Новичка допустили к «Ф-1» только кабинетным решением. Он пропустил почти год, а в последнем сезоне слил девушке и трем ноунеймам

Вот так в Гран-при попадают внуки чемпионов мира.

Новичка допустили к «Ф-1» только кабинетным решением. Он пропустил почти год, а в последнем сезоне слил девушке и трем ноунеймам

В ближайший уик-энд «Формула-1» увидит сразу двух дебютантов на треке: в «Уильямсе» поедет ветеран «Формулы-2» и один из постоянных ведущих шоу F1 Live Джек Эйткен, а вместо угодившего в жесткую аварию на предыдущем Гран-при Ромена Грожана «Хаас» выставил на одну гонку Пьетро Фиттипальди. И если Эйткена фанаты неплохо знают по четырем победам в молодежке и работе резервистом в программе «Рено», то объявление новичка для серого болида вызвало вопрос «кто он такой, где пропадал последние годы и откуда у него вообще суперлицензия на выступление в «Ф-1»?!

Так вот, Пьетро – 24-летний внук двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди (того самого, у которого долгов в Бразилии накопилось уже на 10 миллионов долларов). Больше всего он знаменит как последний чемпион некогда знаменитой «Мировой серии «Рено» V8 3.5» (которую выигрывали Карлос Сайнс, Кевин Магнуссен, Роберт Кубица, Марк Жене, Хейкки Ковалайнен и даже Фернандо Алонсо). Раньше она считалась чуть не главной молодежной серией мира и наиболее близкой к «Ф-1» по мощности машин, прижимной силе и скорости в поворотах, но в заключительном сезоне там гонялось на постоянной основе всего 12 болидов и заполняли их далеко не самые успешные ребята вроде Роя Ниссани (6 очков за два последних сезона в «Ф-2»).

Помимо гонок в «Мировой серии» Пьетро засветился в британской «Ф-4» (15-е место), «Формуле-Рено 2.0» (выиграл на второй сезон), европейской «Ф-3» (16-е место), ближневосточной «Формуле-2000» (выиграл у эпичных конкурентов вроде Татьяны Кальдерон), а также в паре гонок «Индикара», «Супер-Формулы», WEC и целом сезоне в ДТМ.

Новичка допустили к «Ф-1» только кабинетным решением. Он пропустил почти год, а в последнем сезоне слил девушке и трем ноунеймам

В 2020-м он почти нигде не гонялся – только в самом начале года успел зацепить несколько заездов зимнего азиатского чемпионата «Ф-3» в одной команде с еще одним дебютантом «Хааса» Никитой Мазепиным. Кроме русского пилота, Пьетро противостояли провалившийся в европейских гонках Джоуи Альдерс (11-е место в немецкой «Ф-4» в 19 лет, 17-е – в еврокубке «Формулы-Рено» с 1 очком за сезон), 17-летний Джек Дуэн (сын пятикратного чемпиона MotoGP Мика Дуэна), чемпионка W Series и обладательница целого одного подиума в региональной «Европейской Формуле» (бывшая «евротрешка») Джейми Чедуик и множество японских и китайских талантов.

Даже на таком уровне сопротивления Пьетро умудрился взять лишь один подиум и стать пятым в общем зачете – за всеми вышеперечисленными (и Мазепиным). Однако даже такого результата Фиттипальди хватило для получения допуска к Гран-при «Формулы-1»! Хотя по идее 35 очков за победу в «Мировой серии» должны были истечь (баллы учитываются за 3 последних года, для допуска к «Ф-1» нужно 40), а больше серьезных результатов бразилец и не демонстрировал. Как же так вышло?

По инсайду издания Racefans, все решило кабинетное заседание Международного совета ФИА по автоспорту еще в декабре 2019-го – до ковида и пандемии. Делегаты рассмотрели и приняли запрос Фиттипальди по переносу очков за победу в «Мировой серии» с 2017-го на 2018-й.

Как удалось убедить регулятора? Дело в аварии на практике перед «6 часами Спа» в мае 2018-го.

Тогда бразилец сломал обе ноги и пропустил три месяца – уже в сентябре он вышел на старт в «Индикаре», а в ноябре получил должность тест-пилота в «Хаасе» и проехал первые сессии в болиде «Формулы-1». Всего за 2018-й семь отчетных гонок – то есть, как вы понимаете, авария и травма не вычеркнули тот год полностью из его карьеры, хоть и значительно подпортили шансы добрать баллов хоть где-нибудь.

С другой стороны, подобное послабление выдано только внуку Фиттипальди и никому больше – через несколько месяцев ФИА позволила всем пилотам учитывать три любых года из четырех при расчете очков для суперлицензии, но изменения подали как реакцию на пандемию. Запрос бразильца удовлетворили раньше – и только тогда он поехал в Азию добивать нужные 5 баллов в местной «Ф-3» среднего уровня. Но даже там Фиттипальди был близок к провалу: если бы он финишировал хотя бы шестым в общем зачете – уже пролетел бы мимо права выступать в «Ф-1». От ставшего шестым Ю Канамары (слышали про него, да?) бразилец оторвался всего на 15 очков.

А что у младшего Фиттипальди вообще с гоночной формой после сезона простоя и сезона провала в ДТМ?

Новичка допустили к «Ф-1» только кабинетным решением. Он пропустил почти год, а в последнем сезоне слил девушке и трем ноунеймам

«Найти скорость и ритм будет самым сложным, – признался внук чемпиона после подтверждения его дебюта в Гран-при. – А также выдержать все с физической точки зрения».

Теперь вы вряд ли удивитесь, когда узнаете, как после объявления о повышении бразильца бомбануло у другого резервиста «Хааса» – Луи Делетраза. Он прокомментировал дебют именно Джека Эйткена – но словами, не предполагающими двойного толкования.

«Поздравляю, Джек, «Уильямс» и «Мерседес». Выбор, основанный на чистых результатах. Приятно видеть команду, уважающую своих пилотов».

Да, выступления Делетраза выглядят явно солиднее успехов Фиттипальди: он проводил четвертый сезон в «Ф-2» и 10 раз поднялся на подиум за это время. С другой стороны, последний успех Луи остался вообще в 2016-м (второе место во все той же «Мировой Серии»), а в общем зачете главной молодежки швейцарец так и не поднялся выше 8-го. При этом Делетраз несколько раз хвастался в соцсетях оформленной суперлицензией, но как она ему досталась – абсолютная загадка (теоретически он мог ее оформить как раз в 2016-м – только тогда ему хватало очков – но с тех пор без использования он уже должна была истечь).

Мир резервистов «Хааса» – очень интересная вселенная. Вероятно, тут скрыто еще много замечательных историй об успехах и провалах – ждем новых инсайдов и откровений в соцсетях.

В «Ф-1» снова выступит Шумахер – сын великого Михаэля. Мик побеждал во всех молодежных сериях, но его талант остается загадкой

В «Ф-1» пришел новый русский – Никита Мазепин. Сын миллиардера с собственной командой, победами в «Ф-2» и тестами в «Мерседесе»

Хэмилтон выбыл из «Ф-1» из-за короны. «Мерседес» заменил чемпиона юниором, громящим напарников 36:0 в квалификациях