Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Знаменитая британская автомобильная компания с богатым наследием. Амбициозный владелец, решивший, что лучший способ добиться успеха в Формуле 1 – купить независимую команду с историей побед, переименовать и перекрасить в зеленый цвет, посадить за руль бывшего гонщика Ferrari. Презентация должна пройти с фанфарами и привлечь максимум внимания. Британский ответ Ferrari.

За исключением седьмого места в Кубке конструкторов писать особо нечего, это все, с чем приходится работать. Глава команды – фигура номинальная и неблагодарная. Постоянная смена руководства становится нормой. Такой была команда Jaguar в Ф1. Любые совпадения с командой Aston Martin совершенно случайны.

Ford купили команду Stewart Grand Prix, переименовали ее в Jaguar, посадили за руль бывшего гонщика Ferrari Эдди Ирвайна, и все это похоже на то, как Лоуренс Стролл приобрел команду, которая когда-то была известна как Jordan, назвал ее Aston Martin и пригласил еще одного бывшего гонщика Ferrari – Себастьяна Феттеля.

В прошлом году команда заняла седьмое место в Кубке конструкторов, повторив достижение Jaguar, и в 2022 они надеялись на большее. Мечты на успех в новом сезоне уже начали испаряться тогда, когда Феттель пропустил первые две гонки из-за ковида. Третья гонка в Австралии только подчеркнула те проблемы, которые есть у команды. В первой тренировке машина Феттеля сломалась, выпустив облако дыма. Себастьян решил вернуться в боксы на скутере, за что получил штраф в 5000 евро. Замена двигателя означала, что он пропустит вторую тренировку, так как его напарник еще и вызвал красный флаг, когда Себ уже был готов отправиться на трассу.

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

В последней тренировке оба гонщика попали в аварии. В квалификации Стролл не смог показать время, так как столкнулся с Николасом Латифи. Лэнса признали виновным, в результате чего он получил штраф в три позиции. Феттель смог проехать один круг, гонщики стартовали 17-м и 19-м после дисквалификации Албона из-за отсутствия литра топлива на анализ после квалификации. Себастьян попал в аварию в гонке, а Лэнс финишировал 12-м в полутора минутах позади Леклера. И сейчас понятно, почему люди рисуют параллели между Aston Martin и Jaguar…

Финальное решение купить Stewart Grand Prix и переименовать команду в Jaguar принадлежало не кому иному, как главе Ford Жаку Нессеру. Сам британский бренд тогда был частью Premier Automotive Group, которую возглавлял Вольфганг Райтцле. Кстати, в то подразделение входила и Aston Martin…

У команды Jaguar было достаточно опыта. Техническим руководителем был Гэри Андерсон, бывший конструктор Jordan, который в свое время перешел в Stewart. Будучи прагматиком, он был рад, что будет работать в полноценной заводской команде. Он покинул ее меньше, чем через год. И это было только начало…

Нессер и Райтцле первым делом назначили вице-президента Ford и главу технического департамента Нила Ресслера главой команды. В итоге Ресслер был главой совета директоров всего лишь год, уступив место Бобби Рейхалу. Когда позвали Ники Лауду, конфликт стал неизбежен, и Рейхал ушел. Даже Ники, который всегда говорил прямо и правдиво, не смог наладить работу. Отношения так и не сложились.

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Тони Парнелл и Дэвид Питчфорт

Когда Лауда ушел, вице-президент Ford по развитию продуктов Ричард Парри-Джонс отдал Jaguar в руки двух людей, у которых была хорошая репутация: Тони Парнеллу и Дэвиду Питчфорту. Парнелл был основателем автоспортивной фирмы, занимающейся электроникой, Pi research, которую Ford купил в 1999, и он подошел к команде более основательно. У Питчфорта за плечами был опыт 15 лет управления разными сложными инженерными проектами.

Парнелл говорил, что в 2003 они вместе с Ford «нащупали» нужный путь, но седьмое место так и было лучшим результатом. Терпение заканчивалось, на сезон 2004 бюджет был урезан, и к концу лета команда была выставлена на продажу. Red Bull выкупил команду и спас ее от закрытия. Оглядываясь назад, Парнелл говорит, что знает, почему проект не заработал: «Главная проблема была в том, что Ford – очень большая компания, и они пришли в спорт без четкого понимания того, куда они ввязываются. Да и никто из высшего руководства не интересовался проектом. Для автопроизводителя траты были не такие и большие, особенно когда у тебя трилионный бюджет, и они были очарованы Джеки Стюартом».

Кажется невероятным, что Ford, компания с успешной истории в Формуле 1 (вспомнить хотя бы проект Cosworth), недооценила масштаб задачи. Когда Парнелл возглавил Jaguar, он понял, что при всем престиже марки, команде не хватает денег и энтузиазма управляющих директоров. Он считает, что команды, как правило, переоценены, а новым владельцам никогда не говорят реальное положение дел: «Я помню, как Берни сказал мне: «Важно то, что лишь две команды борются за победы, на них все смотрят, вот и все. Остальные просто для вида». Я сказал ему, что многие с трудом выживают, а он ответил: «Смотри, суть в том, что команду продают миллиардеру. Миллиардер вбухивает столько бабла, сколько он и представить не мог. Затем у них открываются глаза, и они уходят. Но всегда есть еще один миллиардер, который продолжит дело. Так что не беспокойся». Объяснил ли Экклстоун эту схему Виджею Малье или Лоуренсу Строллу – неизвестно, но немало бизнесменов и богачей переживали цикл из очарования и разочарования Формулой 1. Спросите Тони Фернандеса из Caterham…

По мнению Парнелла владельцы Jaguar не только плохо понимали, как работает команда Формулы 1 и какие задачи перед ними стоят, они еще и пытались найти какое-то быстрое решение. Подход, от которого Тони предостерегает: «Они постоянно искали какое-то магическое решение, например, привести Ники Лауду. А затем они начинали понимать, что все очень сложно, что нужна долгосрочная стратегия. Нужно грамотное управление, а если его нет, нужно вливать тонны денег».

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Конец истории Jaguar случился на встрече в Детройте, где Парнеллу задали лишь один вопрос: Что нужно, чтобы победить? Наверняка такой же вопрос задавал или задаст Лоуренс Стролл. Парнелл признает: «Я всегда пинаю себя за то, что тогда ответил честно. Я сказал: «Смотрите, мы против Ferrari, вы знаете, кто они такие, и чтобы их побить, нужны сверхусилия. И это займет пять лет». Думаю, та встреча стала началом конца».

Трудно не заметить, что очень многие считают, что успех в одном бизнесе автоматически означает успех в Формуле 1. Парнелл добавляет: «Эти ребята очень успешные, и они думают, что все, к чему они прикасаются, превращается в золото. Думаю, такое мышление сильно мешает им, потому что ты недооцениваешь соперников. Например, Дитрих Матешиц уважает соперников, хотя он и потратил гораздо больше, чем мог себе представить за пять лет».

Это возвращает нас к Aston Martin, и хотя кто-то может провести параллель между ними и Jaguar, наверное, наиболее уместно сравнивать Стролла и Матешица. Мало кто ожидал, что производитель энергетических напитков сможет соперничать с крупными заводскими командами. Так может ли миллиардер наиболее известный развитием брендов Tommy Hilfiger и Michael Kors тоже добиться успеха?

Матешиц и его автоспортивный консультант Хельмут Марко привлекли Кристиана Хорнера, чтобы он возглавил гоночную команду Red Bull, наняли Дэвида Култхарда, чтобы тот помог устранить недостатки раннего периода, а затем переманили Эдриана Ньюи из McLaren. Стролл же позвал к себе другого бывшего сотрудника команды из Уокинга Мартина Уитмарша, чтобы улучшить структуру команды. Его сделали главой Aston Martin Performance Technologies, что было концом карьеры Отмара Сафнауэра в команде. Через какое-то время американец ушел в Alpine. Руководителем команды назначили Майка Крака из BMW, что означало, что на всех ключевых позициях были люди, имеющие солидный опыт в автоспорте. Но и «ветераны» команды тоже никуда не делись: спортивный директор Энди Стивенсон, технический директор Энди Грин, директор по развитию Том МакКалоу. Из Red Bull переманили специалиста по аэродинамики Дэна Фэллоуза, а на место руководителя инженеров Луку Фурбатто из Alfa Romeo, что показало серьезность намерений.

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Майк Крак и Себастьян Феттель

Нет ничего удивительного в том, что Стролл пытается привлечь лучших людей, которых ему удается найти. Он является поклонником автоспорта долгое время, он присутствует в Формуле 1 в разных ролях уже 30 лет – Лоуренс поддерживал Team Lotus, Ferrari. Парнелл отмечает как раз эту разницу с проектом Jaguar: «Если посмотреть на Aston Martin, то можно увидеть, что во главе совета директоров человек, который предан проекту и знает, что делает. Это не то, как было с Биллом Фордом, который даже не знал, кто такой Эдди Ирвайн. Билл – замечательный человек, но он не знал, что такое Формула 1, так же, как и весь совет директоров».

Еще разница в том, что команда Jaguar целиком спонсировалась материнской компанией, а Aston Martin к настоящему моменту уже собрал немалый пул спонсоров. Коммерческий директор команды Олли Дейл до этого был на той же должности в футбольном клубе Ливерпуль, а на пост управляющего директора по маркетингу взяли Джефферсона Слэка. В феврале было объявлено, что компания Aramco присоединится к американской технологической компании Cognizant и тоже станет титульным партнером команды, подчеркивая коммерческий успех Aston Martin. Обе компании немаленькие: доход Aramco в прошлом году составил 400 млрд долларов, а доход Cognizant – около 19 млрд долларов.

Криптобиржа Crypto.com, алкогольная компания Peroni и промышленный производитель JCB – это 3 из 23 партнеров команды. Они составляют около 100 млн долларов спонсорской поддержки, что уже не так далеко до ограничения бюджетов размером 140 млн долларов. Если добавить призовые за сезон, то финансовая картина выглядит вполне благополучно. С деньгами все в порядке, а что со сроками?

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Лоуренс Стролл и другие инвесторы находятся в середине своего пятилетнего плана по возрождению компании Aston Martin, которую они купили в 2020. Планируется возрождение модели Lagonda. В прошлом году продажи автомобилей компании уже вышли на допандемийный уровень, во многом благодаря успеху модели DBX SUV, но также благодаря моделям DBX707, V12 Vantage. Прогноз продаж на этот год неплохой, и в Aston хотят продать 6600 машин, а к 2025 компания стремится продавать 10000 машин в год. 20% доля Daimler важна в контексте помощи к переходу на гибридные и электрические технологии. Это партнерство важно также и в Формуле 1.

У команды Ф1 тоже пятилетний план. Вскоре организация сможет переехать на новую базу (стоимость постройки и оборудования 200 млн фунтов) с новой аэродинамической трубой, оставив старую базу Jordan, построенную в 1991 году в Сильверстоуне. Переезд случится в следующем году, что означает, что машина 2024 будет первой, построенной в новых условиях. Вероятно, понадобится время, чтобы команда освоилась на новой базе, так что, допустив переходный период, будем считать, что первая машина, на которую делается ставка, будет построена к сезону 2025. Это будет последний год пятилетнего плана, и, хотя ходят разговоры о том, чтобы побороться за титул, но более реалистичным планом было бы побеждать в отдельных гонках. Чтобы стать победителем всегда требуется время, и неважно, сколько денег вы можете в итоге вложить. Когда Mercedes приобрели Brawn после невероятного сезона 2009 и чемпионского дубля, им понадобилось еще четыре года, чтобы команда вернулась в борьбу за титул. Первая победа пришла к Red Bull через 4,5 года после того, как австрийская компания купила Jaguar у Ford.

Для Стролла существует еще один вопрос, который касается его сына Лэнса. Некоторые считают, что он в команде находится незаслуженно, другие говорят, что Стролл младший достаточно быстр, ведь у него в активе три подиума и поул. В прошлом сезоне его средний результат в квалификациях был 13-ое место, у его напарника – 12-ое место. И хотя Себастьян занял 2-ое место в Азербайджане, в конце сезона оба гонщика были близки по количеству набранных очков: 43 у Феттеля и 34 у Стролла.

Урок истории: Ягуар и Астон Мартин

Себастьян подумывал завершить карьеру в прошлом году, наверняка такие мысли будут посещать его и в этом. У него яркая и успешная карьера, но ошибки стали возникать все чаще. Небольшие последние успехи чередуются с регулярными оплошностями, что может говорить о том, что Себастьян часто думает о чем-то другом. Он не забыл, как быть быстрым, но прежней стабильности уже нет.

Если Стролл-младший будет в команде, пока ею владеет его отец, возникает вопрос, что будет, когда Феттель уйдет? Будет ли команда пытаться нанять гонщика высшего уровня, чтобы бороться за победы в 2024-2025, или согласится на меньшее? Наверное, именно это решение будет одним из важнейших в ближайшие 18 месяцев, и оно будет говорить о том, насколько команда верит в себя и может ли она построить конкурентоспособную машину чтобы осуществить цели своего пятилетнего плана.

Никто не знает, что случится после 2025 особенно, если Porsche и Audi придут в Формулу 1. Это будет очень важным моментом, если это произойдет. Лоуренс Стролл вряд ли думает об этом сейчас. Его мысли сосредоточены на том, что происходит в данный момент, он вовлечен в текущие потребности команды и старается оказывать ей максимальную поддержку – то, чего проект Jaguar был лишен.

В целом, какие-то схожие моменты в истории Aston Martin и Jaguar – это лишь вершина айсберга, история Лоуренса Стролла совсем другая. По крайней мере, пока что…

Это перевод статьи Марка Галлахера из журнала GP Racing UK за май 2022.

Этот блог в соцсетях: