Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

10 лет дебюту Петрова в «Ф-1».

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

14 марта исполнилось ровно 10 лет с момента дебюта первого русского пилота в «Формуле-1» Виталия Петрова. Он провел в главной серии мира всего три сезона, но запомнился всем: у него были взлеты и падения, крутые гонки и полные провалы, эпичные аварии и громкие скандалы. Временами Петров был очень хорош, и возможно, его сильно недооценили. В этом тексте мы вспомнили самые яркие моменты карьеры Виталия в Гран-при. 

Феноменально стартовал в Мельбурне

В первой гонке сезона в Бахрейне Виталий сошел из-за поломки подвески, но привлек внимание классным стартом: с 17-й позиции прорвался на 11-ю. Но по сравнению с ракетоподобным началом Гран-при Австралии он блекнет – тогда Петров прошел разом семерых соперников на мокрой трассе. Русский пилот лучше всех среагировал, агрессивно давил на газ, смело протискивался мимо конкурентов и не допускал пробуксовок на влажном асфальте.

https://twitter.com/F1/status/1105126734385557506

«Мы с Иньяки Руэдой [из гоночной бригады] специально отрабатывали старты, – рассказал Петров Motorsport. – И добились того, что мои старты были лучшими чуть ли не за всю историю «Рено». Парни видели, насколько у меня хорошая реакция, что я даю хорошую обратную связь – и поэтому отработке стартов уделялось много времени. Надо отдать должное Иньяки, он с полуслова понимал то, что я ему рассказывал о тонкостях зацепа».

К сожалению, и в той гонке Виталий не финишировал – на девятом круге вылетел в гравий в третьем повороте и сошел.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

Боролся с Хэмилтоном в Малайзии

Петров не финишировал и в третьей гонке сезона в Малайзии, но снова всем запомнился – на этот раз отличной борьбой с Льюисом Хэмилтоном. Он вместе с пилотами «Феррари» в том Гран-при провалил квалификацию, решив дождаться окончания дождя по ходу первого сегмента – но дождался только его усиления и вылетел.

На первых кругах Льюис просто разрывал пелотон, пока не добрался до Петрова: с ним он тоже расправился в последнем повороте, вот только на стартовой прямой Виталий воспользовался слип-стримом и дерзко вернул позицию.

На следующем круге Льюис снова его прошел, а затем внаглую нарушил правила при обороне позиции: несколько раз откровенно сменил траекторию перед носом Виталия. Все для того, чтобы сбросить гонщика «Рено» из воздушного мешка.

За это Хэмилтону показали черно-белый флаг – последний при жизни Чарли Уайтинга, отказавшийся от такой практики в пользу устных предупреждений. Никаких других санкций Льюис не понес.

Обогнал Шумахера и взял первые очки в Китае

Гран-при Китая как будто проехали два разных Петрова: первый терял позиции и ошибался, а затем за руль сел второй Виталий – он уже лучше конкурентов сохранил резину и начал жару. Сначала пилот «Рено» прошел Хайме Альгресуари, а затем случился исторический обгон Михаэля Шумахера – семикратного чемпиона Петров объехал как стоячего.

И это было еще не все: россиянин просто летел по трассе и до клетчатого флага догнал еще и Марка Уэббера, которого тоже обогнал. В итоге – седьмая позиция и первые шесть очков России в «Формуле-1».

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

«Ну если представилась такая возможность, почему не обогнать? Сам факт обгона был приятен, а так ничего особенного. Шумахер такой же гонщик, как и остальные. К концу гонки у него стерлась резина, и он терял скорость. Это мне и помогло его обогнать, то же самое произошло и с Уэббером», – рассказал Петров после гонки.

Попал в кучу аварий: проверил поребрик в Спа, устроил крэш на старте в Японии, разбил болид в Корее

В первой половине сезона у Виталия были хорошие моменты: сильная гонка в Турции, где в очки не удалось попасть лишь из-за прокола на последних кругах, или отличное выступление в Венгрии – там Петров в кои-то веки переквалифицировал монстроподобного Кубицу и приехал на финиш «трамвайной» гонки пятым.

Но после летнего перерыва отличительной чертой Виталия стали крэши. В квалификации в Бельгии россиянин максимально нелепо разбил машину, поскользнувшись на влажном бордюре.

Вот что он сказал после: «Просто хотел проверить поребрик, могу я атаковать его или нет. В квалификации, если ты хочешь показать хорошее время, необходимо атаковать поребрики. В них – очень много времени, ты можешь поддерживать более высокую скорость в повороте, выходить шире… Я просто не ожидал, что там настолько много воды. Я не знаю почему, но я думал, что вся трасса сухая».

А ведь «Рено» в тот уик-энд ехала очень бодро: Петров с последнего ряда прорвался в очки, а Кубица вообще добрался до подиума.

На «Сузуке» все закончилось на старте: буквально на первых метрах Виталий зацепил медленно тронувшегося Нико Хюлькенберга и разнес R30 об отбойник.

«На стартовой прямой я двигался вплотную за Ником Хайдфельдом, и его машина полностью закрывала мне обзор. Когда он резко дернулся влево, моей первой реакцией была попытка избежать столкновения – я тоже изменил траекторию. Хотел избежать одной аварии, а оказался в другой – задел плохо стартовавшего Нико Хюлькенберга и оказался вне игры», – сказал расстроенный Виталий после аварии.

Ну а самое обидное происшествие, пожалуй, случилось в безумной гонке в Корее. Ее старт отложили на час с лишним из-за проливного дождя, а когда заезд все же начали – он быстро превратился в сражение на выживание. Пилоты выбывали один за другим, и ехавший в хороших очках Петров тоже не справился: в попытках атаковать по максимуму он потерял контроль над машиной и просто уничтожил болид.

Лишил Алонсо титула в Абу-Даби

Пожалуй, медийный пик карьеры Петрова в «Формуле-1» – он оказал огромное влияние на исход борьбы за чемпионат. На финальный этап сезона в Абу-Даби сразу четверо гонщиков приехали с шансами на титул – ими были Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, который оставался претендентов чисто математически.

Наилучшие шансы сохранял лидера чемпионата Фернандо Алонсо. Он квалифицировался третьим, не слишком успешно стартовал, но даже четвертое место, на котором он был в начале гонке, гарантировало ему в той ситуации титул. Однако Фернандо подставили собственные стратеги: приняли неверное решение позвать его на пит-стоп вслед за Марком Уэббером – австралийца в «Феррари» считали главным конкурентом, и потому решили копировать его тактику.

Алонсо и Уэббер выехали позади остановившегося еще на первом круге Петрова, но так и проездили за ним паровозиком всю гонку. За час наблюдения за задним антикрылом «Рено» Фернандо перепробовал все: перетормаживал, экспериментировал с траекториями и даже срезал повороты. Но под диким прессингом Виталий не сломался: невозмутимо перекрещивал траектории, пользовался большой «максималкой» «Рено» и по сути, не дал испанцу ни одного шанса.

Гонку и титул внезапно выиграл Себастьян Феттель, Петров стал шестым, а разъяренный Алонсо после финиша в бешенстве грозил Виталию кулаком.

«Я понимаю Алонсо, сам был бы зол, если бы подобное случилось со мной. Но ему следует прежде всего злиться на самого себя и команду, поскольку они ошиблись со стратегией. Что я мог сделать? Я просто вел свою гонку. Если бы он приблизился и попытался совершить маневр, я бы, наверное, не стал жестко бороться, чтобы избежать контакта. Я просто защищал позицию, а у него не было шанса обойти меня, такова эта трасса», – объяснял Петров после гонки.

Сенсационно забрал подиум в Австралии

В межсезонье «Рено» превратилось в «Лотус-Рено», представила оригинальную машину с передним выхлопом и лишилась Кубицы, попавшего в страшную аварию на Ралли Ронда ди Андора. Петров неожиданно из однозначного второго пилота превратился если не в лидера, то уж точно в обладателя равного с напарником статуса – в постаревшего Ника Хайдфельда верили не слишком сильно.

И в первом же Гран-при сезона у Виталия все сложилось идеально: классная квалификация (шестое место) и безупречная гонка, где россиянин устроил что-то вроде ремейка Абу-Даби-2010 в тактическом плане – на тактике двух пит-стопов переиграл все тех же Алонсо и Уэббера, выбравших три остановки. И вновь финишировал с Фернандо на хвосте – но уже на великолепном третьем месте. Такого от не самого удачливого в 2010-м пилота явно не ожидали.

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

Взлетел в небо и оторвал руль в Малайзии

После подиума в Австралии внимание к Виталию на «Сепанге» было повышенным – но уик-энд не задался. Сначала он проиграл квалификацию Хайдфельду, потом в гонке не смог побороться за второй подиум – не выдержал темпа лидеров и пропустил Массу с Алонсо.

А закончилось все совсем грустно: Петров широко вошел в поворот, высоко подлетел на кочке при возврашении на трассу и жестко приземлился. Настолько жестко, что сломал рулевую колонку – она не выдержала удара и оторвалась в месте крепления.

Для Петрова эта авария стала катастрофой, зато для интернета – золотом: мастера фотошопа изощрялись как могли, отправляя «Лотус» в полет, в России шутили про празднование Виталием Дня космонавтики и делали демотиваторы (2011-й год, напоминаем) в стиле «Летайте болидами «Аэрофлота». Даже в 2020-м про тот полет не забыли – его в шутку вспоминали, как первую попытку использовать самую громкую новинку межсезонья DAS в гонке.

Попал в жесткий замес в Монако

На 68-м круге Гран-при Монако Виталий стал жертвой ошибки Адриана Сутиля, невовремя коснувшегося отбойника и пробившего шину – его действия привели к столкновению Альгерсуари и Хэмилтона, а Петров, пытаясь не врезаться в них, на большой скорости въехал в стену.

Россиянин остался в сознании, но травмировал левую ногу: его даже пришлось отправить в ближайшую больницу на скорой помощи. Но все обошлось.

Стал кеглей в боулинге от Льюцци в Монце

Еще сильнее Петрову не повезло на Гран-при Италии. В кои-то веки все сильнее отстававший от конкурентов «Лотус» наконец-то выглядел конкурентоспособно: Виталий добрался до выдающегося для той машины седьмого места в квалификации.

Но в день гонки непруха настигла его по полной – здорового стартовавшего россиянина буквально снес с трассы Витантонио Льюцци на ведре с гайками «ХРТ». Итальянец зацепил колесом обочину и полностью потерял управление, влетев боком в проходящий первый поворот пелотон. Увы, удар на себя принял именно Петров.

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

«Разумеется, я очень расстроен тем, что сегодня случилось. Старт прошел нормально, но когда я входил в первый поворот, болид «ХРТ»  вылетел из ниоткуда и серьезно врезался в мою машину, на чем гонка и закончилась. Я ничего не мог сделать, чтобы избежать инцидента», – посетовал Петров после Гран-при.

Дал скандальное интервью Попову, стоившее места в команде

По ходу сезона-2011 отношения Петрова с командой испортились. Специфика машины R31 не позволяла развивать машину, и с каждой гонкой положение «Лотуса» становилось все хуже. Стратеги ошибались, пилоты тоже не блистали – Ника Хайдфельда даже уволили по ходу сезона. Команда с трудом набирала очки, и это не могло не сказаться на атмосфере в коллективе.

Руководитель «Лотуса» Эрик Булье все чаще не стеснялся открыто критиковать россиянина. Например, после Гран-при Индии он заявил, что «ошибки Петрова стоили очень дорого» – хотя там Виталий всего лишь застрял позади Серхио Переса.

Несмотря на очевидные проблемы, менеджер россиянина Оксана Косаченко уверяла всех, что «Виталий будет выступать за «Лотус-Рено» в следующем году совершенно точно». И даже Булье временами это на словах подтверждал.

Но в дни Гран-при Абу-Даби напряжение между Петровом и «Лотусом» полноценно выплеснулось в публичное поле. Увы, сделал это сам Виталий: нарушил негласные правила «Формулы-1», дал излишне откровенное интервью «России-2» и разнес в  нем собственную команду.

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

«Первые шесть гонок нам было довольно легко. Но когда заработал наш аэродинамический туннель, начали привозить новые запчасти, а из-за того, что мы используем направленную вперед выхлопную систему, эти запчасти просто не подходили. Мы их устанавливали – переднее антикрыло, заднее антикрыло, диффузоры, днище, понтоны – что только не меняли, но все было напрасно. Чуть ли не больше десяти гонок у нас абсолютно нет ничего, то есть мы ездим фактически на той машине, на которой начинали сезон.

Люди говорили, что команда критикует спортсменов. Извините, мои интервью прочитайте, я не критикую команду, которая много раз проигрывала. Сколько мы на пит-стопах проиграли? Сколько мы на тактике проиграли?

Мы в этом проиграли, я могу сказать, около десяти гонок, если даже не больше. Даже не имея быстрой машины, мы могли зарабатывать хорошие очки, могли легко финишировать в очках, если бы была хорошая стратегия. Я не мог, к сожалению, говорить в интервью, что опять, грубо говоря, мы проиграли с пит-стопами. Я и сейчас не могу говорить об этом, но раз уж на то пошло, я тоже не могу молчать, уже хватит, я не могу держать все в себе.

Правильно Оксана Косаченко начала говорить – Эрик Булье критиковал пилотов, а сейчас, если почитать интервью, он начал немножко исправляться, начал защищать пилотов. Но прошло уже полсезона, и они ничего не сделали, только к концу сезона начали нас каким-то образом защищать».

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

Критиковать собственную команду в «Ф-1» не принято – интервью вызвало большой скандал и заставило Косаченко и «Лотус-Рено» ограничить общение Петрова со СМИ. После Виталий извинился, а Булье уверял, что инцидент исчерпан, но всем стало очевидно: такое поведение (еще и на фоне проблем со спонсорами) россиянину уже не простят.

Принес «Катерхэму» десятое место в Кубке конструкторов

В итоге Петрова предсказуемо уволили, предпочтя ему только выигравшего GP2 Ромена Грожана. Косаченко начала судорожно искать другие варианты, но договориться удалось лишь с «Катерхэмом» – одним из трех главных аутсайдеров в «Формуле-1». Ни одному пилоту оттуда не удалось вернуться в приличную команду – ни Ковалайнену, ни Трулли, ни Глоку.

Петров тоже не стал исключением – но сезон-2012 он вовсе не провалил. Напротив, в чемпионате аутсайдеров он стал главным героем: под ливнем на последней гонке сезона в Бразилии обогнал Шарля Пика из конкурирующей «Маруси» и помог «Катерхэму» завоевать десятое место в Кубке конструкторов вместе с около $15 дополнительных миллионов призовых.

Увы, даже это не помогло сохранить место в «Формуле-1». Карьера Петрова в ней продлилась всего три года – хотя после успеха в последней гонке сезона и вроде бы неплохой ситуации со спонсорами казалось, что найти кокпит на сезон-2013 удастся. Но даже за три сезона Петрову удалось вписать себя в историю серии уже легендарной борьбой с Алонсо, внести огромный вклад в рост популярности «Формулы-1» в России и в целом добиться немалого – как минимум его подиум точно стал историческим триумфом. И хотя Даниил Квят уже перекрыл его достижения, Виталий для российского автоспорта все равно останется легендой, первым русским в «Ф-1» – а значит, его короткая карьера точно прошла не зря. 

Карьера первого русского в «Ф-1» была недолгой, но яркой: суперстарты, мемные аварии, скандальные интервью. А еще он лишил Алонсо титула

«Формулу-1» отложили до июня, календарь грандиозно перетряхнут. Серия хочет не меньше 17 гонок, чтобы не терять деньги

В 2010-х Россия ворвалась в «Ф-1»: амбиции нищей «Маруси», призы от Путина в Сочи, подиумы и провалы Петрова и Квята