Пэт Симондс о том, как анализировать скорость команд в Ф1

То, что команды узнают из анализа, не повлияет на их подготовку, потому что каждая команда работает над своей машиной и отдает этому все силы, и неважно, идет борьба за первое место или за предпоследнее. Однако, люди, работающие в Формуле 1, азартные, для них успех измеряется количеством набранных очков в конце сезона, и им, само собой, хочется как можно раньше понять, что их ждет.

Я всегда говорю, что не следует делать далекоидущие выводы по нескольким кругам и вообще по итогам зимних тестов. А вот сейчас, когда позади уже несколько гонок, мы уже можем посмотреть, кто где находится, и как это повлияет на сезон и на подготовку к следующему.

Не нужно досконально изучать цифры и графики, чтобы увидеть, что в этом году борьба впереди гораздо более плотная, но при этом трудно понять, происходит ли больше обгонов, потому что на первой гонке число маневров как с использованием, так и без DRS были сопоставимы с Бахрейном 2020. А следующие две гонки были не такими показательными, потому что в Имоле в дело вмешалась погода, а в Португалии была еще одна зона DRS.

Мы следим за обгонами в деталях на протяжении четырех лет, и используем не только чарт кругов, но и данные по 200-метровым отрезкам на каждой трассе. Возможность обгонов во многом является функцией от многих переменных: текущая фаза гонки, выезд автомобиля безопасности и другие. Будем надеяться, что новый регламент следующего года поможет изменить ситуацию к лучшему.

Пэт Симондс о том, как анализировать скорость команд в Ф1

Мы можем наблюдать по нескольким гонкам сильные и слабые стороны каждой машины. Для этого мы и используем те самые 200-метровые отрезки, на которые поделена каждая трасса. Мы смотрим, где машина в повороте (любом: медленном, среднескоростном, высокоскоростном) едет не на полном газу. Если машина едет на полном газу, но есть боковые перегрузки, то это просто отрезок с поворотом, но не прямая. Если нет боковых перегрузок, то это прямая. Классификация поворотов – вещь субъективная, но мы считаем, что медленный поворот до 125 км/ч, среднескоростной – от 125 км/ч до 175 км/ч, а высокоскоростной – все, что быстрее.

И все же полученные результаты нужно аккуратно интерпретировать. Например, казалось, что в Бахрейне трасса с хорошими высокоскоростными поворотами, но по факту только 6-й поворот можно считать таким. Другие, например, 12-й, теперь проходятся «в пол», так что это уже просто отрезок с поворотом.

В Бахрейне Red Bull были быстрее Mercedes в скоростных поворотах, это правда, но влияние этого на время круга тут меньше, чем, например, в Сильверстоуне, где больше поворотов на скорости больше 175 км/ч. Чтобы как-то перевести это все в цифры, мы считаем процент потерянного времени по отношению к лучшему прохождению в каждом типе поворотов. Конечно, в зависимости от того, кого вы выберете за точку отсчета, потеря может обернуться выигрышем. Например, если мы возьмем Mercedes за точку отсчета, то Red Bull может оказаться на определенной трассе или в определенном типе поворотов быстрее.

Пэт Симондс о том, как анализировать скорость команд в Ф1

Когда мы это все определили, можно начинать анализировать данные. Эта статья пишется еще в самом начале сезона, после трех гонок, но уже есть некоторые наблюдения. Видно (даже без цифр), что Mercedes и Red Bull ближе друг к другу, чем в прошлом году, а Ferrari смогла улучшить свое положение по сравнению с катастрофой прошлого года.

Если возвращаться к поворотам, то видно, что Mercedes в целом все еще впереди, но между первыми четырьмя командами разница всего лишь в половину процента. В быстрых поворотах Red Bull имеет небольшое преимущество, а в медленных поворотах впереди (сюрприз!) Ferrari. Это может им помочь на медленных трассах.

Очень трудно отделить механическое сцепление с трассой от прижимной силы при таком рассмотрении, или лобовое сопротивление от мощности двигателя, но, можно сказать, что двигатель Honda сейчас равен Mercedes в квалификации, а Red Bull чуть впереди по прижимной силе. Цифры максимально скорости в первых гонках тоже могут немного не соответствовать предыдущим данным, например, Williams как правило на прямых быстрее заводской команды с тем же двигателем.

Данные интересны. Иногда они многое объясняют, а иногда запутывают. Последнее чаще происходит, когда их объем недостаточен, они неточны или собирают их непоследовательно. Сейчас существуют все три проблемы, пожалуй, но не отнять того, что мы наблюдаем впервые за долгие годы за сезоном, борьба в котором гораздо плотнее. Даже середина пелотона, где и так всегда борьба достаточно острая, потихоньку дрейфует к лидерам. Это должен быть лучший сезон за последнее время.

Это перевод статьи Пэта Симондса из журнала GP Racing UK за июнь 2021.

Этот блог в соцсетях: