Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

На уровне лучших юниоров.

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Апрель 2019 года начался с эпохального для гоночного мира события — в кокпите «Феррари» в «Ф-1» впервые за последние 13 лет на трассу снова выехал Шумахер. Пускай это произошло и на тестах в Бахрейне, а пилотом оказался сын Михаэля, но многочисленные болельщики Скудерии с энтузиазмом восприняли возвращение легендарной фамилии — сына семикратного чемпиона Мика приветствовали как мировую суперзвезду.

Однако не все разделили их позитивный настрой: в соцсетях под новостями и роликами о Мике в алом кокпите часто встречались мнения с общим посылом «попал на тесты в «Ф-1» исключительно за счет имени легендарного отца». Более того, в похожем стиле высказались даже некоторые персонажи с определенным весом в автоспорте — например, бывший спортивный директор «Феррари» Чезаре Фьорио:

«В «Формуле-2» он пилотирует очень хорошую машину, но пока занял восьмое и шестое место. На тестах «Ф-1» он был вторым – на шинах, которые были на два состава мягче, чем у Ферстаппена. На данный момент я не вижу, что Мик Шумахер конкурентоспособен, но вокруг него большой шум».

«Пока я не вижу повода им восхищаться, – сказал голландский гоночный комментатор Олав Мол. – Он обычный парень, которому надо многое доказать. Если судить по предыдущим сериям, то складывается ощущение, что Мик – пилот среднего уровня».

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

В самом деле, далеко не каждый гонщик приезжал на первые тесты сразу в составе «Феррари» и «Альфа Ромео»: Шумахера-младшего сходу продвинули дальше, чем в свое время подталкивали к «Ф-1» Жюля Бьянки и Шарля Леклера. А ведь те безоговорочно считались будущими чемпионами в составе Скудерии.

Но насколько же сильно фамилия помогла в продвижении?

Огромный интерес публики

Конечно, глупо было бы отбрасывать маркетинговые и коммерческие интересы — но совсем не из-за блата, царящего в молодежной Академии итальянцев. Просто большинству болельщикам, журналистам и каждому работнику паддока интересна судьба и карьера Мика, а потому любое событие в его жизни сразу же вызывает множество обсуждений и публикаций. Только посмотрите, сколько представителей СМИ собрала первая пресс-конференция парня в «Формуле-2».

Около 30 журналистов пришли и задали свои вопросы — как передает Autosport, в середине медиасессии 20-летнего немца 14 раз подряд спросили о грядущем дебюте в сильнейшем гоночном чемпионате, и ему пришлось каждый раз бесстрастно отвечать про концентрацию на выступлении в молодежной серии. Ни на кого из молодых пилотов за всю историю «Ф-1» не выпадало столько же внимания, давления и интереса: даже Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен, Себастьян Феттель и тот же Шарль Леклер пользовались намного меньшим интересом у публики и прессы.

Кстати, семья Шумахеров неплохо монетизирует хайп вокруг Мика: еще в картинге появилось достаточно спонсоров и соответствующих предложений, а сейчас список партнеров разросся до абсолютно невероятного. 20-летнего немца поддерживают Under Armour, Richard Mille, старый спонсор Михаэля Deutschen Vermögensberatung, Eurospares, Ravenol и Begus – в истории еще не было гонщиков из молодежных серий с таким богатым на партнеров портфолио. И это без учета «Феррари» и сотрудничавшего с Миком в начале его карьеры «Мерседеса» – пожалуй, в 20 лет только Ферстаппен демонстрировал схожую коммерческую привлекательность, но Макс уже гонял в «Формуле-1».

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Естественно, парень с мощным спонсорским портфолио и интересом публики привлек бы внимание любой команды — и здесь нет чего-то зазорного: в современную «Ф-1» приносят деньги почти все молодые пилоты. Мику в целом даже не надо пользоваться кредитом доверия фамилии «Шумахер» или семейным состоянием: мощности его партнеров вполне хватило бы для покупки кокпита у какого-нибудь середняка. Тем не менее, молодой немец избрал другой путь, да и оценивать его достоинства только по знаменитому имени и финансовым возможностям неправильно.

Шумахер-младший достаточно хорош

В конце 2018 года гоночные скауты издания Formula Scout определили топ-50 лучших молодых пилотов, еще не добравшихся до «Ф-1». Сын Михаэля оказался там на достойной седьмой позиции — после подписанных «Уильямсом», «Торо Россо» и «Маклареном» Джорджа Расселла, Александра Албона и Ландо Норриса, двукратного победителя Гран-при Макао Дэна Тиктума, новичка системы «Ред Булл» Юри Випса и чемпиона итальянской «Ф-4» Маркуса Армстронга.

За 4 года выступлений в «формулах» Мик успел занять второе место итальянской и немецкой «Ф-4» за один сезон (суммарно 15 этапов — не каждый юниор потянет такую нагрузку), а также стать чемпионом «Формулы-3» после впечатляющего рывка из восьми побед во второй половине турнира. Конечно, он выступал за сильнейшую команду «Према», но в «евротрешке» ему достался объективно один из сильнейших составов в истории — набор талантов был обширнее только в 2015-м (Розенквист, Джовинацци, Леклер, Стролл, Расселл и Албон).

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

На тестах в «Ф-1» Шумахер-младший без опыта совсем неплохо вкатился в технику мощностью под 1000 л.с. и проиграл всего 0,5 секунды опытному Ферстаппену. Да, на болид Мика в тот день установили самые мягкие покрышки С5 против средних С3 у конкурентов, но первые выезды на незнакомой технике и новой резине всегда становятся чисто ознакомительными. Молодым пилотам на них всегда ставят колеса с наивысшим сцеплением, чтобы парень не скользнул в отбойники с непривычки, так что никто искусственно не завышал темп 20-летнего немца. Перед короткими скоростными выездами на С5 Мик сперва несколько раз выкатил SF90 на С4, и продемонстрировал способность постепенно ускоряться и держать стабильным темп (спустился из 1.36,00 в 1,32,00 за 29 кругов) — большего от него и не требовалось.

На следующий день в «Альфа Ромео» Шумахера уже выпустили на «медиумах» С3 — и он весьма уверенно повторял свое время предыдущих сессий на более быстрой «Феррари» с шинами С4 (диапазон 1.33,00 — 1.31,00) даже на прикатанных комплектах. Под конец ему снова установили самые мягкие покрышки, и он в болиде-середняке добрался до результата, установленного накануне на лучшей технике. Причем Мик ошибся и развернулся лишь однажды за два дня — на самом деле, мощное достижение, если вспомнить количество подобных инцидентов на предсезонных тестах с опытными гонщиками, прошедшими через десяток Гран-при.

В результате сын Михаэля проехал 176 кругов и на «Альфа Ромео» привез 0,9 секунды Тиктуму – одному из главных соперников по «Формуле-3», дебютировавшему за рулем «Ред Булл». Вряд ли от первых тестов в карьере можно требовать большего.

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Кстати, внимание публики привлекли не только результаты Мика: например, журналист Питер Уиндзор восхитился стабильно классным преодолением трудного девятого поворота и сравнил его с перфомансами новой звезды «Феррари» Шарля Леклера.

Главная проблема — адаптация

В качестве аргумента в пользу невысокого уровня Шумахера критики поставили среднее выступление на первом этапе «Формулы-2»: Мик занял восьмое место в первом заезде, а во втором свалился с поула на шестое на финише. Вот только все ожидавшие моментального доминирования в стиле Красного барона забыли об одном: абсолютное большинство конкурентов немца по новому чемпионату — либо переростки, либо выходцы из GP3. Например, нынешний лидер общего зачета Лука Гьотто проводит в двух данных чемпионатах уже пятый сезон, Николя Латифи, Ральф Бошунг и Шон Гелаэль — тоже пятый, Ник де Врис, Нобухару Мацусита, Джордан Кинг и Джек Эйткен — четвертый, Сержиу Сетте Камара и Луис Делетраз — третий. Из новичков напрямую из «Ф-3» (без участия в GP3) пришли лишь двое — как раз Шумахер и его бывший напарник Чжоу Гуаньюй.

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Почему это важно? В сериях поддержки «Формулы-1» (в «Ф-2» и GP3) используются шины «Пирелли» с очень узким рабочим температурным диапазоном. Сенсоры и датчики температур и состояния резины в молодежных сериях запрещены, так что пилотам приходится справляться с прогревом и контролем ситуации самостоятельно — помощь инженеров с мостика невозможна в принципе, и здесь богатство и опыт команды не играет никакой роли.

В то же время в «евротрешке», выпустившей Мика и Чжоу, использовали покрышки корейского производителя «Ханкук»: по словам руководителя «Према», эта резина более «живучая» и удобная в смысле прогрева и рабочего температурного окна. Не помогает ситуации и формат уик-энда: одна часовая практика чаще всего проходит на шинах «медиум», а квалификация наступает несколько часов спустя в других температурных условиях уже на «софте» – заранее предугадать разницу в поведении машины очень сложно.

Именно поэтому главной проблемой при переходе из старой «Ф-3» в любую другую серию было именно взаимодействие с новой сложной резиной — причем всем трюкам и фокусам для комфортных гонок невозможно научиться за одну-две тренировки. Здесь решает опыт, которого явно больше у парней, катающихся на «Пирелли» уже минимум по два-три сезона.

Если проследить историю, то из выпускников европейской «Ф-3» сходу в «Ф-2» показал себя только нынешний новичок «Макларена» Ландо Норрис — но он вообще-то давно считался одни из главных талантов поколения. К тому же у него был опыт участия в заездах на «Пирелли» на последнем этапе 2017 года (гостевая гонка в «Ф-2»). Предсезонные тесты также уменьшили разрыв в опыте между Ландо и конкурентами: до 2018 года испытания проходили перед стартом первого этапа в Бахрейне, позволяя новичкам подстроиться к гоночным условиям и хорошо выстрелить в стартовой гонке сезона. В 2019-м обкатку машин и резины перенесли в Барселону, так что Шумахер не получил традиционной возможности как следует подготовиться к битве в жарком Сахире.

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Еще из выпускников «Ф-3» неплохо показал себя на «Пирелли» в «Ф-2» (бывшей GP2) только Антонио Джовинацци, однако он в более низшей серии провел на сезон больше Шумахера, а стартовал при этом провально (лучшее место в первых четырех гонках — 11-е).

Также громко заявили о себе перешедшие напрямую в «Ф-1» Ланс Стролл и Макс Ферстаппен – причем канадца единодушно признали поторопившимся: у него до сих пор (в третьем сезоне!) случаются проблемы с перегревом покрышек и тормозов. Однозначного успеха добился лишь нынешний лидер «Ред Булл», что можно считать скорее уникальной ситуацией.

Шумахер не будет рисковать

Мику не надо кому-то что-то доказывать, привлекать внимание спонсоров, команд или молодежных программ — у него уже есть все, что только нужно юному гонщику. Сейчас его цель состоит совсем в другом.

«Для Мика самое важное – будем надеяться, что однажды это случится, и не слишком поздно, – попасть в «Формулу-1» и провести там много лет. Его цель не в том, чтобы попасть в «Ф-1» как можно быстрее, а в том, чтобы попасть в нее подготовленным – как это сделал Шарль Леклер», – сказал агент парня Николя Тодт. Сын бывшего руководителя Михаэля Шумахера в «Феррари» Жана знает толк в доводке пилотов до Гран-при: на его счету помощь не только блистательному монегаску, но еще и Фелипе Массе.

Мик Шумахер попал в «Феррари» и на тесты «Формулы-1» не только из-за фамилии. Он реально хорош

Вместе с тем давление мощного публичного внимания обязывает Мика действовать осторожно, ведь в случае любого фэйла из-за чрезмерного старания тысячи хейтеров поспешат его распять. Любое глупое столкновение или авария моментально получат тысячи репостов и комментариев вместе с саркастичными репликами авторитетных экспертов — поэтому сейчас вы таких не найдете. Шумахер-младший с дебюта в «Ф-3» пилотирует максимально аккуратно и предпочитает медленный и поступательный, но безошибочный прогресс. Autosport даже поделился слухом, будто 20-летний немец и не хотел появляться на первых же тестах 2019-го в составе «Феррари» и считал, что работа на симуляторе будет для него полезнее, но именно боссы Скудерии настояли на сразу двух полноценных сессиях, чтобы лучше оценить способности парня.

Именно поэтому не стоит ждать от Мика риска и в «Формуле-2». Ситуация позволяет ему спокойно накатывать километры и набирать опыт, привыкать к шинам и трассам хоть два года. Можно смело заключить, что Шумахер-младщий не станет лезть в безумные обгоны или неаккуратные маневры со смещениями на торможении.

Однако подобное вовсе не означает полный отказ от борьбы на треке: уже на первом этапе в Бахрейне Мик доказал, что умеет технично обгонять, когда надо. Например, он прекрасно перекрестил траектории на последнем круге первого заезда с Нобухару Мацуситой и тем самым заработал первые очки в чемпионате и поул-позицию на следующую гонку.

А еще Мик показал класс, наполовину выехав для обгона Никиты Мазепина за пределы трека.

https://www.instagram.com/p/BvpfAfMoMkf/

Причем сразу же продемонстрировал и сильные оборонительные способности: видение идеальных позиций машины в поворотах, занимающих всю траекторию и делающие обгоны невозможными. Особенно прекрасно пилотаж немца раскрылся при старте второй гонки «Ф-2» в Бахрейне: пилот «Према» начал с поула, сразу же занял внутреннюю защитную траекторию и отбил все атаки более опытных и привычных к шинам соперников.

Хоть в итоге сын Михаэля и приехал лишь шестым, но первый круг показал: в равных условиях и с одинаковым состояниям покрышек он уже не хуже большинства современных юниоров. По части гоночного мастерства и чутья на маневры Мик и вовсе превосходит некоторых гонщиков «Формулы-1»: в обороне он никогда не меняет траектории, как Ферстаппен, и не доводит дело до контакта даже в случае собственной правоты, как Окон.

Все задатки хорошего пилота у Шумахера присутствуют. Просто нужно дать ему время и не требовать семи чемпионских титулов, могучего доминирования и поднятия «Феррари» с колен.

От Мика Шумахера ждут победы в «Формуле-2». Но у него серьезные соперники