Кажется, «Мерседес» и правда на грани продажи команды «Ф-1». Лучший маркер – отсутствие нового контракта с Хэмилтоном

Пока Льюис – свободный агент с середины декабря.

Кажется, «Мерседес» и правда на грани продажи команды «Ф-1». Лучший маркер – отсутствие нового контракта с Хэмилтоном

«Мерседес» крушит «Формулу-1» уже седьмой сезон подряд – пока лишь «Феррари» дважды обозначала борьбу за титул с немецким монстром. Казалось бы, стабильный многолетний успех просто обязывает ничего не менять и просто увеличивать отрыв от остального пелотона – но, похоже, история самой доминирующей организации в истории серии в любой момент может пойти по другому пути.

Уже второй сезон в паддоке ходят настойчивые слухи о возможной продаже команды. Вплоть до сентября они обычно перечислялись в списке среднесрочных планов боссов «Даймлера» для сокращения расходов и улучшения баланса – и только теперь приобрели предметный характер.

В прессе огласили возможного покупателя – британского химического гиганта Ineos (заключившего с «Мерседесом» трехлетнюю спонсорскую сделку на 50 миллионов долларов в год) и даже назвали примерную сумму продажи. По версии бывшего владельца команды «Ф-1» Эдди Джордана (а также еще одного неназванного источника, близкого к обсуждениям), немцам оставят только 30 процентов акций, а остальные выкупят за 900 миллионов долларов.

Заключение сделки означает конец эпохи Тото Вольффа в «Мерседесе»: по инсайду, австрийский функционер продаст свою 30-процентную долю (то есть получит под 400 миллионов) и покинет должность босса, превратившись в советника без полномочий.

Можно ли верить инсайду? История звучит фантастически (особенно по части суммы за неполный пакет акций), однако нельзя не отметить стремительное проникновение Ineos в автосегмент. Британский гигант в 2020-м показал миру свой первый джип Grenadier с бензиновым, дизельным или водородным моторами, и пообещал выпустить его в широкую продажу в 2021-м.

Кажется, «Мерседес» и правда на грани продажи команды «Ф-1». Лучший маркер – отсутствие нового контракта с Хэмилтоном

Более того, именно с внедорожником и связан «Даймлер»: в конце августа Ineos выкупила у партнера по «Ф-1» огромный завод для производства автомобилей Smart во французском Амбахе на границе с Германией. Правда, поставлять силовые установки британцам будет «БМВ», но все равно – тесные связи с владельцами «Мерседеса» уже налажены, как и опыт совместных сделок.

«Мерседес» все отрицает, но отсутствие контракта с Хэмлтоном говорит громче стерильных заявлений

Естественно, Тото Вольфф поспешил опровергнуть любые слухи о продаже команды Ineos, но вряд ли ему хоть кто-то реально поверил. И дело не в личной репутации австрийца: просто в «Формуле-1» так и работают любые слухи. Здесь никто ничего даже косвенно не подтверждает – идеальным примером стал выход интервью шефа «Рейсинг Пойнт» за день до объявления о сделке с Себастьяном Феттелем. В нем руководитель будущего «Астон Мартин» отрицал не просто возможное подписание контракта с четырехкратным чемпионом, но даже сам факт обсуждения его кандидатуры.

Именно поэтому в автоспорте редко обращают внимание на стерильные протокольные заявления официальных лиц и ищут слухи, сливы, косвенные признаки и прочие возможные доказательства. И в данной ситуации как раз есть важный момент, потенциально сигнализирующий о неясности судьбы заводского «Мерседеса» в «Формуле-1» – отсутствие нового контракта с Льюисом Хэмилтоном.

Нынешнее соглашение с шестикратным чемпионом мира истекает после завершения сезона в середине декабря – и по состоянию на данный момент №44 превратится в свободного агента. Фактически на подписание новой сделки осталось лишь два месяца – и еще никогда договор не заключался так поздно.

Льюис прямо сейчас – сверхдорогой гонщик с огромной аудиторией в соцсетях и маркетинговой ценностью (специализированная компания Nilsen поставила его на 21-е место в мире среди всех спортсменов – выше Надаля, Федерерва и Тома Брэйди, например).

View this post on Instagram

Recently I’ve been making many changes in my life to reduce my impact on the environment. The first step in this journey was to understand my personal impact on the planet so I could make changes to improve it. Since then, I have offset my carbon footprint from my Formula 1 career dating back to 2007, I have reduced travel where possible, I have gone plant-based and outside of the track, I try to use electric cars wherever possible. I also want to use my position as a racing driver to enforce positive and permanent change, which is why I’m working closely with Mercedes to slowly move their fleet of cars towards electric. This is my new dream car, the new EQS fully electric Mercedes. I can’t wait until it’s released! It’s difficult to always be perfect when we go about our daily lives, but I’m continuing to learn how to be better and I’m committed to staying educated and informed so I can play my part. Small steps lead to big change, so it’s important we all take a moment to understand our footprint and the small changes we can make in our everyday lives to put our planet first. The last step for me will be when I step away from this sport and can focus fully on helping heal the world to provide a better future for our kids and our kids, kids. #VisionEQS @mercedesbenz

A post shared by Lewis Hamilton (@lewishamilton) on

Он всегда подписывает договоры минимум на 2-3 года, и ему в январе исполнится 36 лет – новый контракт с «Мерседесом» явно будет последним большим в карьере. Потому шестикратному чемпиону точно хотелось бы какой-то определенности с будущим организации – вероятно, его не испугает сам факт продажи команды, но только владельцу с амбициями, готовому поддерживать достойный бюджет. Ведь Хэмилтону нет никакого резона соглашаться на трехлетнее продление альянса – а потом внезапно оказаться без сильной машины и в команде без соответствующих инвестиций.

«Ходят слухи, будто «Мерседес» хочет продать команду к концу следующего года, и эта неопределенность имеет последствия, – объяснил ситуацию в эфире RTL Ральф Шумахер, который сам в свое время гонял за гигантов «БМВ» и «Тойоту». – Она парализует будущие решения. Мы должны помнить: Льюис – важная личность, безусловно, очень дорогая, и он захочет заключить контракт на срок более одного года.

Неуверенность, которая витает над командой, безусловно, является важной причиной того, почему переговоры между ним и командой так затягиваются».

Более того, отсутствие нового контракта с Хэмилтоном, вероятно, затягивает переговоры о продаже команды не меньше. Новые владельцы гоночной организации точно хотели бы заполучить все доступные сильные стороны «Мерседеса» – и Льюис на пике маркетинговой формы точно является чуть ли не важнейшим активом с точки зрения рекламного продвижения любого спонсора. Ситуация пока что похожа на пат.

«Мерседес» уже пытается исправить обстановку новыми инсайдами

Безусловно, и в «Даймлере», и в стратегическом штабе имени Тото Вольффа понимают изложенный расклад от начала и до конца. И – как по волшебству – всего через неделю после инсайда о возможной продаже команды в британской прессе прямо перед Гран-при России появился новый слив – о якобы полностью согласованном контракте с Хэмилтоном на 3 года и 150 миллионов.

В то же время источники немецкого RTL не подтверждают заключение сделки – по их данным, финальная стадия переговоров вместе с подписанием соглашения назначена на самый конец сезона. Для Льюиса такая позиция максимально логична: он не только сможет лучше представлять будущее организации, но и получит шанс на выставление своих условий уже как семикратный чемпион (а такой статус означает лишние миллион-другой к сумме гонорара). И немецкому концерну придется смириться с позицией второй стороны – ведь №44 всегда может указать на результаты Боттаса.

Боттас слетел с катушек: вчистую проигрывает сезон, но ведет себя как свергатель Хэмилтона. Послал всех после халявной победы в Сочи

Зачем «Мерседесу» вообще продавать успешную команду? Просто лучшего момента может не представиться

«Формула-1», как и любой профессиональный спорт – не просто социальное, развлекательное или альтруистическое шоу, но еще и бизнес. А в бизнесе деньги всегда стоят на первом месте.

Так что если к любому владельцу команды «Ф-1» (разве что кроме «Феррари») придут и предложат 900 миллионов долларов за неполный пакет акций – согласится практически кто угодно. Для сравнения: «Уильямс» недавно продали целиком за 150 миллионов, а «Рейсинг Пойнт» (самая эффективная частная организация, между прочим!) обошлась в сумму около 250 миллионов.

Так что почти миллиард за команду «Ф-1» – нереально большая сумма. Настолько крупных сделок в серии просто не было никогда. И хотя бы поэтому не рассмотреть такой вариант было бы странно.

Кажется, «Мерседес» и правда на грани продажи команды «Ф-1». Лучший маркер – отсутствие нового контракта с Хэмилтоном

С другой стороны, головной концерн почти ничего не тратит на команду: вливания непосредственно в нее составляют не более 10-15 миллионов евро и исходят из маркетингового бюджета. Остальной бюджет «Мерседес» собирает спонсорами и призовыми – да и деньги от «Даймлера» обычно просто записывают в прибыль и переносят на следующий сезон. Основа инвестиций завода – все-таки моторное подразделение HPP, которое разрабатывает силовые установки не только для «Ф-1», но еще и для «Формулы Е», целого ряда гиперкаров и других гоночных машин. Избавляться от него «Даймлер» точно не планирует.

Есть и второй, более серьезный фактор: после семи лет доминирования и уничтожения соперников «Мерседес», кажется, выжал из «Ф-1» всю возможную маркетинговую ценность. Команда из Бракли побила множество рекордов всех времен, превзошла легендарную «Феррари» из начала 2000-х по количеству Кубков конструкторов и даже периода доминирования, а Льюис Хэмилтон готовится на замену Михаэлю Шумахеру как самый титулованный пилот в истории (остался лишь 1 титул и 2 победы в Гран-при).

Сейчас «Мерседес» на пике цикла развития. Дальше команду ждет только потолок расходов (режущий нынешний бюджет сразу же как минимум вдвое) и радикально новый регламент. Расти организации по сути уже некуда – есть только опасность стагнации, регресса, поражений и падения. В Гран-при 2020-го персонал чемпионов уже начал допускать нетипично большое количество ошибок от перебора с топливом в квалификации на болиде Боттаса до провала с сообщением Хэмилтону о недопустимости пит-стопа или разрешении отработки стартов в неположенном месте. Причем два последних случая привели к потерям побед – вероятно, крутость организации в «Мерседесе» уже достигла плато и команда больше не сможет прибавлять.

В таких условиях переход на абсолютно новые машины в 2022-м выглядит очень рискованным, а решение уйти на пике и непобежденными – максимально красивым и логичным ходом. Именно поэтому слухи усиливаются по мере приближения смены регламента.

К тому же, чемпионская команда точно не вырастет в цене сильнее, чем сейчас. В данный момент организация из Бракли представляется машиной по заколачиванию побед под ключ: с лучшей рабочей атмосферой в пелотоне, самыми компетентными и креативными инженерами, ворохом инноваций и лучшим гонщиком мира. Подобное положение сохранится максимум еще на сезон (из-за заморозки шасси и большей части агрегатов современных болидов), а потом наступит период неопределенности из-за нового регламента, завершения перестроек в «Макларене», «Феррари» и «Рено» и дальнейшего развития «Астон Матин».

Продавай на пике, покупай на спаде – закон биржевых инвесторов с Уолл-стрит вроде великого Уоррена Баффета, и здесь он вполне применим. Лучшего момента для сделки просто не будет.

«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды». Зато Квяту теперь проще сохранить место

Забытый победитель Хэмилтона: рвал Льюиса еще в картинге, отказал агенту Алонсо и чуть не покончил с собой из-за депрессии

Место под Феттеля в «Астон Мартин» расчистили совсем некрасиво. Пилот спас команду от закрытия, а теперь его уволили без компенсации