«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

А оппоненты просто хотят второго Ферстаппена.

Откуда в «Ф-1» берутся гонщики? Из молодежных серий вроде «Ф-2» и «Ф-3». Да, бывают исключения в виде прямых переходов из ДТМ или «Ле-Мана», но даже такие ребята зачастую проводят по несколько сезонов в юношеской «формульной» вертикали – поскольку лучшего способа привыкнуть с машинами с открытыми колесами нет.

«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

Самые умные команды и фирмы-спонсоры давно смекнули: для получения лучших пилотов нужно активно искать таланты как раз среди молодежи, а затем качественно и централизованно их обучать. Так и появились первые молодежные академии – еще в конце 70-х: пионером стала программа «Мальборо», продвинувшая в «Ф-1» Жиля Вильнева.

Сейчас юношеские программы – не редкость: у шести нынешних команд есть свои вертикали («Мерседес», «Ред Булл», «Феррари», «Уильямс», «Альпин» и «Заубер» (гоняет в «Ф-1» под брендом «Альфа Ромео»). Еще недавно до Гран-при вел пилотов и «Макларен», а «Альфа Таури» и вовсе предназначалась исключительно под обкатку ребят «Ред Булл».

Успех Ферстаппена перевернул философию молодежной программы: теперь ко всем подходят с требованиями соответствия Максу

Наличие собственной команды для доводки юных пилотов до уровня будущих чемпионов, тщательная проработка вертикали и методов подготовки вместе с максимальным доверием молодежки с минимумом трансферов со стороны сделало программу австрийской компании самой эффективной и мощной за всю историю «Ф-1»: она выпустила Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена, Карлоса Сайнса, Даниила Квята, Алекса Албона и Пьера Гасли (у всех хотя бы по одному подиуму в «Ф-1»), а также чемпионов «Ле-Мана», гонок на выносливость и других всевозможных серий Себастьяна Буэми, Жана-Эрика Верня, Антонио Феликса да Кошту и прочих.

«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

Правда, случай Ферстаппена стоит особняком: после картинга в 16 лет он перешел в команду-аутсайдер в «Ф-3», внезапно выиграл 10 гонок и всерьез рубился за титул – за него тут же попытались ухватиться менеджеры «Мерседеса» и «Ред Булл». Последним и удалось подписать соглашение с Максом, попутно сменив философию доводки пилота – нидерландцу сразу предоставили место в «Ф-1». С тех пор «быки» исповедуют экстремальный метод «тащи или вылетай»  – каждого провалившего повтор пути Макса практически моментально выгоняли. В итоге в системе быстро закончились талантливые пилоты и она впала в жесткий кризис.

Вспомним ситуацию в командах австрийской компании в 2018-м: Риккардо объявил об уходе в «Рено», на его место выдвинули Гасли, и в «Торо Россо» остался лишь 29-летний новичок Брендон Хартли с тремя финишами в топ-10 в сезоне. Которого, по слухам, хотели заменить еще на Гран-при Монако (только треть сезона!) – но просто не нашли подходящего кандидата.

Тогда у «Ред Булл» по сути не оказалось талантливых молодых пилотов, готовых к «Ф-1». Кандидат был лишь один: Дэн Тиктум из «Ф-3» – но он как раз в то время резко сдал и начал регулярно уступать и Мику Шумахеру, и Роберту Шварцману, и Юри Випсу, и другим конкурентам. В итоге Тиктума отчислили из программы, но именно в тот момент стало ясно: система подготовки в кризисе и нуждается в перезагрузке.

Глупейшее самоуничтожение шанса на «Ф-1»: гонщик обозвал «какашкой» рентача из собственной команды на стриме – теперь уволен

Именно в 2018-м и начале 2019-го произошел новый набор: в «Ред Булл» подписали Випса, Лиама Лоусона (удивившего победой в Toyota Racing Sereies на болидах «Ф-3» 16-летнего самородка из Новой Зеландии), чемпиона мира по картингу Денниса Хаугера и протеже «Хонды» Юки Цуноду – чемпиона местной «Ф-4».

«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

Правда, никто из них не имел прав на выступление в «Ф-1» – и для «Торо Россо» нашли другого дебютанта из бывших: выигравшего 4 гонки накануне в «Ф-2» (против Норриса и Расселла) Алекса Албона. А для лучшего понимания уровня и прогресса новичка (или других новичков – в случае неудачи тайца) «Ред Булл» взял уже известного им небесталанного пилота, побеждавшего Риккардо по очкам в первом же сезоне и отлично зарекомендовавшего себя в «Феррари» по части настройки машин. Это был Даниил Квят.

Квят не удержался в «Ф-1» из-за особой роли в «Ред Булл». Его брали для решения временного кризиса и не собирались повышать

С тех пор Албон после двух сезонов отправился на симулятор, в «Альфа Таури» подняли Цуноду, а место напарника Ферстаппена занял первый гонщик со стороны за 12 лет – Серхио Перес. И наем мексиканца как бы подтвердил тупиковый путь системы «Ред Булл» с 2015-го по 2020-й: альтернативы до сих пор нет (Гасли все-таки убрали из основной команды за неспособность совладать с неудобной машиной, а не за нехваткой скорости или таланта). С другой стороны, теперь хотя бы молодежь больше не выгоняют из программы за один неудачный сезон.

Отличный пример «сжигания» хорошего гонщика – вице-чемпион «Ф-2» Айлотт. Он «провалился» в «Ред Булл» и теперь наслаждается «Феррари»

В свое время Каллум Айлотт угодил на карандаш всесильному боссу всех гонщиков «Ред Булл» Гельмуту Марко в самое неподходящее время – как раз сразу после прорыва Ферстаппена.

Айлотт тоже [как и Макс] выиграл чемпионат Европы по картингу, и потому доктор Марко решил направить британца тем же путем. В итоге Каллума сразу запустили в «Ф-3» без промежуточных стадий (за исключением новозеландской Toyota Racing Series – но там болиды по спецификации как раз соответствуют «Ф-3»).

«Помню, мы встретились в пятницу на Гран-при Великобритании-2014 на «Сильверстоуне», – вспоминал Каллум в интервью для Autosport. – Он спросил, сколько мне лет. И такой: «Окей, ты поедешь в «Ф-3». Ага, разумеется».

«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

Айлотту на тот момент исполнилось 15 – обычно в таком возрасте пилоты хотя бы сезон тратят на обкатку в «Ф-4» просто для привыкания к болидам на открытых колесах. Ведь разница между ними и картом колоссальная – как минимум в наличии аэродинамического обвеса и подвески: они кардинально меняют перераспределение веса на торможениях и разгонах, а также на скорость в поворотах.

Но «Ред Булл» рискнул – из-за Ферстаппена.

«Очевидно, Макс сделал то же самое за год до меня, – объяснил Каллум. – И, конечно, я не стал противиться. Но, да, честно говоря, на самом деле я даже не представлял, во что меня окунут. Я хорошо выступал в картинге, сильно провел предсезонку. Не понимал, насколько реально сложно будет. Просто у меня нет гоночного окружения. Так что когда мне говорят «ты это можешь», я такой : «я могу». Пришлось учиться и открывать все самому – все подходы в автоспорте».

Айлотт набрал очки только в 11 гонках из 33-х и лишь раз оказался на подиуме – и потому Марко быстро потерял интерес. Каллума отчислили из программы.

«Я не жалею, – оценивает британец короткий период в «Ред Булл». – Думаю, это судьба».

Новый шанс подвернулся только через пару лет: шеф Академии «Феррари» Массимо Ривола приехал на гонку «Ф-3» посмотреть на прогресс слушателя программы Чжоу Гуаньюя, а заметил его напарника – Айлотта.

«Помню, как говорил с ним, – рассказал Каллум. – Я попал в аварию, когда лидировал в гонке. Он подошел и такой: «ты такой ********* быстрый, тебе не нужно вообще рисковать, просто расслабляйся немного». И еще: «Я бы хотел видеть тебя в нашей Академии».

«Ред Булл» и «Феррари» – антиподы в подготовке молодежи к «Ф-1». Только Скудерия готова ждать и не жестить с требованиями

«Ред Булл» добился огромного успеха с молодежной программой, но это было очень… К тебе приставляют личного тренера, который повсюду с тобой, тебе нужно много работать на симуляторе и все такое. Но на тебя вываливается много индивидуальной работы: нужно самостоятельно заниматься саморазвитием и вот так работать.

Подход работает с некоторыми, но не со всеми. Я, например, оказался слишком юным, чтобы выжать максимум из такого, и просто реально не понимал, что от меня требуется.

Сейчас я с «Феррари» уже 3 или 4 года. Я наслаждаюсь. Программа «Феррари» всегда заключалась на идее терпения, предоставления времени, возможности на привыкание и обучение. И вот это сработало отлично».

Сдержанный подход Скудерии приносит результаты: после Жюля Бьянки итальянцы довели до «Ф-1» суперталантливого Шарля Леклера, а также нашли места в чемпионате Мику Шумахеру и Антонио Джовинацци. Возможно, не всех пилотов Академии ждет великое будущее в главных гонках мира, однако шансов проявить себя им дают куда больше, чем в системе «Ред Булл».

Цены на выступления в молодежках перед «Ф-1» завышены втрое. Виноваты хотелки гонщиков и слишком продвинутые болиды

Инсайды инженера Ферстаппена из Киева: Макс – великий мотиватор, главная фишка гениальных пилотов, $200к за виртуальную гонку

«Мерседес» взял стритрейсера-рентача в «Ф-2». Он гонял по 300 км/ч на дорогах, но €2 млн перевесили