Кажется, двукратный чемпион «Ф-1» прячется от долгов на $10 миллионов. Пытается выставить себя банкротом

145 судебных исков от банков, Карл!

Устали от бесконечных саг об уклонении от уплаты налогов в исполнении звезд футбола? Условный срок Месси и преследования Роналду больше не возбуждают? «Формула-1» найдет, чем удивить!

Всего одно заявление на истребование долга на 120 тысяч евро от локального Banco Safra, похоже, вскрыли огромные проблемы законом у одного из самых разносторонних гонщиков за всю историю автоспорта – Эмерсона Фиттипальди. 73-летний выходец из Сан-Паулу провел 144 Гран-при в «Формуле-1» в 60-х-80-х, выиграл 14 из них и оформил два чемпионских титула, 5 сезонов гонялся за собственную команду – а потом ушел в «Индикар», который выиграл в 1989-м. Также на его счету две победы в главной гонке США – «500 миль Индианаполиса».

Естественно, Эммо завершил карьеру невероятно богатым человеком – только за одно первое место в гонке по «Старой кирпичнице» тогда платили больше миллиона долларов (не считая призовых за квалификацию и другие достижения). Да-да, вот эта знаменитая фотка как раз описывает количество полученных за победу наличных!

Кажется, двукратный чемпион «Ф-1» прячется от долгов на $10 миллионов. Пытается выставить себя банкротом

Гонорары в «Ф-1» стараниями Ники Лауды к началу 80-х тоже взлетели до уровня в несколько миллионов за год – особенно для чемпионов. Также еще к моменту ухода из главной серии мира Фиттипальди запустил несколько бизнес-проектов (фирма по дистрибуции кофе, сигары собственной марки, производство ободов для колес и так далее) – денег хватило даже на дебют племянника Кристиана в «Формуле-1» и на несколько сезонов в «Индикаре». А еще – на собственную команду в США – все в том же «Индикаре».

Теперь же двукратный чемпион мира живет в США, но регулярно общается с бразильским правосудием через юристов, уверяя о полном банкротстве – якобы у него нет даже нескольких тысяч евро на судебные издержки. По рассказу газеты Folha de Sao Paulo, против Эмерсона скопилось уже 145 судебных дел по всевозможным задолженностям общей суммой на 10 миллионов долларов – именно поэтому Banco Safra не удалось арестовать хоть какое-то имущество гонщика: вовсе не из-за невозможности обнаружить ценности Фиттипальди, а из-за огромной очереди на арест.

Бразильский банк дошел до прямых обвинений в мошенничестве: по его мнению, чемпион просто скрывает все активы в США и живет там вполне безбедной жизнью, откровенно посмеиваясь над кипучей деятельностью на родине. Вдвойне сильнее веселит причина вскрытия огромных долгов и проблем с законом у Фиттипальди: он влез в качестве партнера и поручителя по заему для автомобильного дилерского центра на родине, тот не вернул долги – и понеслось. То есть, судя по всему, Banco Safra выдал деньги стороне Эммо под честное слово и веру в чистую репутацию чемпиона – поскольку любая проверка точно обнаружила бы остальные 140 судебных процессов.

Теперь же банк из Сан-Паулу пополнил список кредиторов одной из самых известных семей Бразилии. И не похоже, будто та собирается кому-то что-то возвращать.

Фиттипальди уже не в первый раз оказывается в центре скандала с кредитами и банкротством

Знаете, что в истории с займом и процессами самое смешное? В 2016-м (то есть всего 4 года назад) Эмерсон проходил ровно через точно такой же процесс: после просрочки долга на 16 тысяч долларов и нового иска о взыскании выяснилось, что на двукратном чемпионе уже висит долгов на 7,6 миллионов долларов по 60 судебным делам!

Тогда прославленного гонщика атаковали намного жестче: приставы арестовали всю его коллекцию наград и даже гоночные болиды, оставленные в Бразилии. По обязательствам упаковали даже легендарный чемпионский «Лотус» 72D 1972 года, на котором Эммо выиграл первый титул – машину стоимостью в миллионы собирались пустить с молотка для расчета с кредиторами.

Кажется, двукратный чемпион «Ф-1» прячется от долгов на $10 миллионов. Пытается выставить себя банкротом

Тогда Фиттипальди невероятным образом сумел отбить болид обратно. Пока точно неизвестно, как именно, но после инцидента с арестом имущества бывший пилот так и не закрыл большую часть задолженностей (многие нынешние судебные процессы тянутся еще с того времени) и явно перевез все ценные вещи из родной страны. Теперь приставам арестовывать фактически нечего, кроме счетов его компаний – на которых, как вы уже поняли, и без того чаще всего пусто (да и как может быть иначе при многолетних взысканиях и делах о банкротстве?).

Что же случилось с состоянием Фиттипальди? По его словам, несколько неудачных бизнес-проектов и глупое госуправление в Бразилии

В 2016-м страна только отходила от мощнейшего экономического и политического кризиса – худшего за 100 лет по оценкам Bloomberg. Падение цен на сырье, огромная закредитованность под идеалистические проекты, бесконечные коррупционные скандалы – каждый из факторов обваливал стоимость местной валюты на десятки процентов. В итоге правящая коалиция в парламенте развалилась, президенту объявили импичмент, Бразилия погрузилась в хаос.

На него и списали неудачи в семье Фиттипальди – на большей части судебных процессов сторона гонщика объясняла трудности с выплатами «финансовой и политической нестабильностью».

Однако люди не купились на достаточно туманные оправдания – и Эммо пришлось через прессу разъяснять все поподробнее.

«Я много инвестировал в бразильский завод для очистки этанола. Стал одним из крупнейших инвесторов страны в начале перехода на машин с гибким выбором топлива и на этанол в Бразилии.

Бразилия – идеальная страна для производства этанола из сахарного тростника. Технология автомобиля с гибким выбором топлива, разработанная Bosch и Magneti Marelli, позволяет заливать внутрь любое топливо, или создавать миксы 50 на 50. Бразильская промышленность много инвестировала в развитие идеи, и что случилось? Они просто использовали частных инвесторов вроде меня. Только здесь я потерял 2,1 миллиона долларов. Это много денег, и это стало началом моих проблем.

Я, бок о бок с крупными инвесторами и транснациональными компаниями, ожидал, что цены на литр этанола окажутся достаточными, чтобы окупить вложения. Но государство установило такую цену, что с ней любому очистительному заводу оказалось очень трудно выжить. Сегодня только в штате Сан-Паулу через банкротство проходят от пяти до восьми заводов.

Кажется, двукратный чемпион «Ф-1» прячется от долгов на $10 миллионов. Пытается выставить себя банкротом

И еще банки! Просто для объяснения: самая низкая ставка, по которой можно получить займ на бизнес – 20 процентов годовых. Как можно вообще открывать дело, когда нужно выплачивать по 20 процентов?»

Следующим ударом по состоянию Фиттипальди стало проведение крупных гонок международного класса Бразилии. Эммо привозил этапы чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC – серия, куда входит «24 часа Ле-Мана») с 2012 по 2014-й – и много на них потерял.

«Многие люди не понимают, что я привозил в Бразилию «Индикар», проводил похожие на «Ле-Ман» заезды «6 часов Интерлагоса» – фантастические чемпионаты, на мой взгляд, – объяснил двукратный чемпион мира. – Я вложил в них много денег – и потерял много денег».

Однако на тот момент Эмерсон постоянно подчеркивал: его состояние все еще больше долгов, он далек от банкротства и не сдастся. В конце концов болид «Лотуса» и правда вернули чемпиону обратно, но ситуация с исками так и не исправилась – зато, судя по всему, изменилось материальное положение одной из самых известных семей Бразилии. Ведь теперь адвокаты настаивают на полном разорении Фиттипальди вплоть до отсутствия пары тысяч евро на судебные издержки.

Со стороны все и правда выглядит так, словно Эммо после спасения важнейшего имущества просто быстро перебросил активы куда-то за рубеж.

Выходит, банки правы – и у Фиттипальди все хорошо? Похоже на то: родственники чемпиона активно развивают гоночные карьеры

Частично предположения кредиторов подтверждает хотя бы история развития собственного бренда суперкаров: в 2016-м (до скандального ареста имущества) Эммо основал собственную автомобильную марку Fittipaldi Motors и совместно с итальянским дизайнерским и тюнинговым бюро Pininfarina, а также с HWA AG (гоночное подразделение «Мерседеса») анонсировал выпуск собственного исключительного трекового спорткара EF7. По первоначальной задумке, бразильская машина должна была выйти в 2018-м тиражом в 39 штук и стоимостью в 1,5 миллиона долларов каждая с мотором на 600 л.с. и разгоном до 100 км/ч быстрее трех секунд. Ее хотели собирать и обслуживать полностью в Бразилии, а в пакете с покупкой шла возможность получать уроки пилотирования от самого Эмерсона – в заранее назначенные трек-дни (по похоже схеме с самыми дорогими суперкарами работает и «Феррари»). Погонять на ней на обычных дорогах было бы нельзя.

Однако после скандала с предполагаемым банкротством и откровениями в прессе проект застопорился: новости о EF7 закончились в 2017-м, и тогда же перестал обновляться сайт Fittipaldi Motors. Судя по всему, проекту резко перекрыли финансирование – видимо, вести крупные дела в Бразилии чемпион мира больше не намерен.

В то же время нельзя сказать, будто его семья бедствует или вообще находится в состоянии банкроства. Напротив, всевозможные родственники Эмерсона дружно осваивают весьма дорогие гоночные серии: к примеру, внук чемпиона 19-летний Энцо с 2016-го провел 3 полноценных сезона в «Формуле-4» (обычно один стоит 300 тысяч евро – по рассказам отца российского пилота Роберта Шварцмана), также он проехал еще год в региональной «Формуле» (бывшая «евротрешка», стоимость – от 500 до 800 тысяч евро за сезон), а в 2020-м соревновался в международной «Ф-3» (стоимость стартует от миллиона евро).

Кажется, двукратный чемпион «Ф-1» прячется от долгов на $10 миллионов. Пытается выставить себя банкротом

Его брат Пьетро за то же провел два сезона в «Формуле V8 3,5» (бывшая «Мировая серия «Рено», стоит около миллиона за год), поездил в «Индикаре» и японской «Супер-Формуле», откатал полный сезон в азиатской «Ф-3» (там дешевле – от 200 до 500 тысяч евро) и на весь 2019-й выбил себе контракт с заводской «Ауди» в ДТМ. И это еще не говоря о должности тест-пилота в «Хаасе»! Конечно, Пьетро повезло со спонсором Claro (благодаря звучной фамилии), но вряд ли 24-летний гонщик без особых результатов с 2017-го гонял исключительно благодаря щедрости партнера.

Не обошлось и без успехов его младшего сына – Эмерсона-младшего. Его в 13 лет включили в программу молодежной академии «Заубера» (фактически филиал программы «Феррари») и организовали сразу несколько тестовых сессий в болиде «Формулы-4». Сейчас он выступает в чемпионате мира по картингу своих возрастов – а там сезон тоже оценивается в районе 200-300 тысяч евро. Отец при этом не пропускает ни единой его гонки и колесит по Европе уже много лет подряд – не очень-то похоже на обанкротившегося на родине коммерсанта.

Справедливости ради стоит отметить: в соцсетях у Эммо и правда нет признаков «роскошной жизни в США»: там в основном путешествия, фотографии с гонок сыновей и самого чемпиона (исключительно в форме команды младшего сына со всеми спонсорами), а также немало рекламы.

С другой стороны, в Бразилию двукратный чемпион мира, похоже, не наведывался с конца предыдущего года (судя по перемещениям из соцсетей). Будет ли теперь как-то решаться вопрос долгов – неизвестно.

Забытый победитель Хэмилтона: рвал Льюиса еще в картинге, отказал агенту Алонсо и чуть не покончил с собой из-за депрессии

Русский талант из «Феррари» – теперь президент цветочной компании (оборот – 650 млн рублей). Совместит погоню за «Ф-1» и бизнес

Брат Льюиса Хэмилтона – гонщик с ДЦП. Врачи считали, что он не сможет даже ходить, а он прорвался в автоспорт без денег семьи