Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

На «Шелковый путь» приехали сильнейшие.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

В Иркутске стартовал ралли-рейд «Шелковый путь» – самый красивый многодневный автомарафон. Участники проедут по сибирской тайге, навестят Байкал, пролетят по степям Монголии и завершат заезд 16 июля на плато в китайском городе Дуньхуан после визита в пустыни Гоби и Алашань.

Гонщиков ждут более 5 000 километров разнообразных дорог — песков и дюн, вязкого покрытия глиняной пустоши, острых скал каменистого предгорья, ухабистых и полных скрытых холмов и впадин степей, а также лесов и сибирских грязевых разливов. «Шелковый путь» пересечет 5 климатических зон, преодолеет перепады высот в 1300 метров и поджарит лучших раллистов планеты адскими температурами за 45 градусов по Цельсию — словом, испытает рискнувших доехать до финиша смельчаков по полной. Российско-монгольско-китайский рейд – один из самых красивых, необычных и суровых в мире.

На громкое событие съехались отважные спортсмены: 58 экипажей внедорожников, 16 грузовиков и 38 мотоциклистов (и квадроциклистов) — всего 290 заявившихся. Конкуренция получится неслабой: многие блестящие раллисты рвутся за главным призом в виде золотого тигра. Сходу может быть трудно разобраться в силе каждого участника: одна только «Тойота» привезла 12 экипажей, и каждый из них способен поехать невероятно быстро и забраться очень высоко. Конечно, если вы отлично разбираетесь в ралли-рейдах и внимательно следите за портфолио японской команды, то можете сразу листать в конец текста и узнавать, как можно выиграть годовой запас топлива благодаря вашей страсти к гонкам, но если же имя «Язид Аль-Раджи» вызывает в вас ассоциации с арабским банком, вам определенно стоит познакомиться с крутейшими гонщиками по бездорожью повнимательнее. Мы сейчас все расскажем.

Главные фавориты

Супергерой «Дакара» и безбашенный конкурент

Легендарный Нассер Аль-Аттия участвует в ралли не из-за стремления заработать деньги: его двоюродный брат — эмир Катара Тамим Аль-Тани, а состояние всего клана оценивается свыше 30 миллиардов долларов. Но Нассера трудно назвать рента-драйвером, побеждающим исключительно за счет техники экстра-класса: в рейдах такое просто не срабатывает, а регалии Аль-Аттии слишком красноречивы. За последние 15 лет он выиграл титулы во вторых дивизионах классических ралли PWRC и WRC-2, дважды забирал Кубок мира по ралли-рейдам (сейчас уверенно идет за третьим), трижды приезжал первым на «Дакарах», трижды заканчивал рейд вторым и выиграл аж 33 этапа!

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Помимо крупнейших трофеев Нассер собрал бесчисленное количество призов на ближневосточных ралли, бахах и однодневных рейдах (26 побед за последние 8 лет). Более того, Аль-Аттия блестяще показал себя не только в гонках: в 2012-м выиграл бронзовую медаль на лондонской Олимпиаде в стендовой стрельбе, а в 2013-м в первой попытке оказался вторым в чемпионате мира по гонкам на катерах класса SuperBoat (их еще называют «морской «Формулой-1»).

Из крутых соревнований мегазвезде не покорился только «Шелковый путь»: катарец занимал вторые места в 2010-м и 2018-м — но теперь во всеоружии прибыл в Россию на внедорожнике «Тойота» Hilux и готовится добраться-таки до золотого тигра.

В чем же главная сила Нассера? Если по-простому, раллисты прозвали его «Эмиром пустыни» за невероятные способности гнать по зыбучим пескам и почти не терять драгоценное время. Уровень хардкорности любого рейда измеряется в количестве застреваний Аль-Аттии в песках: если больше одного — то этап официально считается сложным и практически непроходимым. Его имя уже стало синонимом песчаного вездехода — Нассер хорош в пустынях всех типов.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Именно поэтому катарец и легко выиграл «Дакар»-2019: олдскульный марафон вернули к старой африканской традиции «не менее 70 процентов — пески», и рожденный на Аравийском полуострове супергерой воспользовался ситуацией, пролидировав на 9 участках из 10.

На «Шелковом пути» повторить унижение соперников не выйдет: пески в маршруте приберегли на вторую половину маршрута — и к ним придется прорываться сквозь тайгу, грязные сибирские дороги, степи и скалы. Конечно, вряд ли все это напугает победителя бах Казахстана и «Северного леса» в Карелии, но преимущество над конкурентами вряд ли станет подавляющим.

К слову, соперники тоже сильные. 

Чемпион «Шелкового пути»

Гонщик из Саудовской Аравии Язид Аль-Раджи занялся рейдами в 2015-м — и в прошлом сезоне вышел на пик формы, выиграв «Шелковый путь» и Ралли Казахстана. Всего за карьеру он победил в 11 состязаниях на Ближнем Востоке, и явно будет одним из главных фаворитов «Дакара-2020» у себя на родине.

Язид отлично едет по песку и другим пустынным дорогам, но у саудовца есть серьезная слабость — вспыльчивый характер. Если заезд идет по плану Аль-Раджи, то он быстр, сконцентрирован и способен разделать любую легенду с преимуществом в час-два, но при малейшей ошибке злится и теряет контроль над собой. Тогда он часто рвет по трассе сверх предела, стараясь наверстать упущенное время, и временами превращается в Мензиса. Например, на «Дакаре-2018» он в попытке отыграться слишком резко спрыгнул с обрыва на прибрежном этапе — в результате машину чуть не смыло в океан.

Но на «Шелковом пути» все должно быть по-другому: Аль-Раджи приехал в составе команды «Овердрайв» на «Тойоте» Hilux, зарекомендовавшей себя на предыдущих южноамериканских рейдах в качестве сверхнадежной техники. Если машина не подведет — Язид запросто может оформить вторую победу подряд.

Фавориты в зачете грузовиков

Легендарная команда «КАМАЗ-мастер» доминирует не только на «Дакаре»: «синяя армада» выиграла 7 российско-китайских ралли из 8 (уступила старому сопернику чеху Лопрайсу лишь в 2011-м) и явно собирается продолжать серию. В Иркутск концерн из Набережных Челнов направил сразу четыре экипажа под управлением победителя прошлого «Шелкового Пути» Андрея Каргинова, двукратного вице-чемпиона рейда Антона Шибалова, победителя «Дакара-2015» Айрата Мардеева и Сергея Куприянова. Сомнений нет: «Камазы» и в 2019-м будут фаворитами — даже несмотря на целый ряд рискованных технических новшеств от новой подвески кабины до полностью автоматической коробки передач.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Главным соперником «армады» станет Мартен ван ден Бринк на «Рено» – он уже приезжал на подиум «Шелкового пути» в 2016-м.

Еще одним опасным конкурентом, о котором редко вспоминают, станут белорусские «МАЗы»: их редко записывают в фавориты, однако в 2018-м Сергей Вязович довел самый жесткий «Дакар» в истории до второго места. «Бело-красные» привезут в Иркутск три экипажа — одним из них станет экспериментальный капотный грузовик, способный преподнести множество сюрпризов.

Русский фаворит в зачете мотовездеходов

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

В новом издании «Шелкового пути» дебютирует класс гонок на легких багги — и самым быстрым экипажем здесь видится чемпион «Дакара-2017» в квадроциклах Сергей Карякин. После перехода на более массивные четыре колеса екатеринбуржец не потерял в скорости: шел в топе последнего рейда по Южной Америке первые шесть этапов, а затем перевернулся и столкнулся с целым валом технических проблем. Неполадки — настоящая проблема команды Сергея Snag Racing: они преследуют и на региональных ралли, и даже на первом этапе российского чемпионата Can-Am X Race — по скорости же с Карякиным вряд ли кто сравнится. Если ребята сумеют победить-таки сноровистый нрав «Маверика», то запросто одолеют и степи с пустынями.

В мотоциклах — все сильнейшие

После включения «Шелкового пути» в расписание чемпионата мира по ралли-рейдам с двойными очками все заводские команды, участвующие в «Дакаре», выставили сильнейший состав на старт в Иркутске. Пропустят рейд лишь Тоби Прайс и Пабло Кинтанилья — они восстанавливаются от серьезных травм, полученных в Южной Америке (Тоби целый рейд проехал с серьезным переломом правой руки, а Пабло оооочень неудачно упал с дюны).

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

В остальном же представительство мотоциклистов самое серьезное: чемпион «Дакара» Сэм Сандерленд (на фото), чемпион американских серий Эндрю Шорт, победитель 22 этапов «Дакара» без главного первого места Хуан Барреда, победитель двух этапов «Дакара» Адриен ван Беверен, гонщики из топ-10 Лусиано Бенавидес, Лайя Санс и Ксавье Ле Сутре, всевозможного чемпиона эндуро-рейдов Южной Америки Франко Кайми и многих других байкеров, способных выстрелить в самый неожиданный момент.

За кем еще последить

Танковый офицер из Амурской области

Топовые классы внедорожников давно стали полем битвы заводских команд и лучших гонщиков, но рейды сильны не только профессионалами. Настоящую глубину гонкам вроде «Дакара» и «Шелкового пути» придают отважные любители, удивляющие даже опытных пустынников смелостью и решительностью.

Есть такие и в России: танковый офицер Сергей Шалыгин и ученый-кибернетик Артем Канивец из Тынды Амурской области собираются уже на десятый «Шелковый путь» подряд. Каждый раз они выходили на старт практически на стоковой «Тойоте» Land Cruiser 80 (в прошлом личном авто Шалыгина), которую энтузиасты полностью сами и подготовили — причем в каждом из ралли у них не было ни технички, ни механиков. Более того, в процессе каждого из рейдов амурский экипаж не пользовался чьей-либо помощью, но при этом прославился как самый дружелюбный в пелотоне — Шалыгин и Канивец ни разу не отказали в подмоге даже прямым конкурентам!

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Может, в итоговой общей классификации они и не прописались в топ-10, зато финишировали в абсолютно каждом своем «Шелковом пути» – а ведь даже не всем легендам вроде Аль-Аттии такое удается. Просто «Тойота» амуровчан пережила все девять рейдов без смертельных поломок, а мелкие сбои офицер с ученым успешно побеждали.

Наверное, любому болельщику (не только российскому) захочется, чтобы экипаж из Тынды добрался и до финиша десятого рейда подряд.

Экстремал-путешественник

На «Шелковый путь» едут и те, кому итоговый спортивный результат не так важен — намного интереснее бросить себе вызов, проверить выдержку и характер в сложнейших условиях и получить новые впечатления. Одним из таких стал российский путешественник Богдан Булычев — член совета по развитию туризма Ярославской области, организатор и участник множества экстремальных экспедиций.

На счету магаданца пересечение всей России по 59-й широте, поездка по «Полюсу холода России» (север Якутии), марш-бросок из Лиссабона в Магадан (осилен за 7 дней, 22 часа и 58 минут!), прогулка на стоковом авто «Тойота» Hilux по крупным горным системам Памир и Тянь-Шань, заезд на том же внедорожнике по самому северному континентальному поселению — Диксону. Главным достижением Богдана стала умопомрачительная велоэкспедиция на Северный полюс, да и предложение свой жене он сделал в процессе одного из бросков на льду моря Лаптевых — неудивительно, что с такими экспериментами путешественник легко раскрутил ютуб-канал до 165 тысяч подписчиков, а инстаграм — до 236 тысяч.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

С таким обширным опытом Булычев не пропадет ни в сибирской тайге, ни в монгольских степях, ни в китайских горах и пустынях. И после финиша «Шелкового пути» и техосмотра внедорожника «Тойоты» Богдан тут же отправится в новую экспедицию на Северный полюс! Стальной человек.

Японский волшебник

Акира Миура — король класса Т2, в котором выступают стандартные внедорожники с минимальными улучшениями. К 36 годам он успел поездить на девяти «Дакарах» и выиграл легендарный рейд дважды в качестве штурмана и еще раз как пилот. На «Шелковом пути» он тоже соревновался много раз: в 2016-м, например, занял второе место.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Сильная сторона японца — умное обращение с машиной при подготовке и пилотаже. Миура настолько тонко чувствует Land Cruiser 200 и его настройки, что извлекает из надежной техники максимум — у него редко бывают механические отказы или ключевые поломки. Самым серьезным испытанием для Акиры обычно становятся аварии и проколы.

Но и с ними японец сражается при случае — например, посмотрите, как он на трех колесах завершал пятый этап «Шелкового пути» 2017 года.

К тому моменту все запасные шины экипаж Миуры уже использовал, машине пришлось проехать около 70 километров в подбитом состоянии. И «Тойота» дотянула до финиша! Ночью Акира поменял колесо с подвеской и продолжил борьбу — пока не сошел в последний день из-за аварии. Трудностями его не напугать, так что если ищете ярких рейдовых историй — следите за аитийцем, он точно что-нибудь преподнесет.

Первая девушка, преодолевшая «Дакар» без помощи механиков

Анастасия Нифонтова прославилась в январе после финиша южноамериканского рейда: она первой в истории «Дакара» заявилась на старт самой сурового, жесткого и беспощадного класса Original (полная дистанция рейда без какой-либо помощи механиков — исключительно самостоятельная навигация и ремонт мотоцикла) в общий зачет и выступила среди мужчин. Более того, она добралась до финиша — тоже первой в истории — с довольно неплохим девятым результатом. Всего в Original стартовало 32 смельчака, но клетчатый флаг увидели только 16 гонщиков.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

5000 км на мотоцикле по пустыне. Русская девушка проехала самую жесткую гонку «Дакара»

На новом издании «Шелкового пути» Нифонтова снова поедет на мотоцикле в самом суровом классе. Видимо, трудности пришлись ей по душе, ведь в 2018-м Анастасия ездила по российскому рейду на «Тойоте» Land Cruiser 200 в классе «почти стоковых внедорожников» T2 и претендовала на победу (или хотя бы подиум), однако гонщицу подвел кастомная прокачка мотора для повышения мощности — карта зажигания оказалась неверной, машина постоянно работала на повышенных оборотах и силовая установка предсказуемо перегрелась и встала.

Надеемся, на привычном байке таких трудностей не возникнет. Да и почему бы не поболеть за россиянку, творящую историю?

Бывший гонщик «Формулы-3»

Пилоты из серий с открытыми колесами редко переходят в ралли или заезды на выносливость — в основном их интересуют кольцевые серии вроде «Индикара», WEC, ДТМ и аналогов. Но иногда кто-то пробует раллийную машину — и влюбляется.

Именно это и произошло с итальянцем Марком Пьяной: он до 21 года гонялся в «Ф-3» и показывал неплохие результаты, пока товарищ по серии Джакомо Висмара не взял его с собой на пролог ралли «Париж-Дакар». Парень моментально забросил открытые колеса, купил грузовик и в 1998-м впервые вышел на старт рейда в роли экипажа поддержки.

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

С тех пор Пьяна занимался исключительно заездами по пересеченной местности: он работал «техничкой» у Висмары и других знакомых гонщиков, а в 2004-м основал компанию Xtremeplus, организующую поддержку любых участников «Дакара». Настоящее восхождение бизнеса Марко началось с «Шелкового пути»-2011, когда итальянец впервые попробовал себя в роли «технички» для багги — и моментально стал лидером в новой сфере. С 2012 года его протеже выиграли шесть «Дакаров» и столько же чемпионатов мира по рейдам на мотовездеходах.

В 2019-м Пьяна решил попробовать себя не только в роли поддерживающего персонала, купил Land Cruiser и выйдет на старт «Шелкового пути» в классе T2. Кто знает — вдруг российский рейд снова окажется поворотным в его карьере?

Остальные гонщики «Тойоты»

Многие зрители любят болеть не за фаворитов, а за темных лошадок — ведь так намного интереснее следить и переживать, а в случае внезапного сюрприза можно рассказывать друзьям о своих провидческих талантах. Если не хотите делать выбор наугад — то обратите внимание на экипажи на «Тойотах».

Причина проста: в ралли успех как минимум наполовину определяется надежностью машины, а именно японские Hilux и Land Cruiser зарекомендовали себя как самые надежные авто на предыдущих рейдах — примеры Шалыгина и Миуры доказывают это на деле. В 2017-м 23 внедорожника «Тойоты», переданных организаторам наездили на составлении маршрута и в процессе рейда более 250 тысяч километров и ни разу не сломались!

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Именно поэтому фактически каждый обладатель японского авто автоматически зачисляется в список скрытых фаворитов — а в новом издании «Шелкового пути» на «Тойотах» поедет немало сильных гонщиков: отлично знающие пустыню Гоби китайские раллисты Чэнь Фен, Вейджи Хуань и Вубин Лянь, король монгольских степей Оргил Энхбат, колумбийский степной фермер и участник «Дакара»-2014 Антонио Мармолехо Толедо и голландец Эрик ван Лун, который чуть не побил Аль-Аттию на Ралли Абу-Даби 2015 года, брал подиумы на пустынных Ралли Египта и Морокко и стал четвертым на «Дакаре» 2015-го. Каждый из них может выстрелить и вмешаться в борьбу за топ-3 хотя бы в классе T2.

Уже выбрали своего фаворита? Тогда и вы можете что-то выиграть.

Специально для фанатов «Шелкового пути» «Тойота» запустила конкурс «Топлю за топливо».

Фавориты главного российского ралли: супергерой «Дакара» против действующего чемпиона

Вам запросто может достаться годовой запас топлива от «Газпромнефти» или один из трех фанатских наборов из статуэтки «Шелкового пути», рюкзака с автографами лучших раллистов «Тойоты» и приветственной карты от «Газпромнефти». Более того, в каждый день «Шелкового пути» «Тойота» будет выбирать самую креативную фотографию и награждать автора толстовкой из собственной коллекции.Если вы уже выбрали фаворита — быстрее воспользуйтесь возможностью, а если все-таки еще не определились — всегда можете прочитать текст еще раз. Он точно поможет.

Информацию об организаторе конкурса, о правилах его проведения, количестве призов, сроке, месте и порядке их получения можно узнать здесь.

Самый суровый, трудный и беспощадный ралли-рейд в мире