Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Союз, который так и не стал культовым

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Хуан Пабло Монтойя – талант, не признающий авторитетов и просто один из самых ярких образов Формулы 1 начала 2000-х. Он относится к дефицитному типу пилотов, которым для того, чтобы сколотить собственную фанбазу, не нужно брать кучу кубков и быть постоянно на пьедестале. Своей экспрессией и стилем пилотажа колумбиец буквально с первых гонок завоевал сердца фанатов автоспорта.

Для многих поклонников Формулы 1 имя Монтойи прежде всего ассоциируется с командой Williams. И это абсолютно логично, ведь большая часть ярких эпизодов из карьеры Хуана Пабло прошла именно за рулем сине-белого болида Сэра Фрэнка.

В 2005-ом году карьеру Монтойи ожидал крутой поворот, ведь новый сезон он начинал в непривычных черно-белых цветах McLaren. Переход в McLaren должен был предопределить дальнейшую карьеру Хуана Пабло. На этот союз возлагались большие надежды, как со стороны Монтойи, так и со стороны руководства серебряных стрел. К сожалению не всем ожиданиям суждено воплотиться в реальность. И этот случай как раз их этих.

Переход в McLaren. Конфликт Монтойи с Williams. Мечты Денниса о Dream team

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Первые слухи о возможном переходе колумбийца в стан серебряных стрел начали появляться ещё в середине сезона 2003. Сначала в британских СМИ говорилось о желании Рона Денниса обменять Култхарда на Монтойю. Затем уже в Колумбии начали вовсю говорить о подписанном контракте Хуана Пабло с McLaren. Все эти слухи множились на фоне кризиса отношений колумбийца с Williams. В конце концов, по окончании сезона McLaren официально объявил о подписании контракта с Хуаном Пабло Монтойей (вступал в силу с 2005-го года).

В 2003-ем году переход Монтойи в McLaren выглядел невероятно многообещающим. Серебряным стрелам удалось заполучить одного из самых талантливых пилотов поколения. Подписание Монтойи – личная инициатива Рона Денниса, который грезил мечтой о двух равнозначно сильных пилотах в команде.

На тот момент в McLaren уже был другой молодой талант – Кими Райкконен. В 2003-ем Райкконен проводил свой второй сезон за McLaren, уничтожал более опытного напарника Култхарда и боролся с Шумахером за титул. То, что Кими — будущий претендент на титул было понятно уже тогда.

В 2003-ем году Монтойя также воспринимался общественностью, как будущий чемпион и тот факт, что Рон Деннис захотел его видеть в своей команде — абсолютно логичен. Монтойе удалось моментально произвести впечатление невероятно неуступчивого и бескомпромиссного пилота, что в купе с природной скоростью сделало его целью №1 для McLaren.

Уже в своей третьей гонке в Формуле 1 колумбиец не на шутку сразился с Михаэлем Шумахером. Локальные битвы с красным бароном вообще стали одним из самых узнаваемых символов Формулы начала 2000-х. Пожалуй, именно Монтойю можно назвать главным соперником Михаэля в промежутке между Хаккиненом и последним вызовом в карьере Шумахера – Алонсо.

Плюс ко всему Монтойя обладал громадным медийным потенциалом. Буквально одного сезона хватило колумбийцу, чтобы стать самой настоящей суперзвездой Формулы 1. Его поведение на трассе и за её пределами приковывало внимание, каждого кто хоть чуть-чуть интересовался гонками. Пресс-конференции с его участием – отдельная тема.

Локальная интрига заключалась в том, какими будут его взаимоотношения с новым напарником Райкконеном. Двум абсолютно разным по темпераменту личностям предстояло уживаться в одном коллективе. Воплощающий спокойствие и холодный расчет Райкконен и экспрессивный бунтарь Монтойя словно инь и ян должны были дополнять друг друга.

На бумаге пара пилотов Райкконен – Монтойя выглядела, пожалуй, сильнейшей в пелотоне. В свое время Рон Деннис уже собирал «Dream team». Дуэт Сенна – Прост – стал едва ли не самым эпохальным за всю историю королевских гонок. Нужно ли говорить, какие параллели проводила пресса после перехода колумбийца в McLaren.

Дебют в McLaren. Адаптация в первых гонках, обидная травма, разлад с Роном Деннисом

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

С первыми трудностями в новой команде Монтойя столкнулся уже на предсезонных тестах в Барселоне. Первое знакомство с новым McLaren MP4-20 произвело на Монтойю не самое лучшее впечатление, машина показалась колумбийцу жутко несбалансированной. Первостепенной задачей для Монтойи было найти общий язык с новым болидом.

«На первых тестах, вернувшись в боксы после установочного круга, я сказал механикам: «Что-то сломалось». Судя по тому, как реагировала машина на движения руля, что-то не так было с задней частью. Целый час они искали источник проблемы, но так ничего и не нашли. Просто вот такое управление было у этой машины» — спустя годы признался Хуан Пабло.

Первые гонки сезона складывались для McLaren не лучшим образом. Пока Монтойя привыкал к характеру MP4-20, Райкконен испытывал на себе проблемы с надежностью + обидный прокол в Малайзии.

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Первые 2 гонки сезона Монтойя завершил в очковой зоне (6-ое место в Австралии и 4-ое в Малайзии). Ничего выдающегося в этих результатах не было, но и провалом тоже не назовешь.

Следующие 2 этапа в Бахрейне и Испании Монтойя пропускал из-за травмы плеча, полученной во время игры в теннис. Однако не все верили официальной версии. В частности ряд британских СМИ заявлял о том, что травма была получена вследствие падения с мотоцикла. Эта травма стала некой отправной точкой к ухудшению отношений между колумбийцем и Деннисом.

После ухода из McLaren Монтойя вспоминал: «В отношениях с Роном все было нормально до тех пор, пока я не сломал плечо. Я позвонил ему и рассказал, что произошло. В британской прессе стали писать различные истории и подшучивать над ним за то, что он верил моей версии. Более того, он стал думать, что я делаю из него дурака перед всем миром. С тех пор особого доверия между нами не было».

В первых трех гонках после возращения на трассу Монтойя также не блистал. В то время как Райкконен едва не одержал 3 победы подряд (эх, если бы, не то колесо на Нюрбургринге).

Первую по-настоящему яркую гонку за рулем McLaren колумбиец провел в Монреале. В субботу Монтойя переквалифицировал Райкконена (впервые после дебютной гонки в Австралии). В самой же гонке Хуан Пабло держался в темпе лидирующих Физикеллы и Алонсо, а после схода пилотов Renault и вовсе вышел в лидеры.

Зловещим для Монтойи стало появление на трассе сейфти-кара и последующий пит-стоп. В режиме машины безопасности выезд с пит-лейна был закрыт. Монтойя по невнимательности выехал с пит-лейна несмотря на красный сигнал светофор. Спустя пару кругов колумбийца дисквалифицировали, так он распрощался с шансами побороться с Кими за победу.

Вторая половина сезона. Серьезный прогресс. 3 победы. Лучшая гонка в Хокенхайме

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

К середине сезона главным приоритетом команды была борьба Райкконена за титул. На тот момент роль первого пилота в команде застолбил за собой Кими. Пока Монтойя привыкал к несбалансированному болиду в первой части сезона, Райкконен сражался с Алонсо за лидерство в личном зачете.

Триумфальное возвращение Монтойи на верхнюю ступень пьедестала состоялось в Сильверстоуне. Период адаптации постепенно подошел к концу, и весь мир наконец-таки увидел старого доброго Хуана Пабло.

В субботу колумбиец по традиции проиграл квалификационное сражение Райкконену. Однако Кими получил 10 позиций штрафа за смену мотора и Монтойя стартовал выше напарника по команде.

На старте Хуан Пабло блестяще разобрался с Баттоном и что самое важное с Алонсо. Захватив лидерство, Монтойя спокойно сдерживал Алонсо на протяжении всей гонки. Эта победа стала первой для Монтойи в цветах новой команды и невероятно важной в психологическом плане.

Следующая гонка в Хокенхайме стала для Монтойи едва ли не самой яркой в сезоне. Важно подчеркнуть, что именно гонка, ведь в квалификации Хуан Пабло допустил досаднейшую ошибку. Первый сектор своего быстрого круга Монтойя прошел с опережением промежуточного полуа Райкконена. Второй сектор прошел чуть медленнее напарника, и всё должно было решиться на третьем секторе.

На входе в последний поворот Монтойя не смог удержать свой McLaren. Вылет с трассы означал для Хуана Пабло старт с последнего места (в те времена у пилотов была одна попытка в квалификации).

Ну а далее колумбийская суперзвезда выдала настоящее шоу. Стартовав на заправленном под завязку болиде, за первые 3 круга Монтойя отыграл 11 (!) позиций. Далее Хуан-Пабло прессинговал идущего впереди Физикеллу пока тот не заехал в боксы. После волны пит-стопов Монтойя и вовсе поднялся на пятую позицию.

Во второй половине гонки Монтойя с Баттоном и Михаэлем Шумахером вел борьбу за второе место. После того, как Баттон и Шумахер заехали на дозаправку, колумбиец вышел на второе место. Оставшись в гордом одиночестве, Хуан Пабло должен был атаковать на пустых баках. С этой задачей Монтойя справился потрясающе и после своего второго пит-стопа он сохранил второе место. Победу на Хокенхаймринге одержал Алонсо, но главным героем дня стал, безусловно, Монтойя.

После немецкого этапа стало очевидно, что Монтойя вполне себе может ехать в темпе Райкконена и его неудачи в начале сезона были связанны, прежде всего, с адаптацией к новому болиду. Для команды прогресс Монтойи был крайне важен. Особенно с точки зрения борьбы за кубок конструкторов с Renault.

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

В следующих двух гонках триумф отмечал Райкконен. Монтойя в свою очередь не сильно отставал от напарника. В Венгрии борьба за победу развернулась между Монтойей, Райкконеном и Шумахером (привет, 2003-ий год). Колумбиец как минимум должен был приехать на подиум, но из-за механических проблем не смог закончить гонку.

В Турции Хуан-Пабло всё-таки сумел финишировать в тройке, несмотря на торпедирование со стороны Монтейру и ошибку под прессингом Алонсо в решающий момент гонки, стоившую Монтойе второго места.

На следующем этапе в Монце Монтойя одерживает вторую победу в сезоне. Как и в Сильверстоуне Райкконен переквалифицировал своего напарника, но получил плюс 10 мест на стартовой решетке за смену двигателя. Так Хуан Пабло отправился в гонку с поула. Старт прошел достаточно спокойно, Монтойя сохранил первую позицию и продолжил лидировать на протяжении всей гонки.

Возможно, в McLaren не могли порадоваться успеху колумбийца в полной мере. Ведь одновременно с победой Монтойи таяли последние шансы Райкконена на титул.

Свой долгожданный первый поул в сезоне Монтойя завоевал в Бельгии. В самой гонке Хуан Пабло пролидировал 3/4 дистанции и пропустил вперед другой McLaren Райкконена только после второй волны пит-стопов. До конца гонки оставалось 4 круга, как вдруг круговой Пиццония вынес Монтойю, тем самым отложив первый в сезоне дубль серебряных стрел до следующей гонки в Бразилии.

В Сан-Паулу Монтойя одержал третью победу в сезоне и как потом выяснится последнюю в карьере. Бразильский триумф Хуана Пабло остался несколько в тени из-за коронации Алонсо. В двух последних гонках сезона колумбиец до финиша не добрался.

Первый сезон Монтойи в McLaren получился весьма противоречивым и неоднозначным. С одной стороны скомканное начало сезона, травма и неудачи в первых гонках. С другой стороны ударная вторая половина сезона, в которой он одержал 3 победы (личной рекорд за сезон).

Также Монтойя в чистую проиграл Райкконену внутрикомандную дуэль. По итогам сезона финн набрал почти в два раза больше очков. Хотя конечно на этих результатах сказалась и травма Хуана Пабло, и его адаптация к новому болиду.

Однозначно Монтойя приходил в McLaren с чемпионскими амбициями. Однако как ни крути, а по-настоящему бороться за титул в сезоне 2005 Монтойе было практически нереально. Даже если убрать проблемы, с которыми колумбиец столкнулся по ходу сезона.

Спроектированный Эдрианом Ньюи McLaren MP4-20 был очень даже конкурентоспособен, на некоторых трассах на голову быстрее Renault. Однако проблемы с надежностью были ахиллесовой пятой команды и перечеркивали все шансы на реальную борьбу за титул.

Сезон 2006. Конец истории. Монтойя ушел посреди сезона.

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Так уж вышло, что сезон 2006 для McLaren стал одним из худших за последние годы. Построенный McLaren MP4-21 оказался значительно менее конкурентоспособным по сравнению с прошлогодней модификацией. Впервые с 1996-го года McLaren не одержал ни одной победы за сезон. В основном серебряные стрелы сражались в лучшем случае за подиумы.

McLaren MP4-21 был едва ли не худшим болидом в карьере Монтойи. За первые 10 гонок сезона Хуан Пабло, только лишь 2 раза сумел приехать на подиум. О борьбе за высокие места в том сезоне речи и не шло.

Могло сложиться ощущение, что в какой-то момент Монтойе как будто бы надоело происходящее. Очевидно, что при переходе в McLaren Хуан Пабло рассчитывал совсем на другие реалии. Плюс ко всему не придавала оптимизма Монтойе и новость о подписанном контракте Алонсо с McLaren. Такое положение дел означало только одно – из пары Монтойя – Райкконен останется кто-то один. А ведь колумбиец продолжал проигрывать своему напарнику и в новом сезоне.

В конце концов, недостаточно быстрый болид и неопределенность с контрактом на следующий год предопределили выбор Монтойи, и летом 2006-го Хуан Пабло принял решение продолжить карьеру в NASCAR. Узнав о подписанном контракте с командой NASCAR, Рон Деннис инициировал расторжение контракта с Монтойей. Гонка на Индианаполисе стала последней в формульной карьере Монтойи. Свою финальную гонку колумбиец провел эффектно, став организатором одно из очагов завала на старте.

«Я ушел из Формулы 1, так как мне стало там скучно, я вообще не получал удовольствия от гонок. Я сделал практически все, что должен был сделать, и достиг почти всех целей, которые ставил перед собой. Я не стал чемпионом и понял, что возможность добиться этого на такой машине, которая у меня была, минимальна. Решение уйти было лучшим решением, которое я мог принять» — объяснял свой выбор Монтойя.

«Я не был уверен, чем буду заниматься в следующем году, и тут мне поступило предложение из NASCAR. Речь шла о пятилетнем контракте, так что я подумал: «Почему бы и нет?» Я хотел жить в США, а в NASCAR можно гоняться хоть до 45 лет. У меня появилась возможность заниматься любимым делом и продолжать карьеру, проживая там, где я хочу. Необходимости уходить в середине сезона не было, и после подписания контракта я был готов гоняться в Формуле 1 дальше. Но Рон сказал: «Твоя голова занята чем-то другим, мы не хотим, чтобы ты продолжал» — спустя годы вспоминал Монтойя.

Вот так вот спустя полтора года закончилась необычайно интригующая сага под названием «Монтойя в McLaren». Очевидно, что свой максимум этот союз не выжал. К тому же возможно Монтойя поторопился принимать предложение из NASCAR. Ведь в итоге Райкконен всё же не стал продлевать контракт с McLaren. Сегодня сложно представить, но в 2006-ом году руководство McLaren всерьез думало на счет того, чтобы отдать место второго пилота на сезон 2007 Педро Де ла Росе. Как мы знаем, в итоге было решено взять на роль боевого пилота молодого и перспективного Хэмилтона. И ведь никто не знает, каким бы был пилотский состав McLaren останься Монтойя в команде. Быть может, мы лишились потенциально самого взрывоопасного дуэта Алонсо – Монтойя. К сожалению, история не терпит сослагательного наклонения.  

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Gracias por todo, Juan Pablo