На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Все – о раллийном бивуаке.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

На ралли-рейдах обычно побеждает не просто самый быстрый, а тот, кто сумел грамотно распределить силы на всю дистанцию изнурительного марафона – как в физическом плане, так и в плане техники. Гонщики, штурманы, инженеры и механики должны справляться с ежедневным напряжением, недосыпом и поломками, чтобы просто добраться до финиша. Поэтому на ралли есть не только спецучастки, но и места, где после очередного этапа можно перевести дух и подготовиться к следующему дню – бивуаки.

Что это за место?

Бивуак – главная база гонщиков на время ралли-рейда. Он представляет собой довольно большую охраняемую территорию, где участники могут отдохнуть, отремонтировать технику, заправиться, пообщаться с журналистами и друг с другом. Каждый день его расположение меняется вслед за раллистами.

Готовить бивуак начинают минимум за сутки до прибытия спортсменов, а иногда – за двое. К трем часам утра в день прибытия участников все основные работы на бивуаке уже должны быть закончены. Персонал и стационарное оборудование перевозят либо по воздуху, либо на машинах и грузовиках.

Чаще всего бивуаки размещаются на территории аэродромов. Во-первых, это удобно в плане логистики, во-вторых большим забетонированным площадкам не страшна непогода. Этот фактор важнее, чем кажется: если бивуак располагается на обычной почве, то в случае дождя его размоет, и всем придется работать среди луж и грязи.

Посетители и участники 

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Бивуак в России

Болельщики никак не могут попасть на территорию – только в составе организованной экскурсии и по специальным пропускам. Собственный штат охраны «Шелкового пути-2019» – всего 18 человек, но в каждом городе организаторам помогают местные службы. В России обеспечивать безопасность помогала Росгвардия, в Монголии –  полиция.

Утром первыми (после организаторов) на бивуак прибывают машины поддержки, сопровождающие участников марафона – они перевозят запчасти и все необходимое для гонщиков. После этого механики на один день выстраивают небольшие «гаражи под открытым небом» для экипажей. Пилоты приезжают позже, обычно ближе к обеду, уже после финиша спецучастка.

Уровень команд можно понять по их месту на бивуаке: частники обычно располагаются очень скромно (боевая машина + обслуживающая ее «техничка»), а крупные коллективы, вроде «КАМАЗ-мастер», могут привезти сразу несколько домов на колесах (моторхоумов) и поставить большой шатер со множеством вспомогательной техники. У некоторых есть даже своя кухня.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Ночевка у участников проходит  по-разному: у одних есть места в моторхоуме, другие ставят палатки или даже кровати с пологом. Некоторые пилоты едут на ночь в близлежащие отели. Ночь для механиков – самый разгар рабочего дня. Им приходится готовить автомобиль к новому этапу, который начинается рано утром.

Самые важные места 

На въезде расположены точка контроля времени и мойка – ею пользуются все прибывающие машины. Осмотр и ремонт грязного автомобиля практически невозможны, так что после спецучастка тут регулярно выстраивается очередь.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Мойка

На ралли-рейдах вроде «Шелкового пути», протяженность которого превышает 5000 км, топливо имеет особенное значение.

Лишь проверенное высококачественное дизельное топливо или бензин поможет избежать проблем с двигателем, длительное время работающим под максимальной нагрузкой и в экстремальных условиях. Для участников гонки качество топлива является жизненно важным фактором. Поэтому организаторы самостоятельно выбирают поставщика бензина или дизеля – в этом году уже третье ралли подряд «Шелковый путь» сопровождают цифровые бензовозы с топливом «ОПТИ» сети АЗС «Газпромнефть». Автоцистерны оснащены системами онлайн-контроля на базе спутникового мониторинга, которые отслеживают движение на всем пути следования, чем гарантируют безопасность перевозки и сохранность топлива. С их помощью можно заправиться прямо на бивуаке. А для участников мотозачета организуются точки дозаправки прямо на спецучастках.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Цифровой бензовоз с топливом «ОПТИ»

Чуть поодаль расположена стоянка вертолетов. На каждом этапе их может быть разное количество – от пяти до восьми. Обязательно должны быть штабной вертолет, медицинский, организаторский, ТВ-вертолет, вертолет комиссара по безопасности. Кстати, это еще не вся авиация: организаторы «Шелкового пути» используют два самолета-«реле», которые обеспечивают покрытие радиосигналом и трансляцию всех переговоров, находясь на высоте порядка трех тысяч метров.

На бивуаке нет почти никаких границ и запретных зон: все запросто могут заглянуть друг к другу в гости, журналистов тоже никто не ограничивает в передвижении. Единственное запрещённое почти для всех место – штабной грузовик. Это аналог дирекции гонки в «Формуле-1» – именно здесь принимаются все важнейшие решения по ходу ралли-рейда. И это единственное место на бивуаке, куда зайти могут лишь единицы. В нем работают всего пять-шесть главных организаторов плюс три переводчика – остальным доступ строго воспрещен.

Гонщики могут контактировать с сотрудниками штаба только через определённых людей – сотрудников службы Competitors Dept and Officials. Здесь работают четыре человека, которые являются связующим звеном между гонщиками и организаторами. В других шатрах располагаются различные вспомогательные службы: авиадирекция, маркетинг, работа с VIP и т.д. У каждой службы – своя палатка.

Неподалеку – станция связи. Это пара грузовиков, доверху набитых сложной аппаратурой. Именно благодаря им обеспечивается всеобщий доступ к интернету и связь бивуака с внешним миром.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи

Шатры организаторов

Также на бивуаке есть полевой медицинский центр. Именно сюда привозят участников в случае аварий, здесь же все обитатели бивуака могут попросить о медицинской помощи. Там работают врачи из Федерального медико-биологического агентства России, а также французские спортивные медики – те же, что каждый год трудятся на ралли «Дакар». Есть все нужные специалисты (травматолог, реаниматолог) и все оборудование для оказания первой помощи – даже маленький рентген-аппарат. Лишь в случае совсем тяжелых травм спортсменов отправляют не в медцентр бивуака, а ближайшую больницу.

Ресторан – самый большой шатер на бивуаке. Это неудивительно: там питаются все организаторы и журналисты, а также большинство участников и членов команд. Еда – на любой вкус: меню согласовывается с диетологами, при этом учитываются предпочтения представителей всех национальностей. По оценкам шеф-повара «Шелкового пути», каждый день здесь съедается 14-15 тонн еды, 2000 стаканчиков с мороженым, выпивается 700 литров воды и еще 400 литров сока. Все это великолепие доставляется на всего одной, но очень большой фуре. На кухне же работает 40 человек: 15 поваров, 20 официантов и 5 уборщиков.

Еще есть бар от креативного директора «Шелкового пути» Дениса Симачева. Там целый день играет музыка и действует полный безлимит на выбор напитков. Но никто не злоупотребляет – вставать на ралли-рейдах приходится очень рано, и ясная голова очень важна.

Перед рестораном обычно располагают сцену – вечером ровно в девять там собирают всех участников на обязательный брифинг. На нем организаторы рассказывают обо всех нюансах маршрута следующего дня, после чего команды проводят уже свои внутренние брифинги.

Пресс-центр по размерам занимает почетное второе место после ресторана. Внутри он выглядит незамысловато: много стульев или скамеек, а также столов, на которых громоздятся сетевые фильтры, Wi-Fi роутеры и ноутбуки журналистов. Обычно он находится чуть поодаль от моторхоумов, «техничек» и ресторана – поэтому самое тихое место на бивуаке именно здесь. Работать там можно примерно до полуночи – потом всю оборудование демонтируется, чтобы успеть его доставить и развернуть на следующем бивуаке.

Это правило касается, в общем-то, всего бивуака. После полуночи весь этот небольшой город засыпает и начинает распадаться на части – чтобы спустя всего несколько часов начать собираться вновь в сотнях километров уже совсем в другом месте.

На «Шелковом пути» есть передвижной город. В него не попасть без приглашения, и он существует только до полуночи