего, а на квалификацию — около 12 кг, – объяснил Рампф. – Мы залили Кими все 50 кг, поставили ему свежие шины и запросили быстрый круг — причем ожидали достаточно хорошее время. Если бы он попал в аварию — это было бы концом. Если бы он оказался слишком медленным, это тоже никому бы не понравилось. Он проехал круг, и время оказалось весьма неплохим для человека без опыта в «Формуле-1». Потом мы залили ему 12 кг топлива и отправили его на квалификационный круг — разница во временах составила те самые 1,2 секунды, которые мы ожидали увидеть исходя из нашего опыта на «Муджелло» и симуляций. Но мы заранее не говорили ему на сей раз, какое время нужно показать — только дали информацию о топливной загрузке и попросили проехать квалификационный круг. Прекрасный результат для человека, не знающего, как ведет себя машина с низкой топливной загрузкой — ведь до этого Кими ездил только с высокой. Реально, нас очень впечатлило.

Во время тестов он не повредил ни единой детали. В результате Петеру было проще поверить, что Кими — тот самый пилот, который точно знает, что делает. Он не гоняет на пределе, у него всегда есть небольшой запас».

Заработал прозвище «Эскимо», сравнения с Сенной и похвалу от Шумахера. На первых тестах в «Ф-1» Райкконен поразил всех

Остальное — история. Даже несмотря на отсутствие опыта и молодость, Заубер подписал контракт с Райкконеном на 2001 год, а потом убедил ФИА организовать для Райкконена специальные тесты  и выдать по их результатам суперлицензию на выступление в «Формуле-1». Кими уже на первом Гран-при в карьере приехал на седьмом месте, которое превратилось в шестое и первые очки в карьере после штрафа Паниса — отличный результат для дебютанта. Далее он еще дважды финишировал четвертым и в следующем сезоне заменил самого Мику Хаккинена в «Макларене». Так в гонках появилась одна из главных современных суперзвезд, но началось все 19 лет назад в Муджелло с «Эскимо».

Команда Райкконена изобразила Кими в роли царя из «300 спартанцев». В честь его 300-го Гран-при