Первая и последняя успешная женщина Формулы-1: как Лелла Ломбарди заработала кубковые очки

Сегодня в Формуле-1 женщин вы не встретите: они не выступают там уже почти тридцать лет, если не считать тестовые заезды. Но даже в тестовых представительство прекрасного пола невелико. Однако в 1970-х, которые кому-то могут показаться чем-то очень далёким, в этапах Гран-при Формулы-1 участвовала девушка. Да не просто участвовала, а набирала очки! Правда всего один раз…

Первая и последняя успешная женщина Формулы-1: как Лелла Ломбарди заработала кубковые очки

Итальянка Ломбарди изначально видела себя гандболисткой, но однажды оказалась в картинге. Её так захлестнул адреналин, что она осталась там надолго. Девушка начала выступать в гонках в Италии: это были как кузовные, так и формульные турниры. В 1971-м она добилась неплохих результатов в виде победы в Formula Ford Mexico, после чего решительно настроилась выйти на старт в главной серии.

Девушка не без труда, но нашла спонсоров, которые открыли ей дорогу в Формулу-1. Она впервые появилась на трассе в Великобритании 20 июня 1974-го. Однако машина Ломбарди оставляла желать лучшего, и из-за проблем с техникой она не сумела выйти в главный заезд. Впрочем, её и так запомнили: Лелла, выступавшая под эмблемой команды «Эллайед Полимер Груп», выбрала себе самый большой номер за всю историю формулы. На старте девушка появилась с нашивкой «208». Это не было её любимым или счастливым числом — просто именно такую частоту надо было установить на радио, чтобы оказаться на волнах одного из спонсоров Леллы.

Ломбарди не печалилась. Уже в следующем сезоне она стала стабильно выходить на старт и теперь делала это на машине получше: гонщицу взяли в «Марч». За новую команду она провела 11 гонок из 16 заявленных в сезоне. Более того, аж в 10 из них она оказывалась в главном заезде Гран-при. Не сложилось у неё только на коварной трассе в Монако, но заметим, что там квалификацию не прошли и некоторые звёзды.

Тем не менее, до очковой зоны итальянка в том сезоне добралась. Всё случилось на скандальной гонке в Барселоне, в которой тогда отказался участвовать мировой лидер Эмерсон Фиттипальди. Всё дело в том, что трасса была небезопасна: испанцы оказались халатны при подготовке заезда. Гонка, однако, всё равно началась.

Лелла еле-еле прошла квалификацию и стартовала в главное заезде. В тот день двое пилотов не вышли на гонку в знак несогласия, а ещё одна группа автомобилей выбыла из Гран-при Испании на одном из первых кругов. Гонка продолжалась, но только до 26-го круга. Именно в этом круге случилась страшная авария: Рольф Штоммлен вдруг потерял контроль над своим авто. Немецкий гонщик никак не мог исправить ситуацию — антикрыло его машины пришло в непригодное состояние, и он вылетел с трассы. В результате инцидента погибли пять человек.

Первая и последняя успешная женщина Формулы-1: как Лелла Ломбарди заработала кубковые очки

Гонку прервали на 29-м круге. Организаторы приняли решение занести в финальный протокол те результаты, которые фиксировались на момент остановки. Лелла как раз ехала шестой. Она, правда, отставала от лидера Йохена Масса на целых два круга, но какое это имело значение, если в её копилку падали зачётные очки. Их, к слову, было немного: из-за того, что заезд был остановлен раньше положенного, было принято коллегиальное решение о снятии половины заработанных очков. У Ломбарди оно было всего одно, и то поделили… Но это всё равно было большим достижением, ведь женщина впервые въехала в очковую зону!

Она смогла приблизиться к такому результату ещё лишь единожды. Однажды на немецком этапе Формулы-1 она оказалась 7-ой, кто пересёк финишную черту. Но 7 место — ещё не очки. Больше ничего выдающегося девушка не сделала. Она выступила на нескольких этапах в 1976-м. Начала в «Марче», а продолжила несколькими заездами за «РАМ Рейсинг». Ни там, ни там не преуспевала и завершила свой путь в главной серии.

После этого она не ушла из больших гонок и ещё покаталась в локальных заездах. Ломбарди была хорошо в итальянских гонках на выносливость, а на известной гонке «24 часах Ле-Мана», в которой итальянка принимала участие четыре раза, она доезжала до 9-й позиции. Более того, она успела попробовать себя в NASCAR.

Даже после окончания карьеры она продолжала гонять, а 1989-м лёгким движением руки Лелла начала создание своей команды. Однако умерла совсем скоро. В 1992-м Ломбарди похоронили. 50-летняя женщина долго боролась с раком.