У Феттеля четыре чемпионских титула, но он никогда не станет великим

Даже если выиграет этот сезон.

У Феттеля четыре чемпионских титула, но он никогда не станет великим

Гонка в Сахире окончательно закрыла вопрос о месте Себастьяна Феттеля в истории «Формулы-1» – даже с четырьмя выигранными первенствами мира он так и не стал великим чемпионом и никогда им не станет.

Чистое поражение от Леклера в Бахрейне никак не отменило его скорости, как и умения строить успехи упорной, долгой и почти незаметной сторонним наблюдателям работой по улучшению машины – талант шлифовать технику и прибавлять по ходу сезона у Себастьяна не исчез, и наверняка проявится в этом году. 

Возможно, в конце 2019-го немец выиграет у молодого напарника и даже возьмет пятый титул – «Феррари» способна ехать быстро, а сам Себ явно не показал полную силу – но все это не отменяет трех фундаментальных недостатков в Феттеле как в гонщике. 

Первый – у него слабо развито умение, которое в английском языке называется racecraft – способность вести борьбу бок о бок, колесо в колесо, совершать обгоны в борьбе с равным по скорости соперником, отбивать атаки более быстрых парней, чувствовать, как перехитрить или вынудить ошибиться другого гонщика. 

Гоночное мастерство – это первый круг в исполнении Сенны на «Донингтоне», это потрясающий старт Алонсо в Барселоне за рулем «Феррари», это десятки обгонов – в том числе и вчерашний – Льюиса Хэмилтона, это поздние торможения и сохранение стабильности машины «на кончике носа» Мэнселлом и Риккардо. У Феттеля такого скилла нет – зато есть задокументированные столкновения с Уэббером и Баттоном в Турции и Бельгии в 2010-м, неуклюжий обгон на круг «огурца» Картикеяна, прошлогодние контакты с половиной пелотона.

Вчерашний разворот в борьбе с Хэмилтоном – еще один пример неумения Себастьяна чувствовать свою машину в экстремальных условиях. И даже если принимать во внимание теорию о стиле пилотажа и раннем нажатии педали газа, боковой сахирский ветер и внезапно скользкий асфальт – это все равно не отменяет неготовности немца к защите места, которое, как выяснилось через несколько кругов, могло стать первым. Великий чемпион сделал бы выводы после пары аналогичных происшествий на ранней стадии карьеры – Феттель до сих пор ничему не научился. 

https://twitter.com/F1/status/1112424489177018368

Второй недостаток – совершенно неожиданные инциденты, записи которых наверняка можно с легкостью найти на ютубе. Даже в свои звездные годы в «Ред Булл» Себ умудрялся вылетать с трассы и разбивать машины в тренировках (стены в Турции и Канаде не дадут соврать), блокировать колеса на ровном месте и чудить по ходу воскресных заездов. 

Наконец, третий фактор, мешающий Феттелю приблизиться к уровню величайших – слабое противостояние внутренним демонам. Сколько раз он бросался в непродуманные атаки, движимый лишь желанием поскорее отыграться или свести счеты с наглыми соперниками? 

Все вышеназванные проблемы Себастьяна вызваны глубокими внутренними противоречиями и отсутствием уверенности в том, что он делает. Сенна никогда не сомневался в собственной правоте на трассе и за ее пределами, Шумахер – какое бы беззаконие ни творил на треке – ни разу не усомнился в своих поступках, Алонсо, допустивший примерно миллиард просчетов в своих карьерных ходах – даже на секунду не задумывался о возможных ошибках. Но Феттель колеблется и сомневается почти во всех гоночных аспектах: от поиска настроек, когда уже поздно что-либо менять, а нужно просто принять машину со всеми ее недостатками и выжать все возможное, до судорожной борьбы с соперниками на трассе, в которой он внезапно может начать отворачивать рулем и все потерять (а после финиша принести тысячное извинение команде).

Возможно, Себастьян – самый человечный из всех многократных чемпионов мира, но его неумение отметать сомнения за рулем гоночной машины и внезапные потери контроля над ситуацией навсегда оставят его в тени Шумахера, Сенны, Проста и Лауды. 

Леклера ждет серьезное испытание 

У Феттеля четыре чемпионских титула, но он никогда не станет великим

Легко поддаться всеобщей эйфории от выступления Шарля и начать восхвалять его всего после второй гонки за Скудерию, но я предпочту пока этого не делать. Да, он удивил высокой скоростью и психологической устойчивостью после неудачного старта – легко обогнал Боттаса и Феттеля и без проблем оторвался от преследователей, – а его субботний быстрый круг впечатлил еще сильнее, но сомнения в его притязаниях на чемпионский титул в этом году все же остались.                                                                                                           

Возможно, это лишь кажется, но временами Леклер управляет машиной словно в последний раз: едет буквально на грани, борется с машиной в поворотах и удивительным образом чувствует момент, когда следует дернуть рулем, чтобы не дать заду шасси выйти из-под контроля и уйти в разворот.

Безусловно, это признак великого таланта, дара, гоночной интуиции и умения управлять капризными машинами – а «Феррари» в Бахрейне в эти дни была пусть и быстрой, но очень нервной и нестабильной. Но сколько он будет гонять на грани безошибочно? Гонку, две, три? В какой момент количество негативно влияющих на пилотаж факторов превысит человеческие возможности? 

Думаю, рано или поздно завораживающий стиль придется поменять – нельзя всю карьеру провести в укрощении собственных машин. И когда Леклер до этого дойдет – наступит вопрос обучения новым способностям. Потеряет ли он при этом скорость? Справится ли с сомнениями в правильности такого решения? На эти вопросы, возможно, придется отвечать уже в этом году. И это будет серьезный челлендж. 

Другое сомнение в Леклере связано с отсутствием опыта, в том числе технического – зимой Маттиа Бинотто дал понять, что монегаск еще недостаточно хорош в работе с инженерами и практически полностью зависит от их решений. Конечно, в современной «Формуле-1» это почти не мешает побеждать, поскольку в командах работают опытные люди с богатым инструментарием, но время от времени перед парнем будет появляться выбор, и хорошо, если только за пределами трассы. 

Хэмилтон в порядке 

У Феттеля четыре чемпионских титула, но он никогда не станет великим

Иногда я жалею, что нам включают радиопереговоры и мы слышим жалобы Льюиса Хэмилтона на поведение покрышек или машины – потому что со стороны в эти моменты видно совсем другое: он борется изо всех сил и старательно оберегает позицию. В Австралии Льюис даже близко не подпустил Ферстаппена и в концовке гонки показал лучший для себя круг (для зачетного балла его не хватило, но само желание бороться до конца многими осталось незамеченным), а в Бахрейне на потерявших сцепление шинах не отпустил Феттеля, что в дальнейшем сыграло важную роль и позволило англичанину после пит-стопа сожрать гонщика «Феррари». 

Без везения, конечно, не обошлось, но то, что именно Льюис подхватил выскользнувшую из рук Леклера победу – это полностью его заслуга. 

Лидером сезона, впрочем, остался Валттери Боттас, однако с такой скоростью в квалификациях и на длинной дистанции ловить финну в этом году нечего. Его (неожиданно) сильная сторона – старты, но если у нас будет чемпионат четырех машин, а не двух, то все вернется к прошлогоднему сценарию, в котором Валттери не сможет дотягиваться до лидеров и его начнут передерживать ради прикрытия Льюиса (в Бахрейне такая стратегия не сработала – Феттель легко объехал «Мерседес» под номером 77). 

Хуже всего для Боттаса то, что «Бахрейн Интернэшнл» хорошо подходил его пилотажному стилю, но угнаться за напарником все равно не удалось. Впрочем, реальные выводы о возможностях финна даст гонка в Китае.

Читайте также: Новости Новороссии.