«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

Чертежи теперь бесплатно доступны всему миру.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

На планете Земля уже четвертый месяц творится отъявленный коронавирусец: миллионы зараженных, под две сотни тысяч погибших, бесконечные и вездесущие карантины и локдауны – кажется, будто наступил апокалипсис.

Спорт также переживает не лучшие времена – особенно полностью завязанная на переезды по всему миру «Формула-1»: крупных событий не было с начала марта, старты и возобновления сезонов отложены на неопределенный срок.

Что же в таких условиях делают спортивные организации? Естественно, помогают бороться с заразой изо всех сил!

И если бы в мире шло соревнование на самый грандиозный вклад в спасение жизней среди подобный компаний и команд, первое место точно занял бы «Мерседес» из «Формулы-1». На данный момент чемпионы самого быстрого спорта в мире в рекордные сроки придумали и внедрили в массовое производство аппарат для помощи дыханию, собрали уже 10 тысяч штук, довели темпы выпуска до тысячи штук в секунду – и выложили все чертежи, описания материалов и принципов сборки в свободный доступ. Да, совершенно бесплатно!

В итоге, по данным BBC, их уже скачали 1300 команд из 25 стран по всему миру, но, конечно же, главным бенефициаром гения ребят из «Мерседеса» стала Великобритания: именно министерство здравоохранения Королевства получает все собранные девайсы по цене меньше тысячи фунтов за штуку (когда обычные аппараты ИВЛ обходятся в сумму от 5 до 15 тысяч долларов).

Как же команда «Формулы-1» оказалась в лидерах локального и глобального процесса спасения жизней?

Запрос от правительства, совместная работа с Университетом Лондона, рекордный срок разработки

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

«Мерседес» не просто так переключился с болидов и двигателей на медицинское оборудование: в марте чемпионы наравне с остальными командами «Ф-1» получили запрос от правительства Великобритании на помощь в производстве аппаратов ИВЛ. Блок «Макларена» и «Рено» возглавил целое объединение из крупных компаний и сконцентрировался на разработке и сборке самых мощных больничных девайсов, а «Мерседес» объединился с командой Лондонского Университета ради решения более срочной и неотложной задачи.

Команды «Ф-1» переключились на спасение жизней: готовят производство аппаратов ИВЛ. В Англии их нужно на $450 миллионов

После месяца потока ужасных новостей из Италии и Испании все осознали: активнее всего людей убивает не сам коронавирус, а отсутствие необходимого количества больничных коек и реанимационного оборудования для нуждающихся. Когда у клиник кончаются свободные аппараты ИВЛ, начинается коллапс системы здравоохранения – шансы выжить резко падают даже у незараженных людей с инфарктом или другой более знакомой проблемой.

В итоге в Великобритании решили немного изменить стратегию лечения: не гнаться за чистым наращиванием коек и тяжелых неповоротливых аппаратов (как в большинстве других стран, охваченных пандемией), а снизить число нуждающихся в вентиляции легких – чтобы самые мощные и эффективные доставались именно наиболее нуждающимся пациентам совсем уж в тяжелом состоянии.

Как же они собирались такое провернуть? Путем наращивания производства и доступности кислородных масок и аппаратов CPAP – (Continuous Positive Airway Pressure, или девайс, создающий положительное давление воздуха). Они нужны тем заболевшим, кто уже испытывает некоторые проблемы с дыханием, но еще не настолько критичные для обязательного использования аппарата ИВЛ: для них как раз нормально работают промежуточные варианты с большим насыщением кислорода или помощью в закачке воздуха в легкие.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

Именно так СРАР и работают: создают в маске чуть более давление по сравнению с атмосферным и заставляют воздух перетекать и расправлять легкие, снижая необходимые для вдоха усилия. В итоге некритичные пациенты освобождают аппараты ИВЛ без риска для жизни: по последним данным из терпящей бедствие Ломбардии, более половины пациентов, вовремя подключенных к СРАР, впоследствии более не нуждалась в более серьезной вентиляции легких.

Но еще один неоспоримый плюс СРАР – отсутствие инвазивных и сложных процедур вставки трубок в трахею. Для подключения пациента к системе положительного давления достаточно одной лишь маски – экономится время и усилия медперсонала. И это не говоря уже о более простой и дешевой конструкции СРАР: он обходится в сумму до тысячи фунтов за самую навороченную модель при стоимости самого простого аппарата ИВЛ в 5 тысяч долларов.

Вот почему главным запросом правительства Великобритании к «Мерседесу» была разработка дешевого аппарата СРАР, доводка до массового производства и сборка максимального количества экземпляров. Инженеры «Формулы-1» не изобретали его с нуля: им предоставили уже существований прототип, созданный учеными Лондонского университета.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

По рассказу профессора прикладной механики Тима Бейкера, он предоставил прототип инженерам «Мерседеса» с задачей от профессора интенсивной терапии из больницы при университете: «Нам нужно больше таких». Больше никаких вводных данных, ориентиров и требований.

В итоге с момента встречи Бейкера с инженерами чемпионов «Формулы-1» до конвейерного выпуска первого устройства не прошло и сотни часов. При этом босс сборочного подразделения моторного департамента «Мерседеса» Бен Ходжкинсон пообещал создание полного цикла производства на заводе команды всего за 24 часа – но превысил собственный дедлайн лишь на 120 минут.

«Обычно подобное развитие медицинского устройства занимает годы», – прокомментировала результат директор по инжинирингу Института здравоохранения – медицинского подразделения Лондонского университета.

Лондонские клиники уже получили более 10 000 устройств, произведенных на заводе моторного департамента «Мерседеса» в Бриксуорте – более того, чемпионы нарастили мощности до сборки тысячи штук в день. Следующий заказ на 10 000 устройств для всей Великобритании от министерства здравоохранения не заставил себя долго ждать.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

Более того, чемпионы не стали держаться за авторские права или патенты на разработку: чертежи, список необходимых материалов и подробное описание всего процесса производства от начальной стадии до необходимых станков и их настроек поступили в свободный доступ в интернет (правда, ими делятся только с научными юридическими лицами – вроде университетов, научных объединений или отделов НИОКР. Физическим лицам и коммерческим структурам вежливо отказывают). «Мерседес» полностью отказался от выплат всевозможных роялти и авторских отчислений.

Аппараты производят на станках для «Ф-1». В основе принципа действия – эффект, используемый в гонках

В чем же вклад гонок? База в Бриксуорте, производящая, как правило, моторы для «Мерседеса», «Уильямса», «Рейсинг Пойнт», собственной заводской команды в «Формуле Е» и для «Вентури» оттуда же (и для «Макларена» с 2021-го), полностью перенастроена под сборку CPAP. Да, речь даже не идет о смене производственных линий или переоборудовании: аппараты для помощи дыханию изготавливаются на 40 станках, еще три месяца назад производивших турбонагнетатели и поршни.

Также технологии, сильно похожие на гоночные, можно обнаружить и в самом девайсе: он работает по принципу эффекта Вентури. Его же используют для генерирования подавляющего большинства прижимной силы в болиде «Формулы-1» на диффузоре (только в гонках в ходу название «граунд-эффект»).

Максимально подробное описание принципа работы эффекта Вернтури и его задействования в болиде

Эффект заключается в перепаде давлений в трубках (которые так и называются «трубками Вентури») при уменьшении сечения: в тонком месте оно растет и ускоряет поток, переходящий в зону с большим сечением и меньшим давлением. К ней и нужно подсоединять пациента.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

В «Формуле-1» эффект позволяет машинам «присасываться» к асфальту в поворотах и проезжать виражи намного быстрее. Современные диффузоры представляют собой небольшой срез классической трубки Вентури.

«Мерседес» за 100 часов создал массовый аппарат для спасения жизней. На том же принципе, который помогает в гоночных поворотах

Так что инженеры «Мерседеса», можно сказать, работали на досконально известной им территории – и потому уложились в рекордные сроки.

Однако главная фишка нового аппарата СРАР даже не в физическом эффекте и не в скорости производства, а в незамысловатости и дешевизне. Инженерам чемпионов «Формулы-1» удалось создать максимально упрощенный дизайн вообще без двигающихся частей или элементов – потому после испытаний в аэротрубе его моментально отсканировали и благодаря 3D-моделированию за несколько часов создали производственные чертежи. Масштаб устройства можно менять как угодно, аппарат полностью ремонтопригоден (одна простая деталь запросто меняется на другую), а временные затраты на сам процесс сборки сокращены до минимума.

Из-за доступности конструкции и относительной дешевизны подобные устройства, скорее всего, быстро появятся в больницах по всему миру – возможно, даже в вашем городе. И если вы их увидите, то знайте: они сделаны с помощью знаний из «Формулы-1».

«Здесь один из самых техничных секторов календаря». Эту трассу «Ф-1» можно оценить только на симуляторе «Мерседеса»

Шестиколесный болид «Ф-1» способен гнать быстрее стандартного. Выигрыш в мощности с тем же мотором – до 40 л.с.!

«Ред Булл» разносит «Мерседес» и без гонок «Ф-1»: заставил убрать читерскую деталь для мощного охлаждения шин