Оказывается, за камеры в болиды на «Дакаре» теперь требуют миллион рублей. Русский чемпион не нашел на них денег

10 процентов от стоимости заявки – только за онборды.

«Дакар» в 2022-м получил долгожданный апгрейд в статусе: теперь самый престижный рейд мира – не просто отдельная гонка с историей, но и «открывашка» для нового чемпионата мира по ралли-рейдам.

Однако с новой силой пришла и большая ответственность – в виде повышения требований к безопасности, улучшенных античитерских правил и увеличенных взносов.

Например, теперь установка одной GoPro-камеры в болиде с омологацией и разрешением к записи и публикации видео стоит 500 тысяч рублей – спасибо за новости команде чемпиона «Дакара»-2017 Сергея Карякина Snag Racing.

«Обычно мы ставили две камеры, но деньги потратили на запчасти, – признались ребята в одном из видео о «Дакаре». – Организаторы запросили за установку каждой камеры по 5,5 тысяч евро, а их у нас не было предусмотрено в бюджете. Выяснилось это в последний момент, и заложить их не смогли».

Речь о камерах, снимающих вот такие онборды

Часто записи бесполезны, потому как трудно собственными силами отсмотреть по 3-4 часа материала в поисках интересных моментов. Но иногда, как видите, помогают понять происходящее в машине за секунду до…

Или заснять нечто настолько невероятное, что рассказам никто бы не поверил.

А еще – показать внутреннюю атмосферу: общение гонщика со штурманом, песни, веселье…

В общем, без них и правда словно чего-то не хватает – особенно с учетом традиций открытости Snag Racing: команда Карякина обычно щедро делилась записями самых интересных моментов.

Но в последние два сезона у екатеринбуржцев – серьезные проблемы с поиском спонсоров под «Дакар»: например, для нынешнего рейда бюджет составил 24 миллиона рублей, и искали их чуть ли не до последнего.

«Моя пока еще несбыточная мечта – найти деньги в середине года, чтобы спокойно готовиться к марафону: это влияет на психологическое состояние, – рассказывал Сергей в ноябре. – К сожалению, не получается пойти по пути снижения стоимости, тем более мы всегда оптимально расходуем средства. Мы приняли решение собрать абсолютно новую машину. Сейчас покупаем запчасти, часть производим сами».

В итоге вместо традиционных двух экипажей заявили только один – ведь и так по сравнению с 2020-м (когда Карякин даже продавал личную машину) сумму для гонки срезали по максимуму.

«Самое основное мы сделали – построили новую машину, – рассказал Карякин в интервью РИА Новости в 2020-м. – В денежном эквиваленте это составляет 9 миллионов рублей. «Дакар» – это недешево. Внушительный стартовый взнос, логистика. Наша команда из Екатеринбурга своим ходом должна добраться до Марселя, погрузить технику на паром в Саудовскую Аравию. А после гонки повторить все это в обратном порядке. Плюс еще долететь на гонку на самолете и вернуться домой. Собственных денег на это катастрофически не хватает. Есть машина, запчасти на семь миллионов, а также полностью готовая техника к старту ралли, которая может выдвигаться хоть завтра».

Русский чемпион «Дакара» продает машину ради участия в новом ралли. Нужны 25 млн рублей – а спонсоров нет

В прошлом году Snag Racing подробно раскрыл экономику взносов и требований организаторов «Дакара» – суммы выходят немаленькие:

«Стартовый взнос в зачетах SSV и легковесных прототипов составил 24 600 евро льготным траншем за экипаж. Сумму можно разбить на части, главное – заплатить все до 1 ноября.

Оказывается, за камеры в болиды на «Дакаре» теперь требуют миллион рублей. Русский чемпион не нашел на них денег

Отдельно нужно платить за механика: 9 тысяч евро за человека. Чтобы заявить грузовик-техничку – нужно еще 5 тысяч евро. В стартовый взнос уже входит медицинская страховка, оказание первой медпомощи и эвакуация до ближайшего госпиталя, а также доставка техники к месту старта.

Обязательное навигационное оборудование также выйдет не в одну тысячу евро. Прессу считаем отдельно: все зависит от того, летит ли представитель СМИ на самолете организатора (есть такая возможность для перемещения из бивуака на бивуак) или едет на машине. Если едет на машине по спортивному маршруту – то стоимость одного человека выше стоимости обычного механика: 12 тысяч евро. Если машина едет от бивуака до бивуака по маршруту технички – то 4 тысячи евро. Машина оплачивается отдельно, и в нашем случае маршрут технички стоит 2,5 тысячи евро. Оператор и журналист на ТВ стоит дороже, а пресс-секретарь команды стоит вдвое больше обычного журналиста».

Сумму всех заявок на 2020-й Карякин оценивал в 10 млн рублей – и цены с тех пор не упали и даже чуть выросли. Следовательно, почти половина от необходимого бюджета в 24 млн ушла только на приезд в Саудовскую Аравию – а одна лишь установка камер вообще обошлась бы в 4 процента от сметы. И правда, непозволительная роскошь.

Окупаются ли затраты в случае победы?

«За подиум дают призовые: €5 тыс. за первое место, €3 тыс. за второе… Но если учесть, что взносы в 25 раз больше, то, конечно, это баловство», – оценивал выплаты Карякин после рейда-2020.

«Это такая история, которая дороже любых денег, – рассказывала русская гонщица и участница рейда Анастасия Нифонтова. – Некоторые люди закладывают дом, берут кредиты, чтобы один раз в жизни попасть на «Дакар», осуществить свою мечту, почувствовать дух, вирус «Дакара», синдром «Дакара» на себе».

Оказывается, за камеры в болиды на «Дакаре» теперь требуют миллион рублей. Русский чемпион не нашел на них денег

Насчет кредита – это не шутка: литовец Вайдотас Жала даже брал топовый «Мини-Купер» в лизинг. И то – вышло лишь с помощью спонсора-банка!

Так что «Дакар» – это очень дорого. А теперь – и еще дороже в смысле съемок. Неудивительно, что у Карякина просто не нашлось бюджета на оплату двух камер.

Для «Дакара» новичку нужны от €24 тысяч и гарантия ветерана (без нее не пустят). Откровения русской команды

Парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар» без денег (даже спал в машине!), а теперь сам делает багги для ралли-рейдов

На «Дакаре» даже лопаты – карбоновые (да, как корпуса топовых болидов). Экономят вес