Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Собрали все его атаки за 2019-й – мегапрогресс очевиден.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Даниил Квят проводит лучший год в карьере за «Торо Россо» – за половину чемпионата 2019-го он уже набрал больше очков, чем за предыдущие 2,5 сезона за итальянскую команду (17 против 27). Можно даже сказать, что россиянин демонстрирует лучший перфоманс за все годы в «Формуле-1»: лишь на отрезке Гран-при Великобритании – Гран-при Сингапура в 2015-м у него была похожая стабильность результатов. Правда, тогда он ездил за «Ред Булл» и завершал заезды преимущественно на местах от шестого до второго, а теперь россиянину достался середняк с неявными претензиями на топ-10. Тем не менее Даниил и на болиде младшей команды воспользовался почти каждым шансом и шесть раз въехал в очковую зону. Финальным подвигом стал подиум на Гран-при Германии.

До увольнения из «Ред Булл» основной силой Квята считался стабильный гоночный темп, но по части квалификаций и особенно обгонов №26 не демонстрировал однозначного мастерства. Более того, из-за морального прессинга со стороны команды он бросался в чрезмерный риск и допускал результативные ошибки.

Именно безумная атака и подарила ему прозвище «Торпеда»: на Гран-при Китая 2016 года Даниил ринулся в невероятно опасный маневр в повороте.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Да, Даниил делал все по правилам и имел право на обгон, но три машины в ряд в среднескоростном повороте – это всегда высокая вероятность аварии, особенно с учетом внезапности атаки. В Шанхае Даниил успел проехать, но после гонки заслужил эпичную отповедь от Феттеля: «Ты влетел как торпеда!».

Буквально следующий же Гран-при в России доказал высокую степень риска подобных маневров с максимально поздним торможением – Квят приехал в зад «Феррари».

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Колесо просто заблокировалось из-за «грязного воздуха» алой машины – Даниил уверял, что не пропустил точку торможения, но ему точно следовало бы вспомнить об аэродинамическом следе болидов «Формулы-1», влияющих на прижимную силу и динамику.

Новый Квят из 2019 года больше не допускает таких ошибок, не рискует просто так и не стремится выиграть позицию любой ценой как можно быстрее. Это не мешает ему стильно рвать соперников практически в каждой гонке: Даниил повзрослел и научился выбирать лучший момент для атаки. Теперь он – чуть ли не лучший по обгонам во всей «Формуле-1» и уж точно лидирует по части удачных атак в середине пелотона.

Последний обгон принес подиум на Гран-при Германии

Самый яркий, неоспоримый и наглядный пример техники нового Квята случился как раз в минувшие выходные: пилот «Торо Россо» воспользовался удачной тактикой с ранним переходом на самую мягкую резину для сухой погоды и показал лучший темп во всем пелотоне в ключевой момент гонки. Но для сохранения шанса на подиум одной скорости было недостаточно: Даниилу нужно было обогнать Ланса Стролла. Россиянин сделал это в спокойном и выверенном стиле.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Догнал канадца, потерпел полкруга за розовой машиной, открыл ДРС и объехал соперника в быстром повороте с минимальной потерей времени. На 100 процентов верное решение в условиях борьбы за топ-3 с монстрами вроде «Мерседеса» и «Феррари», когда каждая десятая секунды на счету.

К слову, адепты идеи «Квяту просто повезло» могут сравнить поведение Даниила с действиями Валттери Боттаса на чемпионской машине. Финн четыре круга провисел в секунде за канадцем, а когда команда приказала ему ускориться, все закончилось свиданием со стеной.

https://twitter.com/F1/status/1155525826403885058

Еще раз: Боттас ехал в машине, выигравшей 9 гонок из 11. Машина Даниила не поднималась выше седьмого места в сезоне. Вряд ли можно сказать, что они были в равных условиях.

Квяту ничего не светило, но он добился первого подиума за три года! Помогли тактика и роскошный обгон

Гран-при Великобритании: 5 обгонов и прорыв на 8 позиций

После старта на 17 месте россиянин врубил форсаж и поехал исправлять ошибки квалификации: он последовательно опередил Антонио Джовинацци, Роберта Кубицу, Кими Райкконена, Джорджа Расселла, Ланса Стролла и Александра Албона (правда, последнего можно не считать и двух пилотов «Уильямса» можно не считать — они в тот момент явно не были конкурентами Даниилу).

Первая атака на «Альфа Ромео» – снова на прямой с минимальной потерей времени.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Беспощадный обгон Айсмена: финн выехал чуть широко в шпильке, у Квята оказался лучший разгон — без шансов для чемпиона 2007 года.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Атака на Стролла уже поинтереснее: очень внезапный для канадца маневр начался совсем издалека.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Но для нырка на внутреннюю траекторию в среднескоростной поворот с такого расстояния на самой жесткой резине нужны и смелость, и полный контроль над машиной. Квят выполнил маневр идеально: никаких блокировок, вылавливаний болида или выезда на поздний апекс с потерей времени. Топ-класс.

Обгон на Гран-при Австрии на сломанной машине

На «Ред Булл Ринге» Квяту откровенно не повезло в квалификации: во время решающей попытки ему на пути попался Джордж Расселл. Пришлось выезжать за пределы трассы и прыгать по высоким поребрикам – Даниил не только потерял шанс на высокую стартовую позицию, но еще и сломал тормозной воздухозаборник.

Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы

Из-за технической неполадки шансов поправить положение в гонке не было: у тормозов упала эффективность, а вместе с ней пострадала и выработка энергии на гибридной силовой установке. Россиянину объективно было трудно кого-то обгонять, поскольку даже «Уильямсы» были быстрее на прямых, но один раз все-таки удалось.

https://www.instagram.com/p/BzXlRXznmPS/

Как видите, к проблеме пришлось подойти творчески: из-за нехватки максимальной скорости нельзя было просто объехать Кубицу в зоне ДРС, а в точках жесткого торможения мешала поломка болида. Но Квят перехитрил соперника: нырнул вслед за Расселлом, оказался на более широкой траектории с лучшей разгонной динамикой, закрыл внутреннюю траекторию и фактически вынудил Роберта затормозить раньше нужного (поскольку поляк уже не мог снова занять оборонительную позицию).

Обгон равной машины на Гран-при Франции

Пусть гонщики «Торо Россо» и боролись за 14 место, но все равно – Даниил верно воспользовался выпавшей возможностью.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Албон слишком рано ушел на внутреннюю оборонительную траекторию, так что россиянину осталось только перетормозить напарника и не запутаться в безумном оформлении «Поля-Рикара».

Вот как это выглядело с машины Алекса: он смещается, когда поворота еще даже не видно.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Понимает ошибку и пытается вернуться, но уже поздно.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Летит в контратаку, но Квят умно перекрыл траекторию и сохранил позицию.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Честная и чистая борьба.

Стильный обгон «Макларена» в борьбе за очки на Гран-при Канады

В 2019-м оранжевая машина – уже не конкурент «Торо Россо», но иногда Квят все-таки ввязывается в борьбу с превосходящим по скорости соперником. Например, в Монреале Даниил воспользовался борьбой Карлоса Сайнса и Ланса Стролла и отвоевал себе зачетный балл.

https://twitter.com/F1/status/1138071915682304000

Чистая победа в битве тормозов и идеальное попадание на апекс – причем все выполнено на жестких шинах! Кажется, испанец очень удивился такому повороту событий.

Только посмотрите, сколько Даниил проигрывал Строллу и Сайнсу перед секцией из двух прямых.

https://www.instagram.com/p/BykrmKygBwA/

Секрет маневра – осознанное превышение предела возможного в каждом из поворотов, чтобы догнать и удержать позади превосходящий болид. После обгона Квяту даже пришлось корректировать траекторию рулем после раннего нажатия на педаль газа, но мастерство владения STR14 все решило.

Герой дня на Гран-при Испании

Трек в Барселоне считается одним из самых необгонных в «Формуле-1» – все из-за большого количества быстрых и среднескоростных поворотов, в которые можно въехать по единственной траектории. Поэтому в Испании часто случаются паровозики с атаками лишь на прямой старта-финиша с ДРС.

В 2019-м Квят сломал систему: только посмотрите, как завораживающе он разделался с Кими Райкконеном как раз в одном из быстрых поворотов!

https://www.instagram.com/p/BxXsRVMANRz/

Обгон Нико Хюлькенберга ничуть не хуже: Даниил не стал рисковать в вираже, сохранил преимущество в скорости в воздушном мешке и вовремя выскочил из-за хвоста «Рено» в поворот.

https://www.instagram.com/p/BxdGbdAnjpq/

И уже по классике — обгон Кевина Магнуссена без потери времени, который позволил Квяту взобраться на виртуальную восьмую позицию

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Датчанин пытался разбить слипстрим и одновременно сместиться на оборонительную траекторию, но россиянин держался за «Хаасом» ровно сколько нужно, а потом вовремя сменил направление, одновременно выиграв у соперника на торможении. Как по учебнику.

Гран-при Азербайджана: обгон в борьбе за топ-10

Да, в той гонке Даниил точно мог добиться больше после старта с шестой позиции, но даже после смерти шин и очень ранней остановки в боксах №26 не сдался. В результате ему пришлось попотеть с прорывом мимо конкурентов – и главным маневром стала атака на Ромена Грожана в борьбе за десятую строчку.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Да, простой ДРС-обгон, но почему бы и нет? У некоторых ребят вроде Пьера Гасли в Германии и такое не всегда получается.

Обгон «Ред Булл» на Гран-при Австралии

Кстати, насчет противостояния с французом: Даниил с первой же гонки после возвращения в «Формулу-1» схлестнулся со вторым пилотом «быков» – и вышел победителем.

Смотрите, Гасли только выехал из боксов.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квят это заметил и сразу же выбрал более широкую траекторию для лучшего разгона на следующей прямой.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Моментально достал машину из топ-3.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Сразу же реализовал полученное предыдущим маневром преимущество в скорости и просунул на внешнюю траекторию три четверти корпуса – к слову, все это проделылвал снова на жестких шинах, в то время как на болиде «Ред Булл» стоял самый мягкий состав.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Уехал еще до точки торможения.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Точное попадание на апекс — никаких шансов для контратаки.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Конечно, можно оправдывать Пьера непрогретой резиной, но практически в каждой гонке находится пилот в схожей ситуации — и как правило пилоты на топ-машинах не уступают середнякам (а часто даже и другим топам).

С точки зрения атакующего такой маневр всегда чрезвычайно сложен: фактически его нужно готовить за один-два поворота. Для этого план атаки нужно составлять моментально – и у Квята на решение были те полсекунды, пока он сбрасывал скорость в точке торможения после стартовой прямой. Если бы он промедлил хотя бы на одно мгновение, то въехал бы в вираж по обычной траектории, которую уже занимал Гасли – в результате «Торо Россо» уткнулась в «Ред Булл» еще до выезда на прямую, а россиянину пришлось бы сбрасывать темп, чтобы не столкнуться. Тогда никакого обгона и героического десятого места не было бы.

Квят больше не допускает результативных ошибок

Отсутствие фэйлов на регулярной основе даже еще важнее успехов: в прошлом все и так знали, что Даниил способен гонять на топовом уровне, но он регулярно время от времени ошибался. Причем большинство его ошибок заканчивались отрицательно: например, встреча со стеной в Сингапуре (после которого ему и дали первый отпуск на две гонки), столкновение с напарником в Великобритании, завоз в стену Кевина Магнуссена в Монако или торпедирование Фернандо Алонсо и еще нескольких пилотов в Австрии.

Квят постоянно попадает в аварии. Что с ним не так?

Но в 2019-м мы увидели совсем другого №26: фактически он допустил лишь одну серьезную ошибку за все 12 гонок — вылетел на гравий на первом заезде сезона при атаке Стролла. Причем его заезд не завершился — россиянин вернулся на трек (как раз после этого он и разделался с Гасли).

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Больше Даниил вообще не допускал ошибок – ни вынужденных, ни случайных (Гран-при Китая и столкновение с «Макларенами» в расчет не берем – авария стала результатом неудачного стечения обстоятельств, судьи явно погорячились со штрафом). Особо показателен как раз Гран-при Германии: помарки разной степени тяжести совершали вообще все: от лидера чемпионата Льюиса Хэмилтона до победителя гонки Макса Ферстаппена (его один раз развернуло в начале заезда, если вы забыли). Себастьян Феттель, к примеру, половину заезда проторчал за Кими Райкконеном и тем самым потерял шанс подняться еще выше. Валттери Боттас, Пьер Гасли и Шарль Леклер вообще расколотили болиды. Александр Албон гениально ехал четвертым, а потом упустил четыре позиции буквально за круг. Автора гениальной тактики Стролла тоже разворачивало в первой половине заезда. Бывший напарник Квята Карлос Сайнс на середине Гран-при только каким-то чудом спас болид от встречи со стеной.

В «Формуле-1» хаос: топы вылетали и разбивали машины, на подиум приехали с последнего места

Лишь один гонщик ровно и без единой ошибочки преодолел все 64 круга по «Хоккенхаймрингу» – Даниил Квят. И этот факт был бы сам по себе чрезвычайно важен даже без подиума – россиянин действительно вырос и избавился от слабостей предыдущих лет. Теперь он – самый настоящий топ-пилот безо всяких авансов.

«Даниил сочетает в себе качества Феттеля и Райкконена». Помните, как Квята хвалили перед дебютом в «Ф-1»?