История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

Вся Формула 1 ликовала, когда Хуан Пабло Монтойя нырнул на внутреннюю траекторию первого поворота в Интерлагосе в 2001 и поравнялся с Михаэлем Шумахером. На тот момент это был дерзкий маневр новичка Формулы 1 на позднем торможении. Новчика, который проводил лишь свою третью гонку в Больших Призах. Это казалось рождением нового соперника Шумахера и Ferrari, которые как раз начали свое доминирование в чемпионате. Мика Хаккинен был так же быстр, как Михаэль, а на одном быстром круге даже чуточку быстрее, но все сильнее казалось, что его время ушло. Но вместо него появился Монтойя: молодой, самоуверенный, харизматичный, веселый – он был настоящим гонщиком Williams, как до него Алан Джонс, Кеке Росберг или Найджел Мэнселл. Все это было многообещающе.

И так оно и было. Но все, что произошло потом, не соответствовало стандартам Williams и не продлилось долго. Это было время союза с BMW, который содержал все ингредиенты для завоевания трофеев, чего так и не случилось. Вместо этого дуэт смог завоевать два третьих места и два подряд вторых места в Кубке конструкторов с 2000 по 2005.

Монтойя и Ральф Шумахер, соперник Хуана Пабло с другой стороны гаража («напарник» было бы слишком мягким словом для этой пары), выиграли за это время 10 гонок. Кажется, что, на самом деле, они выиграли больше, но мы иногда забываем, как крепко Ferrari и Шумахер вцепились в горло Формулы 1 в первые годы двадцать первого века, почти «удушив» ее в 2002 и 2004. Со спортивной точки зрения те годы были тяжелыми для Ф1, хотя и в политическом плане тоже: Макс Мосли и Берни Экклстоун воевали с автопроизводителями за власть и деньги – за что же еще?

У BMW никогда не было по-настоящему крепкой связи с автоспортом, как у их соперников из Mercedes. Но все же, спустя десять лет после их ухода в конце турбоэры, компания была готова вернуться и заключила шестилетний контракт на поставку двигателей Williams, начиная с 2000. Вполне подходящее время после ухода Renault в конце 1997. Доминирующая команда в итоге осталась со старыми V10 Renault, которые были дорогими, но не развивались. К счастью, на горизонте был контракт с новым поставщиком. И в этот раз у BMW не должно было быть дефицита мощности.

Но первые плоды сотрудничества появились совсем не в Ф1, а за ее пределами. В BMW так же хотели выиграть 24 часа Ле-Мана и решили воспользоваться опытом создания шасси своего партнера. Их первый проект BMW V12 LM в 1998 «не взлетел», но следующий, V12 LMR, попал в точку в 1999. McLaren справедливо вспоминают в связи с победой в Ле-Мане в 1995 с F1 GTR, но победа Williams 4 года спустя была оттенена шильдиком BMW. И это единственное большое достижение этого союза за все время.

Сине-белые цвета BMW появились на Williams в 2000 и открыли новую эру. Младший Шумахер впечатлил команду в дебютном сезоне 1999 и теперь представлял немецкую марку. Но кто должен был составить ему пару?

История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

Бразилия 2001, Монтойя и Шумахер

И тут появился Дженсон Баттон, улыбчивый парень из Сомерсета, который быстро прошел путь по гоночным трассам и сериям до Формулы 1. Он стал чемпионом Европы по картингу, и всего через два года после этого Ален Прост дал ему шанс в своей команде, а затем «маякнул» Williams о том, что нашел нового талантливого гонщика. Баттон соперничал за место с асом из Формулы 3000 Бруно Жункейрой, пока Фрэнк Уильямс не подтвердил, что место его. Это случилось прямо перед тем, как первая Williams BMW FW22 была представлена миру. Сегодня дебюты подростков в Формуле 1 стали нормой, но в свое время 20-летний Баттон был еще очень юн. В первый сезон нового этапа команды терять было особо нечего, даже с новичком.

Баттон оправдал ожидания. В своей второй гонке он стал самым молодым гонщиком, набравшим очки (в Бразилии он приехал шестым позади Ральфа), а позже он смог доказать, что за его симпатичным фасадом было больше, чем многим казалось. На настоящих супер трассах в Спа и Сузуке он квалифицировался третьим и пятым впереди напарника, хотя Ральф постепенно тоже улучшал результаты. В Австралии был подиум (первая гонка BMW после возвращения), а потом также в Спа и Монце – это позволило Williams подняться на третье место с хорошим отрывом от Benetton. Но Ferrari и McLaren были далеко впереди.

А Баттон, хоть и демонстрировал результаты и быстрый рост, столкнулся с тем, что в Williams не особенно хотят оставлять место за ним, так что Дженсону нужно было искать место, так как Монтойя был уже на подходе. Колумбиец впервые контактировал с Уильямсом в 1997, и ему удалось получить контракт тест-пилота после заездов для молодых гонщиков.  В 1998 он уверенно выиграл Формулу 3000, а в 1999 гонялся в Индикар за Чипа Ганасси. По той сделке Алекс Дзанарди возвращался обратно в Европу после трех прекрасных сезонов за океаном. Поначалу Монтойя расстроился, что не получил место в Ф1, которое, как он считал, точно будет его, но это пошло ему на пользу. В своем первом сезоне в США он опередил Дарио Франкитти и стал чемпионом, а в следующем году доминировал в Инди-500. К тому моменту Дзанарди вернулся в Индикар после странного одного сезона в Ф1. Баттон выступал уверенно…но в Williams увидели в Монтойе уникальный талант.

Дженсон отправился в Benetton к сомневающемуся в нем Флавио Бриаторе, а в Williams пришел Монтойя с блеском в глазах и широкой улыбкой на лице – он был похож на Жака Вильнева в 1996. Но, несмотря на свое обаяние, он все еще был новичком, а рядом с ним уже был состоявшийся гонщик. Монтойя провел блестящую гонку в Интерлагосе (которую испортил выбивший его Йос Ферстаппен на Arrows, когда Хуан Пабло лидировал с преимуществом в пять секунд), но первую победу с 1997 команде принес Ральф в Имоле. Победа Шумахера была первой для BMW с Мексики 1986, где на Benetton победил Герхард Бергер…который теперь был спортивным директором баварцев. Что не менее любопытно, это была первая победа Michelin за 17 лет, всего в четвертой гонке после возвращения. Williams, BMW, Michelin: это трио грозило стать главным соперником Ferrari.

История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

В 2001 Шумахер и Монтойя добыли четыре победы и 3-е место в КК

Монтойя завоевал первый подиум в Испании, затем Ральф снова выиграл в Канаде, обыграв своего брата на пит-стопах. Это был первый «братский» дубль в истории. На следующей гонке на Нюрбургринге Михаэль показал, что братские узы ничего не стоят во время гонки, и довольно жестко обошелся с Ральфом…Затем Шумахер-младший завоевал подиум во Франции, а в свой 26-й день рождения выиграл дома в Хоккенхайме – это была его третья победа в сезоне.

Тем временем Монтойя потихоньку обретал уверенность, усиливая напряжение внутри команды между ним и его напарником, который очень отличался от него самого. В Монце Хуан Пабло завоевал свой третий поул в четырех гонках и наконец конвертировал его в победу. Тот уик-энд был омрачен событиями 11 сентября в США (трагедия случилась во вторник перед гонкой) и ужасной аварией на Лаузицринге в Германии, где Дзанарди потерял обе ноги во время гонки Индикар. Странные, сложные, оставшиеся в памяти у всех события…

Трио Williams, BMW и Michelin набрало силу к 2001, но они еще не были готовы сражаться с Ferrari и Bridgestone за титул, даже несмотря на то, что Ральф опередил в чемпионате Хаккинена. Казалось, это был положительный импульс, но в 2002 Ferrari смела всех.

Итальянская команда выиграла 15 гонок из 17, Михаэль – 11, и стал чемпионом в июле во Франции…Да, Williams были лучшими из остальных, но это мало что значило. Ferrari заработали столько очков, сколько все остальные вместе взятые! Как и Williams, McLaren тоже использовали теперь Michelin, что позволило Bridgestone сосредоточиться на Ferrari, а французским шинникам приходилось разрываться между двумя совершенно разными клиентами: FW24 не хватало прижимной силы, а McLaren-Mercedes – мощности.

Но не все было так мрачно. После полета Ральфа над машиной Руббенса Баррикелло в Австралии в начале сезона он и Монтойя в Малайзии добыли первый за пять лет дубль для Williams – там шины Michelin лучше справились с тропической жарой. Тем временем, репутация Монтойи, как отличного гонщика на одном круге, крепла – он завоевал пять поулов подряд, включая знаменитый в Монце, где его средняя скорость на круге была 259,8 км/ч. Предыдущий «вечный» рекорд принадлежал Кеке Росбергу, который он установил на Сильверстоуне в 1985 за рулем FW10 – 258,98 км/ч. В 2002 Монтойя стартовал с поула семь раз, но не смог ни один из них преобразовать в победу.

История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

Победа Ральфа в Сан-Марино в 2001

В 2003 все было иначе, повеяло свежестью. После сезона доминирования одной команды теперь восемь гонщиков выиграли гонки. Больше было только в 1975 (девять) и 1982 (одиннадцать). McLaren бодро стартовали, Култхард выиграл в Австралии, но случилось это после разворота Монтойи за 11 кругов до финиша. Ральф проявил характер в Имоле, они с братом разделили первый ряд – это случилось на следующий день после смерти их матери. Монтойя же прервал двадцатилетнюю безвыигрышную засуху команды в Монако: он опередил Кими Райкконена и за счет пит-стопов обошел его напарника. У Ральфа и Хуана Пабло тогда были близкие результаты, и это было лучшее время для Williams-BMW.

Два подряд дубля на Нюрбургринге и Маньи-Куре (оба раза Ральф был впереди) напомнили о 90-х и о том, что мы тогда привыкли видеть в исполнении Williams. В то же время, внутреннее отсутствие гармонии дополняло скромные достижения. Во Франции во время битвы трех пит-стопов между напарниками Монтойя обменивался с пит-уолл красочными репликами 18+. Это был признак раскола между ним и командой. Бороться с паранойей гонщиков сложно, даже когда вовлечена одна половина гаража, но в Williams трясло обе стороны. Ральфу тоже было неуютно в команде, которая никогда не относилась тепло к своим гонщикам.

Williams ответила на выпады Монтойи в своем стиле формальным выговором, который был отправлен письмом. И это только разожгло огонь в латиноамериканце, и именно тогда он решил, что его будущее будет за пределами команды. Тем не менее, еще был шанс выиграть титул, и Монтойя, а не Ральф, возглавлял погоню. Победа в Хоккенхайме позволила Хуану Пабло сесть на хвост Михаэлю Шумахеру, а после Венгрии Монтойя, Шуми и Кими разделяло лишь два очка. В Ferrari отреагировали быстро и подали протест на шины Michelin, считая пятно контакта их резины не соответствующим регламенту. Шины были такими же, как в 2001…но почему-то вдруг французская марка стала делать неправильные шины и была вынуждена срочно и впопыхах готовить новые к Монце, где Шумахер одержал одну из своих важнейших побед (до этого он пять гонок не лидировал ни круга). Эта победа снова вывела его вперед. В Индианаполисе Монтойю оштрафовали (он считал, что несправедливо) за инцидент с Баррикелло, и он финишировал шестым.

История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

Williams были «лучшими из остальных» позади Ferrari в 2002

За две гонки до этого он был так близок к соперникам, а теперь его погоня была окончена. Шумахер старший выиграет свой четвертый титул с Ferrari, финишировав восьмым в Сузуке и опередив в итоге Кими Райкконена на одно очко. Только 14 очков отделяли Williams от Ferrari и 10-го Кубка Конструкторов. Но с таким же успехом отставание могло быть и 50 очков. Лучший шанс Williams BMW, как потом выяснилось, был упущен.

Еще до начала следующего сезона было объявлено, что Монтойя перейдет в McLaren в 2005. Он и Ральф отправились в свой последний несчастливый сезон в бело-синей форме. Шумахер младший планировал перейти в Toyota. После сезона плотной борьбы 2004-й снова стал бенефисом Ferrari: Шумахер повторил достижение Мэнселла образца 1992 и выиграл пять гонок подряд на старте. После осечки в Монако он выиграл еще семь подряд. В конце сезона в Бразилии Williams все-таки достигла хоть чего-то, и Монтойя выиграл свою последнюю гонку за команду. На этой же трассе он когда-то подарил всем надежду…Williams не выиграют ни одной гонки еще 8 долгих лет.

И тут снова появился Баттон. Ну, почти. После того как его променяли на Монтойю в 2001-м он смог неплохо зарекомендовать себя в BAR после ужасного опыта вместе с Benetton/Renault, и в 2004 Дженсон был лучшим после Ferrari. Пришло время Фрэнку позвонить ему…но вот только Дэвид Ричардс из BAR уже застолбил Баттона себе на 2005-й. После обращения в Совет по соблюдению контрактов Дженсон был вынужден остаться там, где был. Что было даже лучше, как выяснилось. Шхуна Williams BMW налетела на рифы.

История Williams. Часть 5: 2000-2005. Неуправляемая мощь

В 2004 команда смогла добыть победу только после того, как избавилась от уродливой носовой части машины

Бергер никогда не гонялся за BMW (Фрэнк шутил, что не смог бы себе его позволить), но он был отличным спортивным директором команды. Но после его ухода в 2004-м пришел Марио Тайссен, и он был совсем другим человеком. Казалось, что он совсем на другой волне, нежели олдскульные парни из Williams.

К тому моменту и Патрик Хэд тоже отступил, и место технического директора занял австралиец Сэм Майкл, но союз уже было не спасти. Новая сделка должна была сохранить BMW до 2009-го, но баварцы решили уйти и купить Sauber. Если подумать сейчас, то это было странное решение, эксперимент, который продлится всего четыре года, прежде чем компания снова решит покинуть Формулу 1. Вернутся ли они снова? Конечно, но пока сложно представить как, когда и с кем.

Сезон 2005 (последний для V10) был обескураживающим для Williams несмотря на то, что у них была талантливая пара гонщиков в лице Ника Хайдфельда и Марка Уэббера. Команда заняла пятое место. Еще одна попытка Дженсона Баттона перейти в команду многое говорила о том, что происходило с Williams – в этот раз все получилось, но сам Дженсон передумал. Это ему дорого обошлось: человек, который не смог попасть в команду в 2000-м и столько ждал в итоге заплатил 18 миллионов фунтов, чтобы не вернуться в 2006-м…

Безумие, но можно понять, почему так вышло. И снова Williams шагали дальше в одиночку…

Это перевод статьи Дэмиена Смита из журнала GP Racing UK за сентябрь 2020 года.

Этот блог в соцсетях: