«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Летом стало известно, что «Формула-1» вернется на легендарную трассу Имола. Этому были рады как старые, так и новые фанаты. Ведь с последнего Гран-при прошло уже 14 лет.

Трасса всегда будет ассоциироваться с трагической смертью Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера в 1994 году, а также столкновением в 1982 году между напарниками по команде «Феррари» Дидье Пирони и Жилем Вильнёвом. За две недели до фатальной аварии Вильнева в Золдере.

А ведь еще до смертельной аварии Сенны было несколько ужасных инцидентов в повороте «Тамбурелло». В 87-м в жесткую аварию попал Нельсон Пике. Говорят, что она изменила бразильца навсегда. Герхард Бергер вылетел в стену в 89-м.

Но не стоит думать, что Имола заполнилась только трагедиями. Было здесь много и счастливых моментов. Несколько необычных.

На этот раз вас ждет подборка наименее известных, но не менее интересных моментов.

Возрождение «Макларена» в конце 90-х началось здесь

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Два года назад Айртон Сенна покинул команду. За это время «Макларен» лидировал в гонке лишь 14 кругов. Но на Гран-при Сан-Марино 1996 года Дэвид Култхард превзошел эту цифру.

Култхард стремительно вырвался вперед, отбиваясь от Михаэля Шумахера на «Феррари» и Дэймона Хилла на «Уильямсе». Пока не совершил первый пит-стоп.

Несмотря на то, что Култхард, вероятно, финишировал бы третьим, если бы его машина доехала до конца, это было похоже на важный момент в процессе восстановления «Макларена» в середине 90-х. Потому что «Макларен» впервые лидировал в гонке с моторами марки «Мерседес».

Участник предварительной квалификации попал на подиум

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

В начале 90-х количество команд и пилотов в «Формуле-1» зашкаливало. Поэтому слабым коллективам приходилось доказывать свою скорость в предварительной квалификации.

Гран-при Сан-Марино 1991 года знаменит тем, что пилот «Феррари» Ален Прост сошел еще на формировочном круге. Пилот Scuderia Italia Эмануэле Пирро не прошел предварительную квалификацию.

А вот его напарник Джей-Джей Лехто выжал из машины все, что можно. В основной квалификации ему удалось показать 16-е время.

Затем в гонке с большим количеством сошедших Лехто умудрился финишировать третьим, уступив лишь пилотам «Макларена» Сенне и Бергеру.

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Но это не все. Пьерлуиджи Мартини был даже быстрее финна в предварительной квалификации. В гонке на «Минарди» ему удалось приехать четвертым. Это стало большим событием для команды на родине.

Кроме того, это был единственный подиум в карьере Лехто в «Формуле-1». Второй и последний раз гонщик прошел предварительную квалификацию и финишировал в тройке лучших. Первым такого успеха добился Стефан Йоханссон в Эшториле в 1989 году для Onyx.

Реальная вражда между Сенной и Простом началась здесь

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Кто знает, где бы на самом деле разгорелась вражда между Сенной и Простом, если бы не произошедшее в 1989 году крушение Бергера? В любом случае произошло бы это скоро.

Многие считают гонку в Эшториле в 1988 году катализатором ухудшения отношений, но на самом деле это не так. Гонка в Имоле в 89-м не запомнилась какой-то жесткой борьбой, но в глазах Проста она представляла собой предательство.

На старте сезона в Бразилии произошла авария в первом повороте. Сенна предложил делать так, кто лучше стартовал, тот и выйдет лидером из первой зоны торможения. Айртон хорошо стартовал, а Прост пристроился за ним. Французу пришлось даже оборонять свое второе место.

Из-за аварии Бергера гонку остановили. На четвертом круге произошел рестарт. На этот раз старт лучше удался Просту. Он предположил, что первоначальное соглашение с Сенной было все еще в силе. А вот нет. Бразилец пошёл в атаку и опередил его на торможении перед Tosa.

Позднее Проста развернет и в итоге тот финиширует вторым далеко позади Сенны. Француз пропустит пресс-конференцию после гонки. Бразилец без колебаний заявит, что ему пришлось атаковать при рестарте, потому что он боялся, что его обгонит Мэнселл за рулем «Феррари». Идущий на пятой позиции…

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Руководитель команды Рон Деннис взял дело в свои руки, собрав пилотов наедине во время тестов.

По словам Проста, на встрече он сидел тихо, пока Деннис допрашивал Сенну. Прост утверждает, что, хотя Сенна признал, что соглашение было, оно относилось только к первому старту, а не ко второму.

«Но что еще важнее, — добавляет Прост в своей книге “Ален Прост – Макларен”, — Айртон сказал, что я его обогнал! Я сказал: “Я не знаю сколько миллионов людей видели то, что происходило по телевидению”. Прошло, может быть, 20 минут, прежде чем Айртон смирился с тем, что случилось. Это было невероятно».

На следующем этапе в Монако Деннис заявил, что вопрос исчерпан. В это время выходит французская газета L'Equipe с неофициальными цитатами Проста, в которых говорилось, что он больше не будет «иметь никаких дел с Сенной», которого он назвал человеком без чести.

Сенна нанес ответный удар, заявив, что их отношения «закончились».

Первая совместная победа «Уильямса» и «БМВ»

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

«Уильямсу» и «БМВ» не пришлось долго ждать, чтобы достичь своей главной цели на 2001 год. После того, как Хуан Пабло Монтойя потерял лидерство на предыдущем этапе в Бразилии, где в него врезался круговой Йос Ферстаппен, Ральф Шумахер одержал победу на следующем этапе в Сан-Марино.

Это была не только первая победа «Уильямса» с 1997 года, но и первая победа молодого Шумахера, которая была подтверждена лидерством на каждом круге.

Гонка ознаменовала возвращение «Уильямса» к тому, чтобы стать крупным игроком в «Формуле-1». Все благодаря амбициозному мотору «БМВ». Это был второй их совместный сезон. При этом эта победа стала первой для «Мишлен» после возвращения в гонки в начале года.

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Ральф был разочарован, что его брат Михаэль не смог присоединиться к нему на подиуме, поскольку сошел с дистанции. Зато третьим смог финишировать другой пилот «Феррари» Рубенс Баррикелло. Но Михаэль ждал брата в закрытом парке.

Эта гонка также запомнилась странным инцидентом с Кими Райкконеном. Изначально финн получил суперлицензию на временной основе, но здесь Кими врезался в стену. Позже выяснится, что руль остался у него в руках, то есть его оторвало.

Райкконен пожмет плечами и скажет: «Насколько я понимаю, я надел его правильно».

Самая «выдающаяся» карьера в «Формуле-1» в 21-м веке

Юдзи Идэ был гонщиком, одержавшим победы в «Формуле-Ниппон», «Супер-ГТ» и «Формуле-3» в Японии. Ему представился шанс дебютировать в «Формуле-1» в 2006 году в новой команде Super Aguri. Четвертый этапе в сезоне стал для него последним. Гран-при Сан-Марино в Имоле принес ему дурную славу в «Формуле-1».

На первом же круге произошла серьёзнейшая авария Кристиана Альберса: в повороте Villeneuve его атаковал Юдзи Идэ, но не рассчитал траекторию и врезался в машину голландца. Та совершила 3,5 оборота вокруг своей оси, и осталась лежать вверх колёсами. Стюарты «ФИА» вынесли Идэ официальное предупреждение.

В «ФИА» посоветовали Super Aguri посадить японца на скамейку запасных, чтобы тот больше провел на тестах болида. Его заменил Франк Монтаньи. Еще несколько дней спустя «ФИА» отозвала суперлицензию Идэ.

Первая авария на итальянской земле в 99-м для Хаккинена произошла в Имоле

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Мика Хаккинен стремительно рвался вперед в 1999 году, когда потерял контроль на выходе из финального поворота. «Макларен» врезался в барьеры.

Это был первый из двух громких промахов на итальянской земле в том году, поскольку он также ошибется в Монце, что приведет фанатов «Феррари» в восторг.

В отличие от Монцы в конце сезона Хаккинен не плакал, а просто признал, что совершил ошибку.

Спустя годы он сравнивал эти две ошибки, говоря, что обе были симптомом того, что он слишком сильно старался вырваться вперед перед пит-стопами. Учитывая, что в Имоле он был впереди с отрывом в 13 секунд, то это была лишняя ошибка.

Пик выступлений Мэнселла за «Макларен» был достигнут тут

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

В Имоле состоялся долгожданный дебют Найджела Мэнселла в составе «Макларена» в 1995 году. Мэнселл пропустил первые два этапа, в то время как «Макларен» сделал более широкое шасси, в которое он смог влезть. Босс «Макларена» Рон Деннис пошутил, что они освободили место для магнитолы.

Мэнселл понимал, что MP4 / 10 просто ужасен. Британец заявил: «Если бы я попытался поехать быстрее, то попал бы в аварию».

Он публично преуменьшил ожидания от дебюта в Имоле, но позже признался, что был «встревожен» тем, что более широкий автомобиль второй спецификации «имел все те же характеристики и недостатки, что и оригинал».

Другой вопрос, чего он ожидал, когда время разработки было посвящено тому, чтобы просто сделать машину шире, а не быстрее.

Он квалифицировался девятым. Всего две десятых разделили его и напарника Мику Хаккинена. В гонке он смог подняться до пятого места, но после столкновения с Эдди Ирвайном финишировал лишь десятым в двух кругах позади от победителя.

Удивительно, что этот результат стал лучшим в карьер для их совместного партнерства. Следующий Гран-при станет для Мэнселла последним в карьере и завершится сходом.

Здесь впервые в карьере Баттон стартовал с поула

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Сезон 2004 года стал самым успешным для команды «БАР» в ее короткой истории, прежде чем она превратилась в «Хонду», затем «Браун», и, наконец, в «Мерседес».

Дебют в 1999 году вышел не очень успешным, но прошло несколько лет, и «Хонда» смогла добиться успеха. Не обошлось без проблем со стороны «Уильямса» и «Макларена». В итоге они стали самой конкурентоспособной командой с шинами «Мишлен» на протяжении большей части сезона.

К сожалению, для «БАР» и ее лидера Дженсона Баттона было то, что в том сезоне доминировала «Феррари» на шинах «Бриджстоун». Возможно, команда была действительной второй силой в чемпионате, но при этом за весь год он не смогли одержать ни одной победы. На счету «Рено», «Макларена» и «Уильямса» было хотя бы по одной победе.

На четвертом этапе чемпионата в Имоле у Баттона и «БАР» была реальная надежда на победу, поскольку они завоевали свой первый поул с преимуществом в 0,258 секунды над Михаэлем Шумахером на «Феррари».

Две машины ушли в закат, но закралось подозрение, что «БАР», возможно, залил просто меньше топлива в баки. Да, тогда в квалификации пилоты проезжали круги с топливом, которое будут использовать на первом отрезке в гонке. В итоге Баттон на два круга раньше заехал в боксы, чем Шумахер.

Шумахер захватил лидерство и привел «Феррари» к очередной победе. Второе место Баттона на финише не осталось незамеченным. Британец смог оправиться от неудачных гонок после впечатляющего дебюта несколько лет назад.

25% всех подиумов команды «Эрроуз» произошли здесь

Если вспомнить все места, которые ассоциируются с успехом команды «Эрроуз» в «Формуле-1», вопрос который задается очень редко, то можно вспомнить Кьялами, где Рикардо Патрезе едва не принес победу команде в первом сезоне ее существования в 1978 году. Затем вспоминается Дэймон Хилл, который был близок к победе на Хунгароринге в 1997 году.

Но на самом деле Имола считается относительно счастливым местом для данного коллектива, поскольку здесь были завоеваны два из восьми подиумов.

Первый пришелся на времена, когда команда реально могла выиграть гонку. «Эрроуз» отлично начал сезон 1981 года, когда с поула в Лонг-Биче ушел в бой Патрезе. Затем в жарком Рио ему удастся приехать третьим. Дубль будет на счету команды «Уильямс».

В Имоле Патрезе был главной угрозой для «Феррари», которые шли первыми во влажной гонке. Лидер гонки Вильнев преждевременно перешел на слики, что обернулось катастрофой. Это поставило в выгодное положение пилота «Эрроуз». Оттудаваться теперь приходилось Пирони за «Скудерию».

Но в итоге гонку выиграет Нельсон Пике. Пилот «Брэбем» совершит прорыв с девятого места на старте. Патрезе сможет финишировать вторым в пяти секундах позади. Проблемы с резиной и болидом приведут к тому, что Пирони приедет лишь пятым. Третьим финиширует пилот «Уильямс» Карлос Ройтеманн.

«Эрроуз» покинет Гран-при на третьем месте в Кубке конструкторов. Но все это лишь благодаря проблемам с турбо у гигантов и переходу с шин «Мишлен» на шины «Пирелли». Более в сезоне команда не сможет набрать очков.

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Четыре года спустя команда сможет вернуться на подиум, причем на той же самой трассе. На этот раз, правда, в круге позади. Гонку выиграл пилот «Макларена» Ален Прост, но его дисквалифицировали за недовес. В результате победа досталась пилоту «Лотуса» Элио де Анжелису. Второе место занял пилот «Эрроуз» Тьерри Бутсен.

В те годы гибридной эры у всех были проблемы с расходом топлива. Болиды, вынужденные резко замедлиться, были нормальным явлением с 84-го, когда эти правила и ввели. В Имоле было много медленных поворотов, что делало ее проблемной с точки зрения расхода топлива.

У второго пилота «Лотуса» Сенны закончилось топливо, когда тот шел в лидерах гонки. К нему присоединился пилот «Феррари» Стефан Йоханссон, а в его случае был прорыв с 16-го места на старте. Даже Бутсену пришлось вручную толкать машину на финише, потому как отключился мотор «БМВ».

Единственная победа Френтцена в сезоне 97-го

«Сенна – человек без чести». 10 моментов «Формулы-1» в Имоле, которые вы могли не знать

Фанаты команды «Уильямс» были в ярости от увольнения действующего чемпиона мира 1996 года Хилла. Все ради молодого Хайнца-Харальда Френтцена. На самом деле, немец выступал вполне себе на уровне в тот момент. И в Имоле все подумали, что что-то такое вот-вот начнется. Именно этого ждали Фрэнк Уильямс и Патрик Хед, подписывая Френтцена из «Заубера».

В квалификации Френтцен уступил 1.7 секунды своему напарнику Вильневу. В Мельбурне отказал мотор. В Интерлагосе – девятое место на финише. Френтцен действительно выглядел готовым к своему прорыву на третьем этапе в Буэнос-Айресе, но сломалось сцепление.

В Имоле он стал тенью Вильнева и Михаэля Шумахера. Все изменилось, когда двое последних поехали на пит-стоп, а Френтцен остался на трассе чуть дольше, но этого хватило, чтобы выехать лидером гонки.

Между проблем с шинами «Гуидер», механических неудач и несчастных случаев на первых кругах Френтцен в 1997 году действительно демонстрировал многообещающую форму. Но Имола была единственным местом, где он собрал все вместе. Без удачи тут явно не обошлось.