Забудьте о борьбе — в Нидерландах ее не будет.
14 мая ознаменовалось грандиозным событием для фанатов Макса Ферстаппена и любителей гонок из Нидерландов: в маленькую страну на побережье Северного моря вернулся свой Гран-при. Впервые с 1985 года окрестности Зандворта вновь огласит рев топовых моторов, а зрители увидят борьбу лучших пилотов современности.
Руководство «Формулы-1» уже расхвалило потенциальную посещаемость этапа — болельщики голландского лидера «Ред Булл» явно обеспечат аншлаг. Но что же увидят телезрители по всему миру?
На первый взгляд, трек достаточно скоростной и техничный.
Записи с бортовых камер болидов, гоняющих по автодрому, прямо источают адреналин.
Гонщики «Формулы-1» тоже не скрывают требовательности исторического трека — и им определенно нравится новый вызов.
«Это интересная трасса в плане пилотирования – скоростная, не прощающая ошибок и требующая смелости, – сказал Даниэль Риккардо — Знаю ее по «Формуле-3».
«В повороте «Схейвлак» будет весело: он будет очень быстрым в «Формуле-1», потребуются яйца», – описал впечатления напарник австралийца Нико Хюлькенберг.
«Это трасса старой школы, пилоты любят такое, – рассказал Валттери Боттас. – Ошибки в скоростной секции обойдутся очень дорого. На треках такого типа мы понимаем, что рискуем чуть больше».
Но как бы официальные медиа «Формулы-1» ни подогревали интерес к треку и не искали позитив в интервью гонщиков, они никак не уйдут от реальности: борьба на «Зандворте» происходила в 70-е и 80-е, когда машины были намного меньше, короче и легче. Тогда один болид не закрывал собой целиком вход и выход из некоторых поворотов, и потому у смелых маневров был шанс на успех. Но для современной техники трек слишком узкий: атаковать теперь просто негде, поскольку из-за малой ширины дорожного полотна отсутствуют альтернативные траектории, а доминирование быстрых и среднескоростных виражей в таких условиях без пары точек жесткого торможения исключают любые обгоны. Даже DRS «Зандворту» не поможет: прямая короткая, а после нее нет снова следует среднескоростной поворот с одной возможной траекторией.
Пилоты на самом деле совсем не скрывают степень потенциального веселья на Гран-при Нидерландов.
«Местами трасса настолько узкая, что c нынешними скоростями и шириной машин «Формулы-1» держаться вплотную за соперником и обгонять будет очень сложно, – резюмировал Даниэль Риккардо. – Боюсь, мы просто будем ездить паровозиком по кругу».
«Даже в «Формуле-3» здесь было практически невозможно обгонять, – вторит напарнику Хюлькенберг. – К сожалению, конфигурация трассы совсем не подходит для атак».
«Первое, о чем я подумал — обгонять здесь будет очень сложно, – сказал Даниил Квят. – Из-за шикарных быстрых поворотов. Их тут много, и преследовать соперников на современных болидах «Формулы-1» в таких виражах очень сложно».
«Да, обгонять будет непросто», – согласился пилот «Макларена» Ландо Норрис.
«Трасса чересчур узкая», – согласился напарник Ферстаппена по «Ред Булл» Пьер Гасли.
«Касательно обгонов «Зандворт» будет примерно как «Монако», – поделился мнением лидер «Феррари» Себастьян Феттель.
«Я не вижу ни одного шанса или возможностей для обгонов, – рассказал обычно самый смелый пользователь педали тормоза из «Хааса» Ромен Грожан. – Честно говоря, этот трек не совсем для «Формулы-1». Он очень узкий, сверхбыстрый, но без каких-то выраженных точек торможения».
Не все серии, проходившие на «Зандворте», остались довольными результатом: например, ДТМ катала в Северную Голландию с 2001 года, но в 2018-м переехала на другую голландскую трассу «Ассен» в Дренте.
«Автодром был быстрым, а его конфигурация – плавной, – описал новый трек для Гран-при бывший директор этапа немецкого чемпионата Марк Зурер. – Да, «Формула-1» может туда приехать. Но я бы поставил под вопрос, нужна ли такая трасса чемпионату мира. Машины будут ехать колонной, никаких обгонов – все будет примерно как в Венгрии.
Зато Зурер рассказал о неожиданном природном эффекте, способном возродить интригу в Гран-при.
«Когда поднимается ветер, возникают песчаные бури! Подул ветер – и ты вдруг едешь на две секунды медленнее. Это добавит гонке остроты».
Да, руководство автодрома уже запланировало перемены, но они точно не спасут от скуки — корректировка трека примет чисто косметический масштаб.
«Мы сместим черту старта-финиша чуть ближе к первому повороту «Тарзан», чтобы старт полностью просматривался с главной трибуны, – рассказал директор Гран-при Ян Ламмерс. – Третий и четвертый повороты расширим на внешней траектории ради безопасности и лучшего разгона перед виражом «Схейвлак». Заключительный поворот изменим так, чтобы гонщики могли проезжать его с полным газом, как на «Интерлагосе». Поворот «Ханс Эрнстбохт» сократят и чуть расширят, чтобы увеличить скорость».
Возможное изменение конфигурации – спасибо reddit.
Фактически дирекция заезда уберет единственную более-менее жесткую точку сброса скорости, а перенос черты старта-финиша уничтожит ожесточенную борьбу и тактические игры в первом повороте первого круга заезда.
Но Зурера беспокоит даже не это.
«Тарзан вряд ли узнаем, там сделают огромную зону вылета, – сказал швейцарец. – Конечно, хорошо бы сохранить классическую трассу – боюсь, в итоге она просто утонет во всех этих зонах безопасности».
А бывший голландский гонщик «Формулы-1» Гидо ван дер Гарде опасается, что никакие перемены не помогут сделать «Зандворт» интересным.
«Это однозначно будет очень сложно, – рассказал Гидо. – Даже несмотря на все их изменения трек все равно останется коротким и узким. Прямая останется недостаточно длиной. В гонках на треке в Барселоне было немного обгонов, но на «Зандворте» в следующем году их число еще сильнее упадет».
Остаются лишь надежды, что новые правила 2021 года изменят машины «Формулы-1» настолько, что и конфигурация голландского автодрома не помешает пилотам устроить настоящее шоу.
«Формуле-1» показали, как нужно обгонять в Монако