Коронавирусные правила «Ф-1» – полный провал. Гонщики легко их обходят даже заболевшими, в опасности весь паддок

Чемпионату еще повезло только на двух зараженных пилотов.

Коронавирусные правила «Ф-1» – полный провал. Гонщики легко их обходят даже заболевшими, в опасности весь паддок

Гран-при Португалии еще не начался, а паддок уже кипит от скандала: только перед заездом в Портимане мир узнал правду о недомогании Ланса Стролла на предыдущем этапе в Айфеле. Эпизод закончился срочной заменой канадца на Нико Хюлькенберга буквально за два часа до квалификации – и уже тогда действия «Рейсинг Пойнт» по затягиванию ситуации до самого последнего момента выглядели странно.

Теперь же сторона пилота официально подтвердила: Стролла 10 дней назад скосил коронавирус. Сейчас Ланс прошел все тесты с отрицательным результатом, уверяет в отличном самочувствии и рвется в гонку, но пока №18 еще не получил допуск к старту – Хюлькенберг заранее приехал в составе «Рейсинг Пойнт» и готов вновь выступить запасным. Правда, на сей раз шансов вновь оказаться в болиде у Нико немного: история с болезнью Стролла тянется так долго, что вряд ли он все еще заразный.

Скандал вызвал не сам факт заболевания, а сценарий поведения Ланса и всей команды

В соответствии с правилами ФИА, в случае недомогания пилота – с любыми симптомами, хоть как-то похожими на ОРВИ или коронавирус – гонщик моментально должен уйти на самоизоляцию и ни с кем не контактировать вплоть до истечения 10-дневного срока. Как минимум ему должны были запретить доступ в паддок на все время наблюдения симптомов (специальный пункт 3.9 из особых правил). Но, кажется, «Рейсинг Пойнт» в случае Стролла нарушили все, что только можно было нарушить.

«Я приехал на «Нюрбургринг» и все было нормально. Результаты тестов на коронавирус, которые мы все обычно делаем перед гонками, были отрицательными, – рассказал Ланс. – В субботу утром я почувствовал себя не лучшим образом, проснулся с расстройством желудка.

Я последовал протоколам ФИА, самоизолировался у себя в моторхоуме и больше не входил в паддок. Я оказался не готов участвовать в гонке и улетел домой в воскресенье утром. Поскольку мое состояние оставалось не слишком хорошим, в воскресенье вечером я сделал еще один тест на коронавирус.

На следующий день пришел положительный результат теста, поэтому следующие десять дней я оставался дома на самоизоляции».

Вот только присутствующие в паддоке журналисты рассказали много интересных подробностей: якобы Ланс плохо себя чувствовал еще на Гран-при России. В Германии состояние №18 ухудшилось – и персонал еще в пятницу вечером предлагал Строллу сдать дополнительные анализы. Однако Ланс чувствовал себя «неважно» – но все равно приходил в паддок и в четверг, и в пятницу, напрямую нарушая предписания ФИА. «Рейсинг Пойнт» оправдывает допуск дополнительными отрицательными тестами внутри команды – но сейчас их позиция выглядит как попытка прикрыть чью-то накосячившую задницу.

Коронавирусные правила «Ф-1» – полный провал. Гонщики легко их обходят даже заболевшими, в опасности весь паддок

Дальше еще веселее: канадец вместо 10-дневного одиночного заключения в моторхоуме (через который в аналогичной ситуации прошел Серхио Перес на Гран-при Великобритании в августе) просто улетел домой в Швейцарию! Как вы понимаете, перемещение между странами не входит в понятие «самоизоляция».

Более того, перед отлетом Стролл даже не сдавал дополнительный тест – его вновь проверили только в Швейцарии. По все тем же причинам: очень похожим на коронавирус симптомам! Причем ни гонщик, ни «Рейсинг Пойнт» даже не удосужились оповестить ФИА о положительном итоге дополнительного теста. Точно так же, как и не поставила в известность ранее и о наличии симптомов у Ланса – попросту говоря, команда скрыла истинное состояние здоровья от регулятора, подвергнув риску заражения сотни коллег.

«С учетом имеющейся информации и отсутствия симптомов COVID, а также того, что ранее Ланс дважды сдавал отрицательный тест при проблемах с пищеварением, мы подумали, что в этом нет необходимости – он знал, что не будет гоняться, так что отправился домой, – фантастически объяснил причину провала шеф команды Отмар Сафнауэр. – У него было расстройство желудка – у него такие постоянно. Он позвонил своему врачу в Швейцарии – тому же человеку, который осматривал его после Гран-при России».

Причем предположительно Ланс мог подхватить болезнь не в паддоке, а накануне дома: по сообщениям инсайдеров, его отец Лоренс (он же владелец команды) 8 октября сдал положительный тест – то есть прямо перед уик-эндом в России! Да, Стролл-старший в итоге пропустил оба этапа, но, по-видимому, успел поконтактировать с сыном – который на момент появления в паддоке Сочи уже знал о нахождении в зоне риска.

Но в итоге все решила консультация с врачом по телефону. Фантастическая безалаберность!

Правила обходятся не первый раз: Перес уже нарушал предписания пузырей в Мексике, а Норрис на входе в паддок охлаждал голову бутылкой

На самом деле поведение «Рейсинг Пойнт» и Стролла еще не самое вопиющее: напарник Ланса Серхио Перес в августе (во время самого пика эпидемии!) вернулся в Мексику и пошел в ресторан в очень модной и популярной части родного города. Местное издание провело целое расследование и нашло в соцсетях фотки с фанатами и свидетельства того, как Чеко жал руки и разговаривал с подходившими болельщиками – а после возвращения сдал положительный тест на коронавирус.

Гонщик «Ф-1» нарушил правила перемещений между Гран-при – и слег с коронавирусом. Запорол ключевой момент карьеры

Коронавирусные правила «Ф-1» – полный провал. Гонщики легко их обходят даже заболевшими, в опасности весь паддок

Случай с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии совсем идиотский: пилот «Макларена» просто на примере показал бессмысленность строгой системы допуска в паддок. Когда термометр намерил у него повышенную температуру, №4 вместе со своим тренером применил хитрую тактику – холодную бутылку на лоб. Вторая проверка прошла без проблем, Норриса пустили на трек – и обошлось даже без порицания со стороны ФИА.

Гонщика «Ф-1» не пускали на трек и-за слишком высокой температуры. Он хакнул систему безопасности при помощи бутылки с водой

Более того, предупреждения за нарушения пузырей выписывали и слетавшему домой между Гран-при Шарлю Леклеру, и Валттери Боттасу, и даже Себастьяну Феттелю – который никуда не летал, но пообщался на расстоянии вытянутой руки с боссами «Ред Булл» Кристианом Хорнером и Гельмутом Марко.

Да, никаких более весомых последствий не настало! Естественно, снисходительное отношение к пренебрежению проверками и предписаниями создало еще одну опасную ситуацию, когда под угрозой оказался весь паддок. Рано или поздно кто-нибудь точно сделал что-то подобное: ведь если система позволяет – почему бы не воспользоваться ее лояльностью и не облегчить себе жизнь?

В итоге вместо четких и понятных правил безопасности предписания чемпионата оказались просто сводом необязательных рекомендаций, которые, кажется, все выполняют исключительно из личной добросовестности. Или не выполняют.

Интересовались, почему в командах каждую неделю даже в условиях «пузырей» находят от двух до шести зараженных? Кажется, теперь ответ известен.

Реакция ФИА: ужесточение требований, но не пересмотр самого процесса

Гоночный директор Майкл Маси высказался четко и однозначно: в правилах нет никаких серых зон, и вся ответственность за здоровье работников выпадает на команду. Тем не менее, «Рейсинг Пойнт» и Стролл получили всего лишь предупреждение – как будто никто и не гулял по паддоку с недомоганием.

Коронавирусные правила «Ф-1» – полный провал. Гонщики легко их обходят даже заболевшими, в опасности весь паддок

Однако правила все-таки пересмотрели: если раньше тесты нужно было сдавать перед отправкой на автодром, то теперь – в течение 24 часов после прибытия. Теоретически так ФИА хочет сократить риск пропуска бессимптомных случаев – или недавно зараженных.

Правда, применительно к ситуации Стролла нововведение похоже на протирку рамы разбитого окна вместо замены самого стекла. Если в «Рейсинг Пойнт» не врут насчет отрицательных тестов, перенос времени централизованной проверки вообще ничего не изменил бы в ситуации. Проблема не совсем в тайминге врачебного осмотра персонала – а в дальнейших действиях команд и ответственности за недостаточное усердие в предотвращении опасных ситуаций.

Сейчас мир накрывает полноценная вторая волна пандемии – и до «Ф-1» она уже дошла: промоутеры Гран-при Португалии и Турции объявили о сокращении количества зрителей на трибунах. Скорее всего, заболевших в паддоке тоже будет только больше. А с нынешним наплевательским отношением к обходу протоколов пузырей мы запросто можем увидеть еще не одного заболевшего пилота и изолированного механика. Еще повезет, если обойдется без жертв, снятия машин или команд с соревнований и без новых переносов Гран-при.

В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера. Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих

«КАМАЗ» едет на новый «Дакар» без пятикратного чемпиона. От него отказались из-за традиций команды

Гонщик «Ф-1» получил камнями в руку на первых кругах. Но не сдался – и затащил слабый болид в топ-10 впервые в сезоне