На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Инсайды от работников с невероятными цифрами.

Автогонки давно захватили титул самого дорого вида спорта на планете: в «Формуле-1» до введения потолка в $145 млн в год гиганты вроде «Мерседеса», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 300-450 млн (а иногда сумма переваливала и за $500  млн) на сезон. Но высшая лига хотя бы битком набита автоконцернами, брендами, спонсорами, крупными и мелкими партнерами – да и с посещаемостью в 200+к человек за уик-энд сверхвысокие бюджеты (сравнимые с топовыми футбольными и баскетбольными клубами) еще объяснимы.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Тем не менее, команды все чаще требуют с пилотов жирные спонсорские контракты в качестве платы за вход – и потому даже сами гонщики критикуют сложившееся положение дел.

«Ф-1» стала клубом сыновей миллиардеров. Если бы я начал гоняться сегодня, будучи представителем рабочего класса, это было бы невозможно, потому что у других детей гораздо больше денег. Нужно работать над тем, чтобы сделать гонки более доступными – для богатых и для людей более скромного происхождения», – высказался семикратный чемпион Льюис Хэмилтон.

И, кажется, он прав: в Гран-при сейчас гоняют как минимум Ланс Стролл (отец – канадский миллиардер с состоянием около $8 млрд и владелец «Астон Мартин»), Николас Латифи (сын еще одного канадского миллиардера – владельца концерна Sofina Foods c cостоянием около тех же $8 млрд), Никита Мазепин (отец – акционер и босс «Уралхима» и «Уралкалия» с оценкой активов от $800 млн до $2,3 млрд), Ландо Норрис (состояние отца – $200 млн, входит в 500 богатейших бизнесменов Великобритании), Серхио Перес (сын давнего партнета богатейшего человека Мексики Карлоса Слима с состоянием $73,7 млрд – поддерживает Чеко с первого же дня). Уже четверть пелотона – а ведь на решетке есть еще и сыновья известных гонщиков: Карлос Сайнс, Мик Шумахер и Макс Ферстаппен (кстати, внук предпринимателя из Нидерландов) добрались до «Ф-1» не только благодаря (несомненному) таланту – связи и деньги их родителей тоже помогли.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

В «Формуле-2» тоже достаточно детей богатых бизнесменов: россиянин Роберт Шварцман вдобавок к поддержке «СМП» унаследовал бизнес оборотом не менее $8 млн в год (в 2018-м), семья Фелипе Друговича владеет долей в бразильской логистической компании, Маркуса Армстронга тоже поддерживает бизнес отца, как и главного стритрейсера всей серии Алессио Деледду. Еще полдюжины пилотов вроде Ральфа Бошунга и Гильерме Самайи обладают невероятным даром убалтывать спонсоров, а особым случаем стоит Рой Ниссани – его поддерживает израильский миллиардер из-за мечты создать национального чемпиона «Ф-1».

«Мерседес» взял стритрейсера-рентача в «Ф-2». Он гонял по 300 км/ч на дорогах, но €2 млн перевесили

Просто вслед за ростом бюджетов в «Ф-1» молодежный автоспорт тоже стал невероятно дорогим. К примеру, Reuters еще в 2015-м провел опрос среди родителей, вложившихся в сезон в национальном картинге для своих 10-леток – и получил умопомрачительную сумму в $120 тысяч за год. На международном уровне одна гонка в Европе с полноценным обслуживанием техники, всеми взносами и переездами стоит не менее $20к – так что для поездки на все заезды из календаря чемпионата мира (а их 10 штук) придется выложить около $200 тысяч. В среднем юным картингистам после перехода в международные чемпионаты требуется не менее 4 сезонов для прыжка в болиды с открытыми колесами вроде «Ф-4» – и не забывайте об инфляции, которая явно не дремала последние 6 лет. Спонсоры же в картинге встречаются крайне редко: если парню не повезет на поддержку «Мерседеса», «Феррари», «Ред Булл» или «Альпин», то, скорее всего, этот миллион баксов придется выкладывать именно родителям.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Далее, по оценке одного из самых авторитетных журналистов «Ф-1» Дитера Ренкена из Racefans, сезон в «Ф-3» в среднем может стоить в районе еще миллиона, а желающим попасть в хорошую команду «Ф-2» нужно готовить свыше $3 млн. Неплохо, да?

Кто же виноват в раздутых затратах на молодежный автоспорт? Хотелки гонщиков, неверная оценка ФИА, слишком продвинутые машины

О причинах чрезмерно раздутых прайсов в «Ф-2», «Ф-3» и «Ф-4» нам в эксклюзивном интервью честно рассказал гоночный инженер Макса Ферстаппена в симрейсинге и спец из реальной команды «МП Моторспорт» Дидрик Киндс.

«Возьмем, к примеру, первую категорию гонок на открытых колесах – «Ф-4». ФИА рассчитала и решила, что сезон должен стоить для каждого пилота фиксированную сумму – €100 тысяч. Она получилась из полноценного финансового плана: команда покупает машину с расчетом на три сезона гонок, потому ее стоимость разбивается на три части, сколько требуется шин на год, остальных расходных материалов. Цена выглядит здравой – мне кажется, под нее вполне можно найти спонсора, да и многие более-менее обеспеченные семьи могут себе ее позволить.

Но! Реальность – совершенно другая. ФИА практически не включала настоящий уровень зарплат персонала в свои расчеты. То есть они там есть, но немного смешного порядка: к примеру, один механик может обслуживать два болида «Ф-4», а один инженер может работать с двумя и даже тремя гонщиками. Вообще формально так и есть: с учетом чистого наката часа в четыре одного инженера хватит.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Однако в реальности хотя бы один гонщик точно скажет: а, мой напарник быстрее, потому что инженер тратит больше времени на него, чем на меня – хочу собственного инженера! Тут-то все и начинается: кто-то требует себе собственного инженера, кто-то требует механика, потому что он тоже якобы лучше работает над одной из машин, и так далее. Вот и уже больше человек включается в процесс по сравнению с расчетами ФИА.

А еще команды тоже хотят хоть что-то зарабатывать. И когда у тебя лучше результаты – ты можешь требовать больше денег. Так работает рыночная экономика, и частично она тоже ответственна за рост стоимости.

Но главная часть – ФИА не очень реалистично оценивает затраты. Может, ей стоит ограничить количество персонала, вовлеченного в работу над болидами, и так далее. Но это мы говорим о сериях вроде «Ф-4».

В более высоких категориях другая ситуация – по-моему, машины сами по себе слишком дорогие. Детали, вероятно, слишком сложные – стремятся к уровню «Формулы-1», хотя в этом нет необходимости. Для примера: переднее антикрыло в «Ф-2» стоит в районе €200 тысяч! Да, все выглядит круто и продвинуто, и благодаря им люди думают, что реально близки к «Ф-1». Но, мне кажется, как раз за этот аспект надо серьезно взяться: упростить форму, выбрать менее сложные материалы. Здесь тоже не помешали бы ограничения ФИА.

А то сейчас за место в «Ф-2» запросто просят от €1 миллиона за год, а в «Ф-3» – от €600-700 тысяч. В «Ф-4» стоимость ориентировалась на теоретически возможные €100 тысяч, но в реальности люди запросто платят от €300 тысяч. И это все реально дорого.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Наша команда приносит прибыль, поскольку представлена в четырех категориях («Ф-2», «Ф-3», «Ф-4» и «Региональная Евроформула «Альпин»). Когда у команды много машин, у нее появляется важнейшая возможность для заработка и выживания (особенно в условиях вроде нынешних – с COVID-19): мы предлагаем частные тесты и возможность практического наката для молодых пилотов – например, в «Ф-4».

Инсайды инженера Ферстаппена из Киева: Макс – великий мотиватор, главная фишка гениальных пилотов, $200к за виртуальную гонку

Версия босса «Ф-2»: все в порядке – раньше молодежки стоили не меньше, а нынешняя бизнес-модель – лучшая из возможных

«Насчет стоимостей нужно понимать: в «Ф-3» сейчас более-менее такой же прайс, что и 20 лет назад в Европейской «Ф-3», – отрезал в интервью для Racefans шеф «Ф-2» и «Ф-3» и сооснователь GP2 (прообраза «Ф-2») в 2005-м Бруно Мишель. – В GP2 за выступление в двух ветках чемпиона – основной и азиатской – нужно было платить ровно столько же.

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Мы все последние 15-20 лет делали все возможное, чтобы удержать стоимости. Потому когда я слышу, что цены на молодежный автоспорт стали сумасшедшими – заявляю: это абсолютно нечестно.

Что мы делали? Ограничивали штат команд «Ф-2» и «Ф-3» и придумывали машины так, чтобы их могли обслуживать небольшие бригады механиков: 12 человек на два болида в «Ф-2», 10 человек – на три болида в «Ф-3». Мы серьезно порезали тесты и расширили временное окно эксплуатации одной машины в последние сезоны, чтобы командам не приходилось тратить много на обновление техники. Мы постоянно проводим переговоры с поставщиками для снижения цен.

Шасси поставляет «Даллара», двигатели – «Мекахром» (суббренд «Рено»), коробки передач компании «Хьюлэнд», электроника «Магнети Марелли» – командам передаются готовые машины, одинаковые насколько это вообще возможно. Лучшая ли это бизнес-модель? О, да: мы работаем с «Далларой» и «Мекахромом» уже 20 лет, я постоянно пытаюсь найти альтернативы на рынке и могу заверить: по части баланса цены и качества лучше варианта просто нет. Они точно знают, что нам нужно, понимают нашу философию: сборку машины с наивысшей скоростью и простотой обслуживания.

Но это одно. Настоящий вопрос другой – не стоимости в наших чемпионатах, а «откуда гонщики возьмут финансирование для новой серии или шага в «Ф-1». Вот здесь надо лучше все изучить и разобраться. Но мне бы хотелось и отдать должное: было несколько пилотов из богатых семей, которые только помогли целым командам и другим гонщикам оплатить их сезоны. Могу только поблагодарить ребят вроде Латифи, Артема Маркелова и других».

На пути к «Ф-1» год в молодежке стоит втрое дороже реальной цены. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

А что насчет упрощения машин вместе с отказом от следования за «Формулой-1» по части материала и сложности антикрыльев?

«Конечно, можно убрать «Ф-2» и переименовать в нее «Ф-3» – тогда стоимости сразу сократятся вдвое, – поиронизировал Мишель. – Но вообще-то наша работа – готовить гонщиков к «Ф-1». Если мы не будем предоставлять машины, подходящие для прогресса и шага вперед – мы их не подготовим. Сократить бюджеты просто, но наша цель же – именно готовить к «Ф-1».

Кажется, можно не ждать снижения прайса на гонки в молодежках – если только не вмешается ФИА или владельцы всей линейки из «Либерти Медиа». Может, им стоит подсмотреть идею у женской Серии W и учредить стипендии главным талантам?

В Гран-при теперь есть гонки среди женщин – с 18-летней русской. Цель – довести девушку до «Ф-1», бюджет – $30 млн

Русский пилот гонял в «Ф-2» на деньги отца-подрядчика РЖД – арестованного по подозрению в коррупции. В деле замешан полковник Захарченко

Болиды «Формулы-2» ломаются в каждой гонке уже полгода. Пилоты в отчаянии