Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

Обвинения в двойных стандартах против здравого смысла.

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

У Никиты Мазепина в дебютном сезоне в «Ф-1» не бывает спокойных Гран-при – с ним непременно что-нибудь происходит. Либо схватка с Миком Шумахером вплоть до выдавливаний в стену или с трека, либо вал проблем с шинами, визой, шлемом и подгорающими ступнями, либо блокировки и споры с соперниками, либо вообще схватки с командой насчет внутренней субординации – с №9 точно не соскучишься. Этап в Мехико, естественно, продолжил традицию – и обеспечил новый взрыв: теперь Никита обвинил команду в двойных стандартах после запрета на обгон Шумахера в квалификации.

На прогревочном круге Мазепин ехал позади Мика, их обоих опередили «Уильямсы», которые постепенно поехали в отрыв – тогда русский решил последовать их примеру и обратился к «Хаасу» за разрешением объехать Шумахера «потому что тот едет слишком медленно». Команда ответила отрицательно и приказала оставаться за Миком – и Никита феерично отреагировал: «Вы что, смеетесь?». Тогда в разговор между ним и гоночным инженером вмешался уже босс по коммуникации с гонщиками Айо Комацу (работавший с Мазепиным два последних Гран-при) – и отрезал: «Нет, я не смеюсь, Никита! Если тебе нужно создать отрыв сейчас – создавай».

В итоге Никита квалифицировался 19-м (перед разбившим болид Строллом) и проиграл Шумахеру полсекунды – а тот, кстати, не дотянулся до «Уильямса» Латифи лишь на 0,1 секунды. Очередной слабый результат москвича – но говорили после клетчатого флага совсем не о нем, а прежде всего о новом витке внутреннего конфликта.

«Это постоянная тема, – объяснил Мазепин в эфире Sky Sports. – Я оказался в ситуации, когда для прогрева шин мне не нужно ехать особенно быстро. Сперва я ехал первым, а [Шумахер] обогнал меня. Такое уже было в Зандворте, и тогда мне сказали, что так можно, только если на прогревочном круге гонщики по-разному активируют шины.

Мазепин и Шумахер заблокировали Феттеля – и Никита обрушился на Мика за подставу. Но, кажется, виноват «Хаас» – а судьи вообще простили

На второй попытке все торопились и уже мне потребовалось его обогнать. Я спросил [по радио] и получил ответ – нельзя. И выполнил требование, но. похоже, правила немного отличаются для разных сторон гаража.

Когда напарник ехал медленно впереди, я понимал, что у него есть достаточный запас для работы с шинами, и уважал это. Но моя резина остыла, и мне требовалось атаковать [чтобы вновь прогреть ее]. Однако мне этого не разрешили.

Я уже оказывался в подобных непростых ситуациях — на самом деле, раньше бывало и хуже. Без сомнений, я из нее выберусь. Но сейчас для меня непростое время»

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

Тем не менее, Никите все равно пришлось объяснять немного странную манеру общения с инженерами.

«У меня отличная команда: например, мои тренеры и так далее, они отлично готовят меня к такого рода событиям, – уточнил Никита. – Потому не так много вещей в машине могут меня выбесить. Я, очевидно, задаю вопросы в очень сжатой манере, потому что времени там не так много. Мы ж не в пабе с пивом сидим».

У «Хааса» же (предсказуемо) другое воззрение на ситуацию – американцы немного не поняли недовольства Мазепина.

«Мы обсудили все после Зандворта и решили придерживаться обычного плана, – пояснил шеф команды Гюнтер Штайнер. – В конце концов, Никите достались лучшие условия: нет трафика (в отличии от Мика), шины – в нужных температурных окнах.

Он задал вопрос, но пилоты не видят, что происходит впереди и позади. Он мог бы обогнать Мика и снова уткнуться [в соперника]. Так зачем нам позволять это, ведь существует риск, что они начнут разбираться как в Зандворте? Лучше сразу все прекратить.

После Зандворта мы их четко проинструктировали: контролируем весь трек, видим все впереди и сколько машин впереди. Знаем, где нужно оказаться на квалификационном круге – а если начать гоняться у стартовой прямой, можно сразу запороть заезд. Вот почему им нужно смириться и в конце концов все отлично сработало для обоих. Мы знаем, что делаем. Они поймут – но, думаю, это займет немного времени. Я всегда им говорю: ребята, мы видим больше вас. Не пытайтесь сейчас работать стратегами или еще что-то. Просто слушайте.

Очевидно, Никита отреагировал, думаю, в горячке момента, захотел узнать больше. А потом с нашей стороны было что-то вроде «нет, ты будешь делать так».

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

Гюнтер словно намекнул между строк: мы организовали Мазепину лучшие условия – а он все равно проиграл напарнику, да еще и недоволен.

Просто не совсем понятно, зачем вообще Никите было опережать Мика: ведь позади Шумахера он бы точно получил помощь в виде могучего слипстрима, а после обгона мог бы попасть в трафик и только протащить напарника на прямой. Стратегически позиция №2 несла больше выгод: ведь если бы «Уильямсы» достаточно оторвались бы от Шумахера, ему бы не достался слипстрим, и у Мазепина появлялся шанс его переквалифицировать. Потому недовольство русского выглядит бунтом ради бунта.

На Гран-при Нидерландов в Зандворте (на который ссылаются все стороны) Мик обогнал Никиту из-за необходимости прогреть шины после разрешения команды – но там ситуацию обострила недостаточно качественная коммуникация: Мазепин почему-то не отстал, на «Хаасы» накатил Феттель и все трое чуть не столкнулись.

Тогда Никита обвинил напарника в намеренном саботаже – и закончил интервью очень громкими словами:

«Мне не нравится, когда люди начинают вести себя слишком дерзко или нахально, хотя бы боремся всего за 19-ю позицию. Мне кажется, что подобное поведение показывает истинную природу таких людей. Лично я такого отношения не потерплю – и я всегда буду оставаться собой, вне зависимости от итогового результата. И буду действовать так до самого последнего дня своей карьеры в «Формуле-1», которая, как я надеюсь, еще очень далека от завершения».

И Никита правда не изменяет себе с самого первого дня: нередко грубит инженерам, реагирует на спорные моменты либо в стиле «так не честно» (когда пострадавший – он), либо «а чего такого, мы же гоняемся» (когда проблемными называют его действия).

«Думаю, все было как и должно быть, –заявил Никита после жесткого выдавливания Шумахера с трассы на Гран-при Франции. – Когда ты последний, не так часто выдаются возможности для обгона. Так что я был рад воспользоваться своим шансом и выйти вперед. Увы, удержать завоеванную позицию не получилось».

«Я всегда беспокоюсь о своих соперниках, – заявил (или поиронизировал?) Мазепин после ответной блокировки Латифи на Гран-при Португалии. – Я вообще хотел бы жить в мире, где все счастливы. К сожалению, на подиуме всего три места, а победителем может стать только один. Не получится, чтобы все 20 гонщиков были счастливы. Я никогда бы не стал намеренно портить кому-то круг.

Мне сказали, что соперник находится от меня в трех секундах, и из того что я видел, он был не слишком близко. То есть вопрос в том, кто и что называет блокировкой. Мне очень жаль, что он расстроился».

А общение с гоночным инженером в стиле «может, помолчи?» – это вообще обычное дело, которое Никита (внезапно) объясняет непривычкой к широкой трансляции переговоров ¯_(ツ)_/¯

Просто сравните с реакцией Мика на приказы «Хааса»: когда Шумахеру запретили обгонять русского на Гран-при Монако, тот не стал жаловаться по радио, а показал превосходство на секундомере: отстал и затем снова быстро настиг напарника.

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

Мазепин победил Шумахера только из-за командной тактики. Мик гнал быстрее и мастерски объехал Никиту – но пострадал от поломки болида

В остальном, конечно, и №47 нередко возмущается по радио, но в основном не на сообщения гоночного инженера, а на жесткие маневры №9. И знаете, что? Никите ни разу не пришлось негодовать по тем же причинам – просто потому, что Мик обычно чисто его обгоняет и тут же отрывается на десяток секунд. Никаких агрессивных маневров или командной тактики в гонках в пользу Шумахера – из-за его колоссального преимущества в темпе: потому разборки из-за субординации и происходят в основном в квалификациях.

Так почему же Мазепин каждый раз недоволен и заново выносит в публичное поле любой спорный момент – даже когда не выглядит однозначно правым? Одно из двух: либо он так грубой силой (поскольку на трассе пока напарник однозначно и бесспорно сильнее) пытается пробить себе лидерство и позицию №1, либо в «Хаасе» сидят сказочные менеджеры, неспособные объяснить парню главный принцип «Формулы-1»: любому инженеру-стратегу ситуация на треке виднее, чем гонщику в болиде. На всякий случай: этот факт чуть ли не в каждом интервью (и видеобрифинге после гонок) повторяют и спецы «Мерседеса», и гроссмейстеры «Ред Булл», и маэстро из «Феррари» – пилоты обычно предлагают альтернативные тактики в гонках при сложных обстоятельствах, но в квалификациях все дисциплинированно полагаются на голос в наушниках.

Кроме, кажется, Никиты – для него, похоже, четкое формальное следование прописанным установкам важнее возможных преимуществ, которые можно получить при адекватной реакции на обстоятельства и положение на треке.

«В какой-то день правила могут сыграть лично в твою пользу, а в другой день обернутся против тебя, но по крайней мере это будет последовательным и ты четко будешь знать, что происходит», – заявил он после Зандворта.

Мазепин взрывает «Хаас» негодованием от приказов. То ли воюет так за лидерство, то ли команда не может донести ему внутренние правила

И не стоит недооценивать фактор недостаточно качественной внутренней медиации: во время активного противостояния Леклера и Феттеля в «Феррари» именно несовпадение воззрений на формальное выполнение внутренних правил чуть не расколол команду. И когда такое происходит – обычно нормализация достигается только после ухода одного из гонщиков.

И Никита, кажется, никуда из «Хааса» в ближайшие годы не собирается.

Мазепин и Шумахер нарисовали портреты друг друга. По ним главное в Никите – сломанный нос, а в Мике – улыбка и спонсоры

Мазепин опять чуть не увез Шумахера в стену. Мик наехал на Никиту с обвинениями в мести, но «Хаас», похоже, защищает русского

Ого, Мазепин взял реванш у Шумахера: впервые чисто обогнал Мика. Даже назвал атаку лучшей за три года