Пилотов «Ф-1» больше нельзя снять с гонки – за любые нарушения. «Горячую дисквалификацию» отменили из-за прогресса в правосудии

Прощай, черный флаг.

Пилотов «Ф-1» больше нельзя снять с гонки – за любые нарушения. «Горячую дисквалификацию» отменили из-за прогресса в правосудии

Сколько гоночных флагов вы знаете? Скорее всего, где-то шесть: желтый (впереди опасность), красный (сессия остановлена), синий (требования круговым пропустить лидеров), зеленый (возвращение к гоночным условиям), черно-белый (предупредительный «не делай так больше» – сейчас его редко вывешивают и предпочитают передавать послания через команды и гоночных инженеров) и клетчатый.

Однако в «Формуле-1» до недавнего времени был и еще один практически забытый флаг – черный. Обычно стюарды использовали его только для совсем вопиющих нарушений регламента, игнорирования желтых флагов или наказаний – им снимали гонщиков с дистанции. Наказание считалось самым суровым возможным штрафом и потому использовалось совсем уж в крайних случаях – в последний раз его показали на Гран-при Канады 2007 года Фелипе Массе и Джанкарло Физикелле, покинувшим боксы в тот момент, когда еще горел красный запрещающий сигнал.

Одним из самых известных случаев стала дисквалификация Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1994 года: немец дважды обгонял занявшего поул Дэймона Хилла на прогревочном круге и дважды пропускал его обратно, а потом проигнорировал выписанный стюардами штраф «стоп-энд-гоу». Будущему семикратному чемпиону дважды показали черные флаги, но он доехал гонку до конца на втором месте и получил дисквалификацию уже на пути на подиум.

Случались и веселые истории: Эла Пиза сняли с Гран-при Канады 1969 года за слишком медленную езду (к моменту, когда лидеры проехали 46 кругов, он осилил лишь 22-й). Найджела Мэнселла дисквалифицировали на Гран-при Португалии 1989 года, когда он ошибся при заезде на пит-стоп, остановился дальше необходимого и дал задний ход (запрещено регламентом). Но самая эпичная история случилась с Ханцом Хайером на Гран-при Германии 1977 года: он не прошел квалификацию, но все равно стартовал в гонке – никто из стюардов поначалу не заметил, и лишь в процессе заезда они спохватились и дисквалифицировали (но сошел он из-за отказа коробки передач).

В последний раз черный флаг использовали, казалось бы, не так уж давно: в первой практике на Гран-при Монако 2019-го его показали обоим гонщикам «Хааса» Ромену Грожану и Кевину Магнуссену. И нарушений даже не было: просто инженеры американской команды потеряли радиосвязь со своими ребятами и попросили ФИА срочно зазвать датчанина с французом в боксы. Маршалы выбрали черные флаги.

Пилотов «Ф-1» больше нельзя снять с гонки – за любые нарушения. «Горячую дисквалификацию» отменили из-за прогресса в правосудии

Но теперь «Формула-1» больше не увидит ретросигнал – с 2020-го наказания класса «снятие с гонки» больше не существует. Оказывается, в процессе переработки правил под новый регламент (изначально его планировали внедрить в 2021-м, но из-за пандемии техническая часть отложилась, а организационная вступила в силу) ФИА пересмотрела правила дисквалификаций.

Раньше при демонстрации предупреждающих «черно-белых» свыше оговоренного перед гонкой лимита следовал автоматический «черный» – но в последние годы «одергивающими» сигналами стали пользоваться активнее. Их выписывают при жесткой обороне «на грани», срезках трассы и прочих не слишком суровых нарушениях – но после правки правил несколько однотипных фолов ведут к временному штрафу (например, +5 или +10 секунд ко времени пит-стопа или на финише).

Также на процесс судейства повлияла и внутренняя эволюция процессов: теперь ФИА считает, что до вынесения решения о дисквалификации каждый пилот «Ф-1» имеет право на защиту или как минимум представление собственной точки зрения на инцидент. Именно поэтому даже убрать гонщика из протокола можно только после финиша – после специальных слушаний. И процесс, как вы понимаете, происходит не по радио внутри машины, а постфактум после клетчатого флага.

Именно поэтому снять любого гонщика «черным флагом» с Гран-при больше нельзя – даже за любые самые безумные нарушения. Он физически остается в комнатке маршалов, персоналу трека объясняют, зачем он нужен – но никаких легальных путей использования больше нет.

Кажется, примерно так и тонут старые отжившие традиции.

На пути к трассе болиды «Ф-1» проходят 10 крэш-тестов. Машины разбивают спереди, сзади и сбоку – по несколько раз

Технические проверки на «Дакаре» проводят с обычной рулеткой. Даже на топовой технике вроде «КАМАЗа»

Хэмилтона нужно было штрафовать в последней гонке? Судьи в «Ф-1» видят не все и негласно игнорируют нарушения? Обсудили с арбитром из России