«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

Вдохновляющая история друга Шумахера.

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

Алессандро (или Алекс – на английский манер) Дзанарди – может, не такой уж и великий гонщик, но великий человек. Хотя и в автоспорте он показал себя, но не реализовал полностью: к примеру, в «Ф-3000» (последняя ступенька перед «Ф-1») стал вторым, обыграв будущего чемпиона мира Дэймона Хилла и мегаталанта Хайнца-Харальда Френтцена. Правда, с Гран-при ему не совсем везло: дебют в конце сезона-1991 в «Джордане» на три этапа, затем еще три гонки в полумертвой «Минарди», а позднее – переход в деградировавший «Лотус» (с перерывом на работу тестером в «Бенеттоне» в 1992-м с Михаэлем Шумахером), 1 зачетный балл за всю карьеру и первый уход из «Ф-1».

Он переехал в США – и всех разорвал: 15 побед в 51 гонке, еще 12 подиумов и два чемпионских титула в CART (великом прообразе современного «Индикара»). После американской части карьеры Алекса попытались вернуть топы «Ф-1», но не вышло.

И все же за пределами автогонок Дзанарди больше известен не как бывший пилот Гран-при или чемпион CART, а как человек, который пережил страшнейшую аварию на «Лаузицринге» и вернулся в спорт.

Дзанарди потерял ноги, но именно после этой трагедии написал великую историю, полную возвращений, восхождений и свершений.

Уже через два года после крэша вернулся на роковой трек в болиде CART и проехал символические 13 кругов – как выяснилось, быстрейший из них гарантировал бы ему пятое место в квалификации!

Затем Дзанарди тестировал болид «Формулы-1», а с 2005-го по 2009-й выступал в туринговой серии WTCC за «БМВ», где выиграл четыре заезда и еще пять раз поднялся на подиум. Да и вообще, за последние 17 лет он регулярно возвращался в кокпит гоночных машин – и постоянно показывал впечатляющие результаты.

Дзанарди вернулся в автогонки после долгого перерыва. Ему 51 год, но он финишировал пятым

Но самое грандиозное в его жизни – переключение из гонок на велоспорт. В 2009-м Алекс взялся за тренировки на ручных байках – и за три года добрался до двух золотых медалей Паралимпиады в Лондоне (и еще одной серебряной). Через четыре года в Рио он повторил результат с ровно тем же набором наград – из пилота «Ф-1» превратился в четырехкратного паралимпийского чемпиона! Также у него в копилке 13 титулов чемпиона мира по ручному велоспорту, пять серебряных медалей и одна бронзовая.

«У меня аллергия на слово «невозможно». Великая история Алекса Дзанарди

Сейчас великий итальянец – в искусственной коме: на днях он столкнулся с грузовиком на тренировочном заезде неподалеку от Сиены из-за собственной ошибки. Он получил травмы головы – раздробил лобную кость. Его состояние оценивается как стабильно тяжелое, и врачи не исключают печального исхода.

Однако Алекс уже справлялся и с более тяжелыми ситуациями: аварии преследовали его всю жизнь, и от некоторых он уходил только чудом. Об этом Дзанарди рассказал в недавнем подкасте Beyond The Grid – вспомнил карьеру в «Формуле-1», дружбу и советы от Шумахера, причины неудач в Гран-при даже после возвращения с чемпионскими титулами и все, что только помнил о роковой аварии.

Вы узнаете, почему Дзанарди ни о чем никогда не жалел – даже после потери ног – и каждую неудачу оценивал как важнейший урок в жизни.

На тестах ездил быстрее Шумахера, а Михаэль по радио предлагал версии стратегии (и посоветовал перейти в «Лотус»)

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

«Флавио Бритаторе управлял командой, но технический персонал – Росс Браун и компания – существовали словно в другом мире и никак с Флавио не были связаны. Я вообще их не видел долгое время. Получил от «Бенеттона» контракт, комбинезон, командную рубашку и поло – и все. Оказался тест-пилотом только на бумаге.

А потом настал конец сезона. Они разработали новую машину – B194 с активной подвеской (скорее всего, речь все-таки о B193 для 1993-го – Sports.ru) – и подготовили ее для первых тестов на «Сильверстоуне». Михаэль заболел, и внезапно им потребовался пилот. Тогда-то они и вспомнили, что вообще-то у них есть тестер на контракте!

Это был мой первый опыт с машиной с активной подвеской. От меня даже не ждали большого объема работы: программа работала сказочно хорошо, результаты тут же оказались намного лучше ожидаемых. Я проехал невероятное количество кругов и побил время поула последнего Гран-при. У болида прорезался невероятный потенциал, но команда решила, что хороша не только техника, но и тот, кто за рулем. И в один момент неизвестный тест-пилот, которого вообще никто не знал, оказался в центре всеобщего обожания! Превратился в часть компании! Мне говорили: «О, ты должен переехать в Англию, почаще бывать на базе, познакомиться с инженерами».

Затем меня пригласили на тесты на «Поле-Рикаре» – уже официальные, где присутствовали все команды. Тогда на заезды впервые пригласили перешедшего из «Уильямса» Рикардо Патрезе. Он пилотировал одну машину, Михаэль – другую, а я просто присутствовал на всякий случай.

Рикардо оказался на 2 секунды медленнее Шумахера, и после обеда ему установили новые шины, чтобы подбодрить. Он проехал – и снова оказался на 1,5 секунды медленнее. Затем его спросили – хочет ли он поехать снова со свежими покрышками и выжать все или попробовать симуляцию гонки. И он так разозлился! Сказал: «Знаете, что? Я перешел из «Уильямса» как вице-чемпион мира! Я здесь, чтобы учить, а не чтобы учиться! Если вам нужно сделать симуляцию гонки – у вас есть тест-пилот!» Так я и оказался в машине вновь.

Мне залили столько же топлива, что и у Патрезе, и оставили его шины – он проехал на них всего пять кругов. Предложили небольшой отрезок, чтобы просто ознакомиться с машиной перед симуляцией. Я выехал – и проехал на 1,5 секунды быстрее лучшего времени Шумахера! И закончил день быстрейшим среди всех! Я был счастлив. Как же я был горд.

А потом я поехал гоночную симуляцию. Мы с Михаэлем дружили, и, помню, на круге выезда из боксов Шумахер пришел на пит-уолл и передал мне стратегию на гонку. Он делился со мной инструкциями по радио! Да, вот такие у нас были отношения. Все в команде радовались и гордились нашими результатами. Флавио предложил мне еще год в качестве тест-пилота – подождать и посмотреть, как сработает сотрудничество с Патрезе. Просил меня набраться терпения и остаться с ними. Обещал устроить меня в «Формулу-3000» для поддержания формы и хорошего денежного контракта.

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

Но не только в «Бенеттоне» видели, что я сделал. Другие команды тоже. На следующий день я пошел в ресторан – и ко мне подсел человек из «Лотуса». Осыпал меня и мою работу комплиментами и пригласил на вечерний разговор в командный моторхоум. Тогда мне и предложили контракт на следующий [1993-й] год на замену Мике Хаккинену, который переходил в «Макларен».

Почему я ушел в «Лотус» и не остался в «Бенеттоне»? Хех, почему! Если бы мы все знали ответы на каждый такой вопрос в жизни – все были бы профессорами! Вероятно, мне стоило остаться. Только бог знает, как моя жизнь повернулась бы тогда – и не обязательно в лучшую сторону.

Я думал, что лучшая возможность окажется в «Лотусе», потому что я смогу пилотировать. Если помните, в 92-м у команды был фантастический сезон – с надежной машиной они регулярно сражались за подиумы. Помню, я даже разговаривал на эту тему с Михаэлем – и он тоже сказал: «Алекс, думаю, тебе стоит подписать контракт – лучше, чем еще год в тест-пилотах».

На том этапе карьеры мне не хватало кого-то, кто предостерег бы от важных ошибок. Я не знаю, можно ли сказать, что я промахнулся с переходом в «Лотус» вместо продолжения работы в «Бенеттоне». Но, если быть до конца честным, мне стоило лучше использовать шанс в «Лотусе». В первой же гонке за них я ехал пятым и боролся с Хиллом из «Уильямса»! И я стремился непременно выиграть гонку за «Лотус», хоть это и было невозможно. И это сильно влияло на меня ментально.

К примеру, в Имоле я прорвался сквозь пелотон, выбрался на 4-е место, а потом Лехто устроил мне брейктест (не думаю, что сознательно), и я улетел в стену. Это произошло потому, что я хотел обогнать его как можно скорее – ведь я ехал на 1,5 секунды с круга быстрее Мартина Брандла на третьем месте. И я видел только подиум в качестве приемлемого результата – вместо того, чтобы финишировать «только» четвертым. «Только»! (Лучший результат Дзанарди в «Ф-1» – шестое место, были еще два седьмых – Sports.ru). Но для «Лотуса» это была бы фантастика! Да и для меня тоже.

Просто в «Лотусе» мой потенциал не всегда был виден. Только на Гран-при Италии мы могли чего-то добиться, но команда не подготовила вторую коробку передач – подходящую для нового мотора «Хонды», который был легче, меньше и мощнее. Я не получил его в итоге – силовая установка ушла Джонни Херберту. Он приехал пятым в квалификации, но по телеметрии инженеры увидели, что я выиграл у него 0,6 секунды только в двух поворотах «Лесмо». Я не буду вдаваться в технические подробности, но все увидели: если бы я получил такую же машину, то мог бы биться за поул. Хоть и теоретически».

Всевозможные роковые аварии преследовали Дзанарди еще в «Формуле-1» – вплоть до настоящей мистики!

Крэш на «Лаузицринге» не был самым серьезным и опасным в карьере Алекса: на Гран-при Бельгии-1993 ему досталось не меньше. Но через 10 месяцев итальянец все равно вернулся на трек.

https://www.instagram.com/p/CBiUFQDAYNv/

«Я почти ничего не помню об этой аварии. Разве что непрофессионализм бельгийских врачей, которые вынесли заключение о моей способности пилотировать и дальше. Я имею в виду… Да я стоять не мог! Я оказался не то чтобы в болевом шоке, а в состоянии кошмарной дезориентации. Жене пришлось везти меня домой – я не осилил бы перелет. Я не мог стоять – только лежать в горизонтальном положении с закрытыми глазами, потому что у меня образовалась гематома на мозге из-за моментального сброса скорости. Все капилляры в моих глазах взорвались, так что глаза стали ярко-красными – как у Дракулы! И я выглядел так весь следующий месяц.

В 1994-м я думал, что наконец-то готов. Выполнял в полной мере все обязательства, у меня накопилось достаточно опыта. Но все равно остался в «Лотусе» только как тест-пилот, потому что у меня не было других предложений. Я подошел к делу с новым, более прогрессивным отношением, и связи с командой улучшились. Я мог говорить с техническим директором днями и ночами о том, что и как можно усовершенствовать в болиде, и фактически я задал новое направление в развитии подвески. Именно директор сказал, что я вывел «Лотус» на новый технический уровень. В итоге они посчитали мои знания слишком ценными, чтобы спускать их впустую.

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

В итоге когда мы приехали на тесты в «Сильверстоуне» перед Гран-при Испании, я должен был проехать только один день из трех. Но после моего отрезка команда решила отдать мне все оставшиеся два дня. Я отъездил почти 300 кругов, а затем отдал болид Педро Лами. И на первом же круге у него сломалось заднее антикрыло, и он улетел в стену! Педро сломал обе руки и кисти и выбыл до конца года, и я заменил его на всех последующих Гран-при.

Помню, на последней гонке сезона в Аделаиде у меня был очень хороший заезд, и он закончился очень глупо: закоротило кабель контакта зажигания. А ведь в один из моментов я ехал седьмым, и, как мне кажется, мог бы претендовать на очки. Через десять минут после возвращения из боксов мой гоночный инженер подозвал меня к машине и показал мне крепление заднего антикрыла – оно оказалось практически полностью разрушенным! Он сказал: «Если бы ты проехал еще круг – уик-энд мог бы закончиться трагедией». Так что теперь я рад тому сходу».

После CART снова провалился в «Формуле-1» из-за собственных ошибок – зато набрался внутренней силы для дальнейших успехов

Два чемпионских титула в США сделали Дзанарди очень известным гонщиком – он получил множество предложений и мог выбирать любой вариант. Все закончилось новым сотрудничеством с Шумахером – на этот раз с Ральфом в «Уильямсе», когда немец разнес напарника по очкам 35-0, привез три подиума и ни разу не опускался ниже пятого места, когда Алекс не поднялся выше седьмого. Это был провал – и после него гоночная карьера итальянца уже не оправилась. Дзанарди никого не винит в произошедшем – кроме себя.

«Честно говоря, если бы я остался в «Индикаре» и не вернулся в «Ф-1» – мне было бы только лучше. Я десять лет пытался превратить страсть к гонкам в профессию, и только в США у меня начало получаться, и ко мне вернулся вкус к давно позабытым вещам – которыми я постоянно жертвовал. Когда я подписал первый контракт с «Гэнасси» [команда «Индикара»], мне тогда еще приходилось тщательно подсчитывать расходы и доходы, выбирать билеты подешевле и прилетать на день раньше или позже, чтобы сэкономить 50 долларов. У меня не было ничего, кроме старого «БМВ» с пробегом в 300 тысяч километров.

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

В 98-м у меня были возможности вернуться в «Ф-1» не только в составе «Уильямса», но еще и «БАР», «Джордане» и даже Ален Прост звонил мне домой в Индианаполис, чтобы узнать, не захочу ли я за него погоняться. А еще меня звали на ужин в Маранелло, но сперва честно предупредили, что все их мечты и надежды связаны с Михаэлем Шумахером – но моя роль в качестве помощника выглядела обсуждаемой.

Успех в «Индикаре» доказал мне, что я могу побеждать, и я пребывал в абсолютной уверенности, что смогу выигрывать и в «Формуле-1». С этой точки зрения я и рассматривал предложения. Мне стоило бы лучше спросить себя – «как именно я начал побеждать в США и готов ли я начать с нуля в «Ф-1». Это и была самая большая ошибка: я не учел огромное количество усилий, которые нужно было приложить, чтобы раскрутить колесо развития.

Нельзя заставить себя посвящать еще больше сил для достижения какого-либо успеха. Крутить баранку – самое простое во всем процессе выстраивания команды в «Формуле-1». Может, мне и стоило бы поехать в Англию, снять квартиру рядом с базой или вообще установить палатку неподалеку от завода. Тогда я этого не понял. «Уильямс» хотел, чтобы я поднял их на новый уровень, и дал мне неопытных механиков. Патрик Хэд (сооснователь команды – Sports.ru) считал, что в случае чего можно скопировать настройки у других или что я смогу объяснить, что мне нужно. Но я не обращал внимания на ситуацию, а когда поговорил с ним – на четвертой гонке сезона – то увидел, что уверенность во мне пропала полностью. И я никого не виню. Все просто: я – главная причина своего поражения.

После сезона-1999 я ощущал абсолютную внутреннюю пустоту, мне хотелось просто убежать. Я рассматривал завершение гоночной карьеры.

Я уверен: неудачи всегда ведут тебя по кругу и заставляют возвращаться на старые позиции и даже выше. Именно неудачный опыт в «Уильямсе» помог мне обрести внутреннюю силу, чтобы потом выиграть Параолимпиады в Лондоне и Рио».

Воспоминания о той самой аварии 2001-го: настоящее чудесное спасение, кошмарная боль и шутки над произошедшим

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

«Мое сердце останавливалось семь 7 раз. Врачи подсчитали, что я прожил 15 минут менее, чем с одним литром крови, что невозможно с научной точки зрения. Ученые до сегодняшнего дня изучают мой случай и думают, что просто что-то упустили, потому что этот парень должен быть мертв – а он не мертв! Мне повезло получить помощь лучших врачей мира, они спасли мне жизнь – подготовили меня к перевозке в вертолете. А также решили везти меня не в ближайшую больницу, а в Берлин – потому что понимали: иначе меня потеряют.

Пока меня везли, я мог только плакать и думал лишь об одном: что же скажут по телефону. Ну, вы знаете, как обычно бывает: друзьям звонят по телефону и говорят, что случилось – и я бы это услышал. С ужасом ждал, что же скажут, и мог только плакать. И когда мы прилетели в Берлин, а врач сказал по телефону, что Алекс доставлен, он в реанимации, состояние тяжелое, но относительно стабильное, он жив и его готовят к операции – я заплакал еще сильнее, потому что понял: чудо все-таки случилось.

Я не был в сознании сразу после аварии, но на записях с трековых камер – их никогда не публиковали – видно, как я пытаюсь поднять визор и отстегнуть ремни безопасности. Обычные вещи, которые пилот делает сразу после любого инцидента. Может, тогда я еще и был в сознании, но из-за большой потери крови отключился.

Авария в Спа в 93-м в смысле моментального сброса скорости была в тысячу раз серьезнее. А знаете, что смешно? В меня врезался и разнес Алессандро Тальяни – такое же имя, а «Тальяни» на итальянском значит «разрезающий» (Смеется). Иронично, что он в итоге и разрезал меня на две части. Возможно, я даже понял, что потерял ноги, сразу после инцидента. Пока оставался в сознании».

Титулы в «Индикаре» или золото Параолимпиад? Ни то, ни другое – жизнь перебивает все

«Кому какое дело до моих ног? Я остался жив!» 19 лет назад Дзанарди спасся в страшной аварии, но теперь вновь на грани смерти

«Оцениваю их одинаково. К сожалению, и то, и то уже в прошлом. Когда я открыл глаза в Берлине через восемь дней после аварии и услышал объяснение, что случилось – то пережил самую большую радость и наслаждение в жизни. Боль была невероятной, я не могу ее описать. Но меня не волновала закрытая навсегда карьера. Я был жив! Черт, да кому какое дело до моих ног? Я жив! Самое естественное в такой ситуации – концентрироваться на том, что есть, а не сожалеть об утратах. Я был жив и очень счастлив.

Когда я пересек финишную черту в Лондоне впереди всех, то снова удивил себя сильным ощущением грусти. Три года, которые я потратил на преследование нового горизонта и Олимпиады, были фантастическими. Сказочное приключение. Наверное, одна из величайших глав в моей жизни. И последними метрами перед финишной чертой я завершал этот проект. В тот момент эта мысль громом и ударила меня. Потому-то я и расстроился. Да плевал я тогда на золотую медаль – позвольте мне пройти этот путь снова с самого начала! Я хотел все перемотать.

Не могу сказать, что победа в Лондоне – лучше, чем победа в гонке или обгон в «Штопоре» на «Лагуна-Секе». Это все – части одной и той же фантастической жизни. Они все классные, но не по отдельности. Каждая из них самая по себе выдающаяся, но во множестве всего, что я пережил – просто нереальны. Каждая – настоящее сокровище, сделавшее мою жизнь уникальной. Включая аварию и все остальные вещи, которые я затем делал. Спасибо случившемуся за это».

«Из ноги торчал штырь, а я выиграл 9-часовой заезд». Несокрушимый победитель «Ле-Мана» и «Дакара»

Лучшее интервью о «Формуле-1» 80-90-х: гонки с ожогами на заднице, приключения с полицией и подставы в борьбе за титул

Лауду от смерти в горящем болиде спасли коллеги по «Ф-1». Их мало кто знает: один обгорел, другой обиделся на Ники за неблагодарность