Саудовская Аравия прокатила Валентино Росси на $120 млн для личной команды. Нового доминатора в мотогонках не выйдет

Спонсора все-таки нашли, но он очень скромный.

В MotoGP стильно проводили 2021-й: пока мир устраивался поудобнее перед бутылками с игристым и разворачивал подарки, новая команда Валентино Росси тихонько объявила спонсора для следующего сезона. Он оказался весьма скромным – название организации выкупил итальянский финансовый и банковский стартап Mooney.

«По соглашению команда получит имя Mooney VR46 Racing Team, в MotoGP и Moto2, а название появится на мотоциклах, комбинезонах и в официальных коммуникациях» – вот и все, что объявили стороны в пресс-релизе на сайте чемпионата.

В остальном все по-прежнему: VR46 сменит бывшую «Авинтию» (выкупив большую часть оборудования и техники), выкатит на «Дукати» из 2021-го и выставит двух пилотов – брата Доктора по матери Луку Марини (дебютировал в MotoGP как раз в 2021-м под финансовой поддержкой семьи за «Авинтию», один раз заехал в топ-5 и финишировал 19-м в общем зачете), а также бронзового призера Moto2 Марко Беццекки – лучшего гонщика академии VR46. Марини обещали новый актуальный байк по ходу сезона, а новичку придется «донашивать» старый.

Казалось бы, обычная новость? Но нет: весь мотогоночный мир ждал подтверждения сделки-блокбастера с нефтяной госкомпанией Саудовской Аравии Saudi Aramco на $120 млн!

Саудовская Аравия прокатила Валентино Росси на $120 млн для личной команды. Нового доминатора в мотогонках не выйдет

Ее анонсировали еще в конце апреля – заявили о запуске совместной команды в главной мотогоночной серии с 2022-го по 2026-й и даже подписали контракт с «Дукати» на поставку байков. Спонсорские вложения оценивали по $24 млн в год – и даже появились первые рендеры ливреи для байка.

Саудовская Аравия прокатила Валентино Росси на $120 млн для личной команды. Нового доминатора в мотогонках не выйдет

Валентино Росси все-таки уходит. Гнался за рекордами до 42 лет, а теперь запустит команду за $120 млн от Саудовской Аравии

Однако тогда же сама Aramco все опровергла – подтверждение сделки пришло только от управляющего госфондом Tanal Entertainment принца Абдульазиза Аль-Сауда. А на июньском Гран-при в Нидерландах вообще случилось странное: глава международного подразделения нефтяной компании Aramco Overseas Талаль Аль-Марри появился в паддоке гостем «Дукати», а не VR46, и на вопрос о сроке подтверждения сделки бросил «Вы хоть знаете, сколько принцев в Саудовской Аравии?»

Тем не менее, стороны сохраняли оптимизм – к примеру, будущий шеф команды Пабло Ньето в конце октября уверял: сделка близка.

«Мы уже заключили предварительное соглашение с Aramco. Переговоры идут очень медленно, но прогресс очевиден. Они длятся дольше, чем мы ожидали. Но мы двигаемся в правильном направлении и намерены продолжить».

Однако в середине ноября MotoGP опубликовала предварительную заявку на 2022-й – и в ней не оказалось и малейшего намека на Aramco.

Недоумеваете, причем тут аравийский госфонд? Просто перед объявлением об уходе из гонок Валентино Росси пошли слухи о возможной продаже части компании Росси VR46 (занимается мерчем, Академией пилотов и управлением всей гоночной вертикалью) за $177 миллионов как раз Tanal Entertainment. Якобы планировалось оставить Валентино менеджером, но забрать контрольный пакет.

Саудовская Аравия прокатила Валентино Росси на $120 млн для личной команды. Нового доминатора в мотогонках не выйдет

Почему же сделка сорвалась? Все-таки аравийцы получали бы имя Росси и собственную мегакоманду на лучших байках пелотона («Дукати» выиграл 7 гонок из 18-ти, Франческо Баньяя на нем стал вторым в общем зачете, производитель победил и в зачете команд, и в Кубке конструкторов) – и если в апреле перспективы еще выглядели туманными, то к конце сезона все уже прояснилось.

Просто, кажется, Tanal хотел увидеть на своем байке именно самого Доктора – ведь в октябре на объявление о контракте с «Дукати» босс фонда чуть ли не в открытую пожелал трансфера чемпиона из «Ямахи».

«Было бы отлично, если бы Валентино Росси смог еще несколько лет проездить за Aramco Racing Team VR46 вместе с братом Лукой Марини, которого в этом году мы уже поддерживаем», – заявил Абдульазиз Аль-Сауд.

Валентино же, кажется, даже не особенно беспокоился о судьбе альянса.

«Я не знаю точно, как сейчас складываются отношения с принцем, – прокомментировал Росси вопрос об отсутствии сделки в том же октябре. – Были критические моменты, но это не моя проблема. Я лишь знаю, что команда создается и мы сейчас усердно над этим работаем. Мы точно выйдем на старт MotoGP в следующем году».

Все выглядело правда логично: на финансирование от Aramco команда Доктора становилась одной из самых богатых частников серии (сравниться могла только SRT-Petronas cо спонсором в лице малайзийской нефтяной госкомпании (в «Ф-1» она же поддерживает «Мерседес») и быстро расшириться и укрепиться до уровня заводских коллективов. Та же SRT до последнего билась за все титулы в том же 2020-м – главное, чтобы уровень гонщиков подошел. Однако именно переход Росси из «Ямахи» немного обвалил уровень лучшего частника: Валентино уже не выдерживал скорости и требования высшей лиги, четыре раза заехал в топ-10 и набрал лишь на 3 очка больше Марини на более слабом байке. Даже на «Дукати» к Доктору вряд ли вернулась форма хотя бы трехлетней давности – решение завершить славную карьеру в 42 года выглядела закономерно.

Саудовская Аравия прокатила Валентино Росси на $120 млн для личной команды. Нового доминатора в мотогонках не выйдет

Тем не менее, похоже, аравийцев интересовал не успех на треке, а маркетинг – примерно как у Бекхэма и сделки с Катаром на 150 миллионов. Главное – улыбка и рассказы, как же с ними приятно вести дела.

Теперь, похоже, Валентино придется больше вовлекаться в процессы управления командой и постоянно искать деньги – вместо могучего альянса из нефти, имени и опыта зрители, похоже, получат лишь очередного частника-энтузиаста. Еще повезет, если история не закончится как с «Простом» в «Ф-1» (запущена четырехкратным чемпионом Аленом Простом под обещания президента Франции и помощь национальных техногигантов, промучилась 5 лет, 3 раза попала на подиум и обанкротилась).

«Президент просил взять команду, но потом его обещания исчезли». Поэтому у Франции нет шансов в «Ф-1»

Лишнее напоминание: саудиты готовы вкладываться только в проекты с явным замахом на быстрый успех, а долго и нудно инвестировать в строительство длинных проектов, кажется, не готовы. Плохие новости для фанатов «Интер» и «Ньюкасла» – не обольщайтесь.

Нефтяную войну (подбившую рубль) запустил новый спонсор «Ф-1». Он стоит как 26 «Газпромов» и помогает Аравии в захвате автоспорта

Саудовский фонд хочет «Интер» за 1 млрд долларов. Да, тот самый фонд, уже купивший «Ньюкасл»

В 30-е Саудовская Аравия страдала в нищете, а сейчас обходит по ВВП Британию и зачем-то покупает «Ньюкасл». Давайте разбираться