Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

Стратегия – 💪🏻

Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

Сочинский этап не входит в числе счастливых для Даниила Квята. Да, в дебютном сезоне в «Формуле-1» россиянин поразил всех в квалификации, затащив «Торо Россо» на пятое стартовое место, но кончилась та гонка не очень хорошо: №26 провалил первые метры, свалился к пределам топ-10, а попытки отыграться привели к повышенному расходу топлива. Даниилу пришлось сбросить темп – и клетчатый флаг он увидел только 14-м.

На следующий год Квята перевели в «Ред Булл» – и он закончил гонку 5-м после квалификации на 11-й позиции. Но во многом его взлету помогли поломки у Нико Росберга и Даниэля Риккардо, аварии Нико Хюлькенберга и Ромена Грожана, а также крэш Кими Райкконена и Валттери Боттаса на последнем круге.

На всех последовавших Гран-при России №26 вновь ждали неудачи: торпедирование Феттеля в 2016-м, новый провал на старте и слабый темп в 2017-м, а затем бесконечные поломки мотора в 2019-м.

В России Квят гнал мощнее конкурентов по «Ред Булл». Но уик-энд уничтожили ненадежные моторы и прокол 

По сути, уфимец еще ни разу не проезжал весь уик-энд в Сочи так, чтобы ему можно было аплодировать – и все результаты за «Торо Россо» служат отличным подтверждением. Даже в Гран-при за «Ред Булл» в итоговом финише в топ-5 больше удачи, чем выжимки максимума из возможностей болида – да и с учетом бюджета и возможностей австрийской топ-команды, сравнивать тот сезон с остальными было бы как-то неправильно.

И вот теперь, в 2020-м, Квят ворвался на восьмое место после старта с 11-го уже безо всяких фэйлов или поблажек от судьбы. Только мощная стратегия, практически безошибочная гонка и битва за место в семерке до последних поворотов. Отрыв дня: начавший заезд на две позиции выше напарник в итоге отстал на 21 секунду – в десятке сильнейших хуже выглядит только Алекс Албон против Макса Ферстаппена.

Квяту не нужны успешные квалификации для сильных результатов. Все решает стратегия

Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

За три года в «Торо Россо»/«Альфа Таури» россиянин выработал фирменный подход к настройкам болида и предпочтениям насчет стратегий. Лучше всего у №26 работает одна и та же схема: старт на самых жестких покрышках, длиннейший первый отрезок с высоким темпом, затем один пит-стоп – и финальный финишный бросок с обгонами на мягких шинах. Такая тактика во многом идет вразрез с принятой в современной «Формуле-1» (в основном все стараются стартовать на мягких шинах и выигрывать позиции на первых метрах, а затем ставить пожестче и ехать до финиша), но для Даниила, похоже, именно обратный вариант – идеален.

Подход нивелирует все слабые стороны россиянина: у него не очень часто выходят хорошие квалификации, да и в начале гонки Квят обычно осторожничает. И стратегия с «хардом» на первом отрезке полностью подходит ситуации: ее невозможно реализовать при старте из топ-10, поскольку тогда по регламенту нужно начинать на составе, использованном во втором сегменте, а на «Альфа Таури» в десятку на чем-то жестком пробиться невозможно. Старты тоже снимаются с повестки дня совсем: когда соперники начинают на самых мягких составах, а у тебя – самый жесткий (разница в сцеплении может «стоить» до секунды на круге), отыгрывать позиции при срыве с места практически невозможно. Лучше концентрироваться на объезжании аварий и темпе на длинной дистанции.

Выходит идеальная тактиках для команды-середняка с потенциально неплохой машиной для старта за пределами топ-10. Правда, в других ситуациях она просто не сработает: у топов обычно более изощренные планы и нет возможности пользоваться «хардом», а любые успехи в квалификации заставляют искать новые схемы прохождения гонки – и они не всегда оказываются успешными.

А еще такая тактика не работает в гонках с двумя и более пит-стопами. И легко ломается при выезде автомобиля безопасности между первой четвертью и первой половиной дистанции: тогда все просто ныряют в боксы за бесплатным пит-стопом, и все геройства обнуляются. С учетом довольно частых появлений сэйфти-кара в «Ф-1» – план, на самом деле, весьма рискованный.

С другой стороны, реализация стратегии Квята требует огромного мастерства в работе с шинами, способности гнать почти половину дистанции в очень высоком темпе (почти как ближайшие соперники на более мягких шинах – то есть теоретически быстрее их на 0,5-0,6 секунды с петли) и крепких нервов при застревании за конкурентами. Нельзя активно бросаться в атаки и перегревать шины, нельзя ошибиться и проехать несколько кругов хотя бы чуть-чуть быстрее или чуть-чуть медленнее – тогда стратегия просто не сработает (досрочно кончится ресурс покрышек или соперники окажутся слишком далеко после пит-стопа).

Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

В общем, очень сложная и специфичная штука эта стратегия. Благодаря ей Квяту не нужно царить в квалификациях, но любое невезение обращается ему во вред, а соперникам – на пользу. Причем для верной реализации плана Даниилу, на самом деле, даже не нужна удача – достаточно хотя бы, чтобы гонка просто шла как идет, без внезапных поворотов.

В Сочи все прошло в точности по плану

Условия на Гран-при России оказались в точности какими нужно: Даниил не прошел в топ-10 (но стартовал 11-м), увернулся от проблем на старте, из кокпита наблюдал за авариями опасных конкурентов Карлоса Сайнса и Ланса Стролла – а потом просто подождал первой волны пит-стопов за автомобилем безопасности.

После рестарта Квяту потребовалось разделаться с высоко взлетевшими на мягких шинах «Хаасами» – и вот она, позиция в топ-10!

До 30-го круга Даниил ехал в стабильно высоком темпе – и даже пару раз засветился в топ-3, когда остальные конкуренты поехали на пит-стоп. Дольше №26 на трассе держался только Кими Райкконен – но даже финскому ветерану не удалось так же качественно реализовать сложную стратегию.

https://twitter.com/pirellisport/status/1310207091332743169

А у Квята все получилось: после визита в боксы он оказался позади Эстебана Окона – который в самом начале гонки гнал вслед за Ферстаппеном на четвертом месте. В то же время напарник Даниила по «Альфа Таури» Пьер Гасли на стандартной тактике увяз в битве Норриса и Албона – а потом застрял за Райкконеном. После конца волны пит-стопов выяснилось: №26 только на высоком темпе в чистом воздухе привез французу 6 секунд. Разрыв между ними грозил лишь увеличением – и потому команда зазвала №10 за свежим «медиумом» в режиме виртуального автомобиля безопасности. Квяту же дополнительный комплект благодаря стратегии не потребовался – и разрыв между россиянином и преследователями только вырос до 30 секунд.

Квят сражался за топ-7 до последнего поворота. Но проиграл из-за особенностей болида и трека

Гонщик «Альфа Таури» оказался позади Окона практически сразу же после пит-стопа – и прессинговал француза 23 круга подряд. Но, к сожалению, у россиянина почти не было шансов опередить «Рено»: из-за свойств французской машины и характера трека.

Черно-желтый болид в нынешнем состоянии не лучшим образом проезжает повороты, но крайне быстр на прямых – буквально идеал «ракетной» концепции. «Альфа Таури» все же основана на прошлогоднем «Ред Булл», а потому более сбалансирована. Обычно такая характеристика звучит как плюс, но все решают частности: при прочих равных и настройках на низкую прижимную силу AT01 сложно догнать RS20 даже с DRS.

«Рено» теперь гоняет на уровне «Ред Булл» и бьется за подиум «Ф-1», а месяц назад ездила как аутсайдер. Это как вообще?! 

С другой стороны, в техничных секторах «Сочи Автодрома» атаковать очень сложно из-за характера поворотов: хоть они и довольно широкие, но предполагают лишь одну идеальную траекторию. Следовательно, скорость в виражах не так важна, как сам факт занятия апекса и более-менее раннего нажатия на педаль газа после его прохождения – если соперник не допускает ошибок и отрывается на прямых, обогнать его оказывается практически невозможно.

Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

В эту самую ловушку и угодил Квят: все 20 кругов мощность DRS не позволяла ему объехать Окона или хотя бы атаковать француза на торможении. Причем №31 достаточно серьезно сдерживал «Альфа Таури» – только из-за француза россиянин потерял не менее 8-9 секунд. На финиш Даниил так и приехал в точности позади «Рено» – в 0,74 секунды за Эстебаном после двух попыток атак на последнем секторе.

Но №26 не стал унывать.

«Моя гонка получился особенно сильной, – объяснил он после финиша. – Сегодня мы выбрали достаточно смелую стратегию. Но я был уверен, что смогу сделать так, чтобы она сработала. Мне удалось проехать несколько действительно отличных кругов – особенно в конце первого отрезка.

Вряд ли мой домашний Гран-при мог сложиться лучше. Гонка получилась тяжелой, мне приходилось постоянно атаковать, чтобы наша стратегия сработала – но как раз такие гонки мне и нравятся. Когда я увидел позади себя Льюиса Хэмилтона, то смог защититься и удерживал его позади по ходу пары кругов – в гонке у нас был потрясающий темп.

Я хотел обогнать Окона, но он отлично пилотировал и не допускал ошибок. Нам совсем чуть-чуть не хватило до седьмого места. Я доволен тем как прошел уик-энд, доволен результатом. Мы провели сильную гонку, команда заработала хорошие очки».

Лучший Гран-при России для Квята: ворвался в топ-10, бился до последнего поворота и привез напарнику 21 секунду

В самом деле: теперь Даниил – всего в трех зачетных баллах от Себастьяна Феттеля на «Феррари» (14 против 17). Именно между ними теперь и развернется сражение за 13-е место в общем зачете. Кто бы еще год назад мог такое предсказать?

Гран-при России: Хэмилтон схватил штраф и отдал победу Боттасу, Квят заработал очки

Хэмилтон в шаге от дисквалификации: получил два глупых штрафа в Сочи и проиграл гонку

Феттель разбил машину в Сочи, чуть не прихватил Леклера и почти выбил Хэмилтона из квалификации. Льюиса спасла одна секунда!