У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Начнет в следующем году.

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Три с половиной года назад безраздельному властвованию Берни Экклстоуна над «Формулой-1» неожиданно пришел конец: диктатора сместила своим человеком компания миллиардера Джона Мэлоуна «Либерти Медиа» – новый владелец гоночной серии. Персоной №1 в Гран-при стал экс-управляющий медиаимперии Fox Чейз Кэри. 

В тот момент казалось, что американцу предстоят долгие годы серьезной работы по реформированию чемпионата мира, однако уже осенью 2020-го Кэри объявил об уходе – предстоящей зимой его сменит бывший руководитель «Феррари» Стефано Доменикали.

Кэри выбрал почти идеальный момент для ухода 

Могло сложиться так, что в эти дни американец только готовился бы вступить в должность управляющего директора Formula One Group, а не покинуть ее: в 2016-м в процессе переговоров о продаже «Ф-1» 86-летний Экклстоун рассчитывал сохранить статус супремо еще на три-четыре года, подготовить преемника и только потом отойти от дел. 

Однако в «Либерти» рассудили, что консультировать нового CEO Берни сможет и на полубутафорской должности почетного президента. Берни расценил ход покупателей как предательство – и поэтому Кэри вступил в «Ф-1» без гоночного бэкграунда, конкретных знаний о чемпионате мира и полезных советов возможного наставника. 

Сам Чейз при этом отступить не мог и не хотел: в предыдущей фазе карьеры в News Corp. он поднялся до генерального директора, а позднее уступил кресло сыну миллиардера Джеймсу. Новая должность сопредседателя выглядела перспективной только для человека, собирающегося на почетную пенсию, но Кэри в 61 год явно хотел большего. 

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

«Ф-1» он принял в сложном состоянии: чемпионат сильно проигрывал другим крупным состязаниям на медийном поле, организаторы Гран-при страдали от чудовищных податей, в распределении доходов среди команд царил дикий дисбаланс, топовые коллективы ежегодно выкидывали сотни миллионов долларов на ветер, а маленькие неумолимо приближались к банкротству. 

На его счастье, «Формула-1» при этом отлично зарабатывала – так что поначалу американец просто послушал боссов команд, а уже затем принялся за дело: подключил Росса Брауна к созданию нового свода технических правил, дал добро на наращивание активности в медиапространстве (прежде всего в интернете и соцсетях), а сам принялся за сложные переговоры с руководителями коллективов. 

Кэри поставил перед собой задачу построить для «Ф-1» новый фундамент и обязать главных участников выступать до середины следующего десятилетия, но переговоры шли тяжело. Топ-команды не желали значительно сокращать расходы и свою долю в призовых деньгах, а американский менеджер четко придерживался однажды выбранной линии поведения и не намеревался идти на компромиссы. 

В начале 2020-го Кэри столкнулся с новой глобальной проблемой: пандемия коронавируса привела к отмене многих Гран-при – в том числе австралийского, на который «Ф-1» приехала в полном составе. Объявление о сворачивании этапа в Мельбурне далось с большим трудом – споры длились до поздней ночи, и утром перед телекамерами предстал изможденный человек с темными кругами под глазами. Он держал руки в карманах и стоял, отвернувшись от организаторов, словно демонстрируя несогласие с принятым решением – в его поведении чувствовалось глубочайшее разочарование из-за предстоящих потерь «Формулы-1». 

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Коронавирус скосил и «Ф-1»: первую гонку отменили. Работа боссов серии – полный провал, у команд будут дыры в бюджете

Следующие месяцы наверняка вытянули из Кэри почти все жизненные силы: он совершил множество перелетов по всему миру, пытаясь перекроить календарь, а параллельно продолжал переговоры с командами. К концу лета ситуация почти нормализовалась: все коллективы поставили подписи под новым Договором согласия, а порядок проведения Гран-при установили до конца года. 

Вероятно, в тот момент Чейз ощутил, что настало лучшее время зафиксировать некие итоги – в глазах общественности он выглядел бесспорным победителем, которому удалось справиться и с последствиями пандемии, и с непокорными командами, и с внедрением нового регламента. Человеку, для которого «Ф-1» оставалась всего лишь очередной работой, но не единственной страстью – лучшей возможности покинуть должность не было. Его уровень как функционера (в том числе и кризисного) возрос до небывалой высоты – и после небольшой паузы он наверняка сделает еще один шаг вверх по карьерной лестнице. 

Знал ли Кэри о предстоящем уходе «Хонды» до официального объявления? Вероятно, да. И не исключено, что это тоже сыграло роль в срочном завершении поиска преемника и намерении сдать ему все дела. Искать нового моториста для токсичных руководителей «Ред Булл» под непременную головную боль будет другой человек.

«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды». Зато Квяту теперь проще сохранить место

Новый босс «Ф-1» – интеллигентный управленец с мягким характером 

В последнее время многие болельщики «Феррари» с теплотой вспоминают Стефано Доменикали: под его руководством Скудерия трижды максимально близко подбиралась к победе в чемпионате мира – в 2008-м Фелипе Масса на 30 секунд ощутил вкус титула, а в 2010-м и 2012-м в заключительных гонках поражение терпел уже Фернандо Алонсо. 

Эти неудачи остаются главными спортивными достижениями в Маранелло в последние годы – ни Марко Маттиаччи, ни Маурицио Арривабене, ни тем более Маттиа Бинотто не смогли дотащить «Феррари» до конца каждого своего сезона в статусе «все еще не потерявшей шансы на титул». 

Однако, похоже, многие действительно важные неудачи Доменикали уже позабылись: именно при нем Скудерия боролась за титулы лишь раз в два года, и именно с ним команда провалила самый важный и главный переход в современной истории «Ф-1» на гибридные турбодвигатели, последствия которого красные в каком-то смысле разгребают до сих пор.

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Отличительные черты Стефано – большой ум и мягкий характер – привели сначала к его возвышению, а затем и к гигантскому структурному кризису в Скудерии в 2014-м. 

Доменикали появился в «Феррари» в 1991 году в финансовом отделе, но через несколько лет благодаря умению выстраивать отношения с людьми достиг должности тим-менеджера, а затем и спортивного директора. Его знание правил, умение поощрять талантливых сотрудников и страсть к гонкам (он родился в Имоле, рядом с трассой «Ф-1» – что практически и предопределило жизненный путь) помогли «Феррари» добиться великих побед в эпоху Михаэля Шумахера. Выбор Доменикали в качестве нового руководителя команды после Жана Тодта в конце 2007-го казался логичным, но в Скудерии либеральные боссы редко добиваются успеха. 

Ригидная структура, созданная Тодтом и Брауном, при Доменикали стала расшатываться: новому руководителю не хватало авторитета, чтобы вселить дополнительную уверенность в своих людях, а когда президент компании Лука ди Монтедземоло требовал крови – не хватало сил дать отпор. После нескольких сезонов без титулов Стефано начал совершать серьезные ошибки, одной из которых стало увольнение технического директора Альдо Косты (впоследствии инженер стал автором чемпионских болидов «Мерседеса»). Наконец, он не уследил за жизнью моторного подразделения компании – оно не справилось с разработкой конкурентоспособной гибридной силовой установки. 

После его отставки сменщикам было легче построить гоночную команду с нуля, чем пытаться переделать полуразрушенную структуру – таково было наследие Доменикали. 

Впрочем, у Стефано были и важные успехи. Вскоре после начала работы на посту руководителя «Феррари» он сумел погасить войну с «Маклареном» – вместе с Мартином Уитмаршем не просто помирил соперничающие организации, но даже добился открытости в отношениях: сотрудники из Маранелло и Уокинга ездили друг к другу на экскурсии и делились совместным опытом. 

В конце 2014-го Стефано ушел работать в «Ауди», а через два года занял кресло генерального директора «Ламборгини» (итальянская компания входит в немецкий концерн) – под его руководством автопроизводитель наконец-то выпустил в производство кроссовер Urus, а в 2019-м добился существенных продаж автомобилей и заметного роста прибыли. 

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Кроме того, Стефано одновременно трудился в Международной автомобильной федерации (ФИА) и помог реструктуризовать молодежные серии: GP2 стала называться «Формулой-2», а ступенькой ниже расположилась переформированная «Формула-3» (созданная на базе GP3 и европейской «Ф-3») – это позволило создать четкую карьерную лестницу для юных пилотов. 

Доменикали поможет «Феррари» победить в чемпионате мира? 

Выбор Стефано на место Кэри лишь на первый взгляд может показаться неожиданным. В действительности в назначении проглядывается логика: Жан Тодт (президент ФИА) и Росс Браун (спортивный директор «Ф-1») не могли упустить шанс подсказать «Либерти» хорошо знакомого им талантливого администратора, к тому же лишенного амбиций по захвату спорта в свои руки. 

Брауну будет куда проще работать с Доменикали, чем, например, с хитрым Тото Вольффом (которого называли возможным будущим боссом чемпионата мира). Более того, Росс уже когда-то сотрудничал со Стефано, и потому хорошо знает возможности и способности бывшего подопечного. Работать с человеком, не стремящимся затевать смуты и политические интриги – бесценно. И Браун это знает. 

Разумеется, от предположений и обвинений в фаворитизме к «Феррари» Доменикали не избежит, тем более что одной из задач босса «Формулы-1» будет создание экосистемы, в которой ни одна из команд не сможет вырваться далеко вперед. Это значит, что Доменикали и Браун будут всеми доступными (честными) средствами искать возможность притормозить «Мерседес» – как прежде в «Ф-1» пытались слегка придавить «Ред Булл». А если каким-то чудом на позицию лидера пелотона вырвется «Феррари» – перед боссами встанет задача замедлить уже ее. 

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

«Теперь мы из браконьеров перешли в егеря. И будем думать не о собственной выгоде, а о благе всего спорта», – однажды отметил Браун. Об этом же наверняка будет думать и Доменикали. 

Прогнозировать итоги его руководства сейчас невозможно, но грядущая смена стиля управления несомненна – после авторитарного Экклстоуна и неуступчивого Кэри работать с командами будет интеллигентный человек, стремящийся к компромиссам без злоупотребления методом кнута. Возможно, он провалится – и тогда Берни окажется прав (что в «Ф-1» нужен диктатор). Но для устойчивого развития серия должна стать более гибкой и демократичной. Назначение Доменикали – первый шаг в попытке сделать чемпионат саморегулирующимся. 

Что будет с Кэри? 

До официальных объявлений (которые вряд ли придут раньше следующего года) мы можем немного пофантазировать. 

Недавно «Либерти» приобрела небольшую долю в одной из маленьких команд «Индикара». И при этом не выказала никаких дополнительных планов. 

А что если это один из следующих важных шагов в экспансии медиакорпорации в автоспорте? Может быть, после недолгого присутствия в качестве миноритарного совладельца маленькой команды контролируемая Мэлоуном организация выкупит весь «Индикар», а еще через десяток лет объединит его с «Формулой-1» и «Формулой E»? 

Представить подобное сегодня сложно, но истории о слиянии серий ведутся уже давно, и можно ли полностью исключить сенсационную историю о превращении и без того большого спорта в глобальное гоночное зрелище в будущем? 

У «Ф-1» новый босс – бывший шеф «Феррари». Он поможет Скудерии вернуться к победам или просто замедлит «Мерседес»?

Кэри, уже доказавший способность быстро решать важные вопросы в хитровыстроенной системе «Ф-1», вполне может сгодиться на роль сначала руководителя «Индикара», а затем и объединителя трех серий. 

У больших империй всегда есть большие планы. Иногда они исполняются.

Редкое душевное интервью Себастьяна Феттеля: о провале в «Феррари», фермерстве и нелюбви к славе

Брат Льюиса Хэмилтона – гонщик с ДЦП. Врачи считали, что он не сможет даже ходить, а он прорвался в автоспорт без денег семьи