Провал дебюта Шумахера в «Ф-1» из-за спаленного по неопытности сцепления – миф. Сдала ненадежная деталь, украденная у другой команды

Признание техдира «Джордана» – он молчал 30 лет.

25 августа 1991 года навсегда вошли в историю автоспорта – в этот день на старт Гран-при Бельгии впервые выехал немецкий паренек Михаэль Шумахер. Все знают, что было дальше: 306 Гран-при, 91 победа, 7 чемпионских титулов, звание величайшего гонщика планеты и образ самого узнаваемого пилота – пожалуй, его фамилию знают даже те, кто никогда не слышал о Сенне или Лауде.

Но именно в тот день на бельгийском «Спа-Франкоршаме» Михаэль проехал лишь метров 100 – до первого поворота. Юноша отлично стартовал (поднялся на две позиции – с потрясающего для новичка седьмого квалификационного места на пятое), но сцепление отказало. Будущему семикратному пришлось сойти.

Провал дебюта Шумахера в «Ф-1» из-за спаленного по неопытности сцепления – миф. Сдала ненадежная деталь, украденная у другой команды

Однако даже такой результат просто взорвал паддок: гонщик практически без опыта укатал довольно испытанного Андреа де Чезариса и показал четвертое место в разминке – в «Джордане» всерьез рассчитывали на возможный подиум без технических неполадок!

«Он мог побороться за подиум». Дебют Шумахера поразил «Формулу-1»

Потому в дальнейшем за юного Михаэля развернулась настоящая юридическая битва между ирландской командой и взлетающим «Бенеттоном» (при посредничестве супремо «Ф-1» Берни Экклстоуна), а любые истории, связанные с дебютом немца, приобрели статус легенд. Даже фантастическая версия происхождения культового окраса того самого «Джордана» и хитрости контрактостроения от менеджера Шумахера – теперь разобрано все.

Первую машину Михаэля Шумахера в «Ф-1» покрасили в зеленый из-за Майкла Джексона

Оказывается, Шумахер попал в чемпионскую команду всего из-за одного слова. Без него не было бы побед

До сегодняшнего дня считалось, будто Михаэль сам виноват в сходе: из-за отсутствия опыта стартов в Гран-при он якобы спалил сцепление в горячке борьбы – и потому так и ограничился сотней метров вместо полноценного триумфа. Но к 30-летию дебюта будущего семикратного бывший технический директор «Джордана» Гэри Андерсон в колонке для The Race рассказал правду – на самом деле обвинять Михаэля в поломке сцепления не очень правильно, ведь страдавшая от хронической нехватки денег ирландская команда с микробюджетом (по воспоминаниям владельца Эдди, сезон обошелся в $27 млн, и 5 из них после клетчатого флага остался в его долгах) тащила детали откуда только можно.

«Тогда мы использовали мотор «Косуорт» НВ – и у него возникали проблемы с коленчатым валом. Потому нам приходилось использовать однодисковое карбоновое сцепление, потому что более надежное двухдисковое весило слишком много и сильно вредило валу.

Само по себе однодисковое сцепление было окей, но в нем стояла алюминиевая ступица – которую поставщик AP Racing как раз незадолго до гонки поменял на титановую. Но «Джордан» реально не мог позволить себе титановые – и потому использовал бесплатную алюминиевую из комплекта, который «Уильямс» отослал обратно при замене на титановые.

Провал дебюта Шумахера в «Ф-1» из-за спаленного по неопытности сцепления – миф. Сдала ненадежная деталь, украденная у другой команды

Мы проживали мольбами, займами и воровством – называйте это как хотите. Так мы получили новые алюминиевые ступицы перед Спа – и это было так наивно. Мы реально не осознавали, насколько старт в горку дополнительно нагрузит сцепление. А ведь возможная пробуксовка [тоже из-за старта под горку] тоже все усугубляла.

А потом при подъезде к повороту «Ла Сурс» Шумахеру пришлось заблокировать колеса, поскольку «Макларен» Герхарда Бергера перерезал ему траекторию – апекс пришлось проезжать очень медленно. Михаэль преодолел первый поворот с выключенным сцеплением, а затем более-менее снова завелся – но новый старт просто добил [сцепление].

Единственный диск, старт в горку, фактически два старта подряд – все наложилось и просто расплавило алюминиевую ступицу. Конец истории».

Похоже, Шумахер на самом деле мало что мог сделать для избежания неприятного досрочного финиша. Ну разве что уговорить «Мерседес» заплатить свыше оговоренных $150 тысяч за новый набор титановых ступиц.

Шумахеру повезло с первым сезоном в «Формуле-1». Она была сексуальной

«Участие в «Формуле-1» – самая глупая вещь в моей жизни». Исповедь бывшего владельца команды

«Михаэль сам выбирал подарки для механиков». Бесценные истории о характере Шумахера