Мы увидели «Формулу-1» будущего. Серии больше не нужны многочасовые тренировки – они обнуляют гонки и сюрпризы

Радуемся «Рено» и Риккардо на подиуме.

Гран-при на «Нюрбругринге» в октябре, да еще и с семилетним перерывом – создателям календаря «Формулы-1» на 2020-й нужно выписать особую премию за эту идею. Еще никогда современные болиды не гонялись по температуре ниже 10 градусов по Цельсию на позабытом треке и фактически без тренировок. Да, все заезды в пятницу сорвала погода: медицинский вертолет не смог бы приземлиться у выбранного госпиталя из-за тумана, а в таком случае ФИА просто не позволяет начинать сессии.

Командам «Ф-1» удалось откатать лишь час перед квалификацией – и сразу же вступить в зачетные схватки за позиции. И вышло чертовски хорошо: «Ред Булл» Ферстаппена подобрался к «Мерседесам» на наименьшую дистанцию по сравнению со всем сезоном (даже на секунду показалось, будто Хэмилтон и Боттас впервые в году потеряют поул), «Феррари» Леклера взлетела на второй ряд, а в середине пелотона битва кипела практически на каждом круге.

Но, что важнее, мы снова увидели и разные тактики, и пилотажные ошибки, и промахи со стратегией, и героизм, и интригу, и внезапные отказы техники, и даже внезапного финишера на подиуме – Даниэля Риккардо из «Рено». Кого нужно благодарить? Именно сложнейшую погоду – и, конечно же, сокращенную программу тренировочных заездов. Без нее Гран-при выдался бы намного, намного стерильнее и вывереннее – примерно как обычно. И именно поэтому будущее – за сокращениями официальных тренировок.

Хэмилтон выиграл Гран-при Айфеля и повторил рекорд Шумахера, первый подиум «Рено» с момента возвращения

Гран-при Айфеля: поломки, ошибки, автомобили безопасности – и сильный итог

Даже если вы следили только за сражение за первое место, то уже оно вряд ли вас разочаровало.

Валттери Боттас проиграл старт, и Льюис Хэмилтон выдавил его глубоко на внешнюю – казалось, №77 ждет ровно та же судьба, что и Нико Росберга в каждой второй гонке 2015-го, но финн внезапно нашел сцепление за белой линией, не отпустил педаль газа и отбился! Крайне редкое зрелище и в 2020-м, и вообще за все 4 года выступлений Боттаса в «Мерседесе».

А затем случились: ошибка Валттери на торможении и потеря первого места, вылет №77 из топ-3, экстренный пит-стоп в самый неудачный момент, проигрыш Хэмилтону в 20 секунд и отказ мотора. Все это уложилось в какие-то 8 кругов!

Помимо драмы со сходом второго пилота «Мерседеса» пелотон пережил сразу несколько внезапных поворотов:

  • Леклер пять кругов упорно и красиво отбивался от быстрой «Рено» Риккардо, а потом защищался от «Рейсинг Пойнт» Переса – даже разок красиво контратаковав;
  • Феттеля внезапно развернуло при попытке обгона «Альфа Ромео» Джовинацци;
  • Райкконен ошибся на торможении и выбил Расселла;
  • Албон в «Ред Булл» хаотично атаковал всех подряд после раннего пит-стопа, снес антикрыло Квяту, чуть не убрал Пьера Гасли и еще несколько аутсайдеров, получил штраф и сошел (всего за 24 круга!);

Второй пилот «Ред Булл» совсем поплыл: завалил старт, разрушил полмашины Квяту, едва не вынес еще двоих

  • Эстебан Окон сошел из-за поломки тормозов;
  • Норрис жаловался на падение мощности, но продержался 40 кругов – пока сломавшийся двигатель не прожег корпус болида;

Мы увидели «Формулу-1» будущего. Серии больше не нужны многочасовые тренировки – они обнуляют гонки и сюрпризы

  • Сразу четыре отказа мотора – притом практически у всех производителей («Мерседес» Боттаса, «Хонда» Албона и «Рено» Норриса. Разве что «Феррари» повезло);
  • Хэмилтон и Ферстаппен обогнали на круг вообще всех – а затем автомобиль безопасности уничтожил весь отрыв;
  • Гонщик, проехавший лишь 3 круга в субботу в квалификации, финишировал в топ-10 после старта последним – это великая история Нико Хюлькенберга.

И это не считая огромного количества борьбы колесо в колесо в середине пелотона! Пилоты явно ощутили вкус к гонкам: без огромного количества данных, планов на Гран-при и десятка расписанных заранее вариантов действия на каждом круге они старались в каждый момент выжать максимум, поскорее прорваться мимо соперника и отправиться за более весомой очковой добычей.

Итог: на подиум приехал Даниэль Риккардо на «Рено» – впервые после возвращения французов в «Ф-1». Хоть ему и помог сход Боттаса, но №3 так-то честно победил всех конкурентов в схватке на трассе – и его запросто можно считать реальным победителем.

Хаос, ошибки и поломки – следствие урезания практик

Но почему же современные болиды и пилоты, способные несколько гонок подряд провести без технических сходов и инцидентов, вдруг внезапно местами пошли вразнос? Как раз из-за меньшего времени на тренировки – на самом деле, логично.

«Нюрбургринг» в последний раз принимал «Ф-1» еще в 2013-м, и с тех пор данные для старых машин с атмосферными двигателями и простой аэродинамикой устарели. Новые же собрать по-нормальному не удалось: часа перед квалификацией и 7-8 зачетных кругов в зачетной сессии явно не хватило. Команды не сумели проверить износ шин на длинных отрезках, динамику работы моторов при непривычно низких температурах (обычно «Ф-1» гоняет по погоде не менее 18-20 градусов по Цельсию, а с холодом сталкивается только на предсезонных тестах – а там куча времени на адаптацию и возможность безлимитно менять детали) и свойства всевозможных механических деталей.

Стратеги не сумели разработать вменяемые планы на гонку: раз нет данных по износу на длинных отрезках, любая очередность пит-стопов с любым составом покрышек превращалась в чистую угадайку. Особенно с учетом возможного дождя (вероятность в 40% и темное небо на протяжении всего Гран-при) и сомнений в выполнимости качественного прогрева самого жесткого «харда».

При трудностях с приведением покрышек к нужным температурным окнам по такой погоде вообще часто возникает «зернение» – когда резина разогревается на поверхности, но не внутри, и скатывается в гранулы на шине. Тогда болид теряет сцепление на «островках» с гранулами – и машина теряет стабильность в поворотах и на торможениях. В любой, абсолютно любой момент колеса могут заблокироваться, а задняя часть при резком вилянии – уйти в отрыв, прямо как у Феттеля при попытке обогнать Джовинацци.

Да, именно поэтому Боттас и допустил роковую ошибку. И именно поэтому на каждом круге хотя бы с полдюжины пилотов проезжали повороты с веселыми клубами дыма из-под колес. Как раз в таких гонках и проявляются собственные способности гонщиков по работе с покрышками – без часов предварительной подготовки и брифингов с самыми умными инженерами мира.

Не все моторы и технику сумели настроить под неожиданные условия и не все пилоты приноровились к покрышкам и отсутствию четкого плана. Команды не знали своей скорости на сто процентов, приглашая ребят за рулем больше рисковать – и мы получили атаки, ошибки, столкновения и автомобили безопасности. Абсолютно классическая «Формула-1» 80-х и 90-х – которую так любят фанаты.

Большое количество практик стерилизует гонки. И самые продвинутые шины ничего с этим не сделают

В обычных Гран-при за 4 часа тренировок команды успевают изучить каждый аспект болида, сопоставить его работу со свойствами трека, рассчитать допустимые пределы, составить десяток запасных планов и выработать допустимые окна производительности. На основе их вычисляется план наибыстрейшего преодоления дистанции с наименьшими рисками для техники – пилотам объясняют необходимый темп на гонку и все возможные стратегии смены покрышек.

И подобный подход – тщательного составления сценария гонки – по сути исключает любой хаос и интригу на чисто экзистенциальном уровне. Командам важно добиться четкого и понятного результата, решить задачу исходя из заданных условий – чисто математический подход (что и неудивительно в самом техническом виде спорта).

В итоге машины попадают в «пузыри» своих скоростей. Поскольку с абсолютно одинаковым темпом едут только одинаковые болиды, и добиться идентичности с разными производителями невозможно (да и не нужно – в том и вся суть «Ф-1»), то пелотон расслаивается – и борьба в нем возникает в только на редких стыках нескольких слоев из-за пилотажного фактора, либо из-за форс-мажоров со стороны.

Если же ничего не происходят, команды иногда вообще ни с кем не сражаются и едут на то самое «быстрейшее возможное время». Если их догоняет кто-то порезвее – гонщики даже сами отодвигаются в сторонку, лишь бы не потерять пару лишних секунд на бессмысленную рубку колесо в колесо.

Без трех дополнительных часов наката у команд пропадет возможность составлять настолько подробные планы. Вместе с тем мощности современных симуляторов хватает, чтобы все равно подготовить пилотов к новой трассе и найти хотя бы базовое направление настроек болидов – а дальнейший результат уже зависит от решений отдельных персонажей на трассе. Кто справится лучше всех – то и утащит из-под носа Хэмилтона поул или обгонит всех в средней группе.

Будущее «Формулы-1» – в двухдневном формате

Чемпионат уже собирался тестировать экспериментальный уик-энд без пятничных тренировок на еще одном новом и незнакомом треке – в итальянской Имоле. Да и вообще, тенденция к сокращению трекового времени уже заложена в регламент: с 2021-го медийные активности перенесут с четверга на пятницу. Изначально боссы «Ф-1» планировали сократить и время практик, но команды испугались настолько жестких перемен и заблокировали идею до лучших времен.

В «Формуле-1» революция: новые машины, много ограничений и потолок бюджетов. Все ради обгонов и сокращения затрат

Однако после этапа на «Нюрбургринге» ясно: сопротивляться больше нет причин. Оптимизация расписания Гран-при теперь неизбежна: регламент точно срежет как минимум час свободных заездов, а начинаться этап будет прежде всего с развертывания 3D-сканеров по всему автодрому для обновления виртуальной карты трассы (именно это и проделал «Ред Булл» в четверг перед Гран-при Айфеля).

Так команды здорово сократят расходы: все-таки гонять на симуляторе – в который все равно инвестируют около 10 миллионов долларов за раз – намного выгоднее, чем палить топливо и переводить дорогостоящие запчасти из углеволокна. Вполне в духе новой «Формулы-1» – с потолком расходов.

Зрители же тоже останутся в плюсе: гонки хотя бы частично вернутся к старому виду с непредсказуемым количеством финиширующих, некоторой неопределенностью на каждом круге и хаосом. Более того, никто до самого конца квалификации не будет точно знать истинную расстановку сил, да и внезапные прорывы и повороты в гонках станут чаще. Даже в случае доминирования отдельной команды или гонщика фанаты просто не успеют привыкнуть к его систематическому преимуществу в полсекунды – и потому даже серийные первые места воспримутся как завоеванные с большим трудом и реальным нервом.

Технический прогресс достаточно долго убивал хаос в «Ф-1». Пора теперь ему стать гарантом радикальных обновлений.

Хэмилтон – главный рекордсмен «Формулы-1». Он великий или нет?

Хэмилтон сравняется с Шумахером по титулам, но не по степени величия. У Льюиса нет наследия, а Михаэль изменил «Ф-1» навсегда

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?