Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Снова ошибся и проиграл бездну времени напарнику.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Что нужно для победы в «Формуле-1»? Попасть в быструю машину (желательно лучшую), приехать на подходящую трассу, выпросить у команды хороших механиков и расположить их к себе, долго и упорно разрабатывать со стратегами десятки планов на любой случай форс-мажора и потом постараться не допускать ошибок на трассе — или хотя бы зафэйлиться меньшее число раз, чем главный соперник.

У «Феррари» в последние три сезона все относительно в порядке с большинством из этих пунктов — регулярно подводят только последние два. Себастьян Феттель много раз испытал на себе всю гениальность решений командного мостика, да и сам неоднократно запарывал перспективные заезды авариями, разворотами или другими пилотажными ошибками.

Гран-при Бельгии не стал исключением: даже с быстрейшей машиной и местом на первом стартовом ряду четырехкратный чемпион сумел вылететь с подиума и проиграть ближайшему «Мерседесу» 14 секунд — хотя даже безупречные симуляции отрезков на базе чемпионов прогнозировали итоговый отрыв на уровне 4 секунд.

Как же Феттелю это удалось?

Ошибки и безответственные атаки

Невзгоды Себа начались еще в квалификации, где он из-за трафика и мини-блокировок проиграл поул Шарлю Леклеру с космическим отрывом в 0,7 секунды. Казалось бы, на старте гонки у немца был шанс отыграться, но недавний лидер «Феррари» провел его просто ужасно — и вошел в первый поворот уже третьим.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Более того, вместо умного тактического отступления Себ пошел до конца — и оказался за пределами трека.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Ему вообще повезло, что неудачные первые метры стоили только одной позиции — да и ее он вернул на следующей прямой благодаря чудо-мотору.

Затем ему повезло снова: из-за аварий Кими Райкконена с Максом Ферстаппеном, а также из-за схода Карлоса Сайнса на трассу выехал автомобиль безопасности. Так Феттель получил еще один шанс на атаку Леклера, но вместо подготовленного и мастерского маневра мы увидели лишь очередной бросок вплоть до блокировки шин.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Подобное мы уже видели на стартах в Китае и Испании, когда Себ занимал неудобную траекторию и пытался опередить конкурентов за счет перетормаживания. Каждый раз тактика немца не срабатывала, и каждый раз он говорил, что должен был попытаться и других шансов у него было. Естественно, в первый раз трудно было ему не поверить после катастрофы из старта сезона, но второе повторение той же ошибки с тем же эффектом уже нельзя списать на «единственный шанс». Это самое настоящее отчаяние — ведь Феттель не мог не понимать, что даже в случае успеха его шины сильно повредятся из-за блокировки, быстрее износятся и еще сильнее его замедлят.

Так происходило каждый раз, и ровно то же самое случилось в Бельгии: после еще нескольких блокировок Феттель начал жаловаться на работу шин, и даже Хэмилтон по радио отметил: скорость оппонента оказалась далекой от прогнозируемой.

Ошибку Себа попытались прикрыть опрометчивой тактикой

После повреждения покрышек на болиде №5 стало ясно: консервативную стратегию четырехкратный чемпион уже не потянет. «Феррари» занялась поиском альтернативы, и в тот самый момент как раз началась первая волна пит-стопов: Нико Хюлькенберг и Пьер Гасли первыми отправились в боксы и выиграли очень много времени у оппонентов. Командный мостик Скудерии решил перейти на план с ранним пит-стопом и зазвал Феттеля, одарив его свежим «медиумом» – и Себ в самом деле поехал быстрее всех в топ-4, быстро выиграв у Леклера более 9 секунд.

Вот только лидер «Феррари» не смог удерживать шины в комфортном температурном окне и за 10 кругов катастрофически их износил. Как только напарник съездил на пит-стоп, то моментально догнал №5 — команде пришлось даже просить Феттеля пропустить Леклера.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Следом буквально через два круга немца нагнал и Льюис Хэмилтон. В этот момент Скудерия могла зазвать четырехкратного чемпиона на еще один пит-стоп ради шанса побороться за подиум в конце заезда, но до финиша было еще очень долго (15 кругов на Спа — целая вечность), а всем к тому моменту стало ясно: Себ не сумеет побороться за победу. Тогда «Феррари» приняла единственное верное решение: оставила немца на трассе сдерживать «Мерседесы» до последнего, а уже потом снова поменяла ему колеса.

Кстати, даже на «софте» против «медиума» соперников Феттель ничего не смог сделать (кроме быстрейшего круга в завершающей части заезда) и остался в 14 секундах от Боттаса, хотя симуляции соперников прогнозировали итоговой отрыв от финна в 4 секунды. Похоже, с новым пакетом обновлений SF90 окончательно перестала подходить Себастьяну, и с адаптацией пилотажного стиля тоже возникли проблемы.

Феттель потерял скорость из-за обновлений «Феррари». Машина не подходит его пилотажному стилю

Но вряд ли в Маранелло довольны его результатами.

Первое место все равно досталось Скудерии

Правда, вряд ли итальянская команда в ближайшие дни будет заострять внимание на проблемах бывшего лидера. У алых наконец-то появился повод как следует отпраздновать: Шарль Леклер принес первую победу в сезоне.

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

Дебютная победа Леклера в «Формуле-1»: выиграл поул, уверенно лидировал и сдержал Хэмилтона

Казалось бы, в такой «Феррари» с хаосом в стратегическом штабе монегаск может доехать на первом только чудом, но все-таки нет. На самом деле существует одна схема, при которой можно добиваться успеха даже с персоналом с повышенным уровнем раздобайства: надо просто следовать по трассе почти без ошибок и не провоцировать ситуации, в которых командный мостик в панике экстренно вынужден что-то придумывать (так регулярно делает Феттель, и исход обычно печален).

Оказывается, все стратегические решения во время Гран-при Германии принимал сам Феттель. «Феррари» никак ему не помогала

Леклер мастерски провел гонку: отбился от Феттеля на рестарте, держал комфортный ровный отрыв и не переступал черту в требованиях от шин. В результате он целиком и полностью преодолел заезд в изначально разработанном заранее консервативном плане и минимизировал риски — командному мостику оставалось только передавать ему информацию и позвать в боксы в запланированный момент.

С учетом постоянных и многолетних неурядиц «Феррари» по части реакции на непредвиденные обстоятельства или сложную ситуацию на треке такой консервативный подход – единственный шанс на победу. И Шарль умело им воспользовался.

Леклер завершил переход на роль первого пилота?

В середине гонки у Скудерии выдался сложный с точки зрения внутреннего менеджмента момент. Из-за разных тактик стартовавший с поула и стремительно сокращавший разрыв монегаск оказался позади напарника, и командный мостик оказался перед выбором: приказать Леклеру оставаться на втором месте, разрешить пилотам сражаться или потребовать у Феттеля прижаться к обочине. В начале и середине сезона Скудерия обычно выбирала первое, либо упорно держала Шарля за Себом, пока количество потерянных секунд не превышало количество времени, нужное для двадцатикратного произношения фразы «Да ладно, вы что, издеваетесь?».

Феттеля больше нельзя назвать первым пилотом «Феррари». Он сдерживает команду и провоцирует неправильные решения

В Бельгии все изменилось. Маттиа Бинотто и гоночные инженеры не вступили в длительную и неловкую полемику с пилотами — Феттелю выдали четкий приказ посторониться, а Леклера предупредили о грядущем размене позиций. Все переговоры заняли не больше круга — и это явно плохой признак для лидерских амбиций №5.

Да, четырехкратный чемпион проводит крайне неудачный отрезок сезона: помимо разгрома в бельгийской квалификации он уступил в Венгрии и не составил вообще никакой конкуренции в Великобритании, Австрии и Франции. В гонках же Себ реально выглядел лучше только три месяца назад в Канаде — в остальных случаях Шарль либо соответствовал уровню старшего товарища, либо превосходил его (да, и вплоть до аварии на Гран-при Германии тоже).

Вот и теперь Леклер спокойно отбился от титулованного напарника и вел гонку даже безо всяких вопросов по радио о внезапном откате на вторую позицию. Судя по всему, в Маранелло уже осознали, что могут полагаться на монегаска — по сути, ему достаточно провести лишь еще пару Гран-при в таком же стиле, чтобы окончательно превратиться в местного №1.

В таком случае от Феттеля можно ожидать практически любых действий: его реакция на изменения баланса симпатий внутри команды рискует стать потенциально сенсационной для зимнего перерыва. Не зря все-таки в паддоке всерьез и громко заговорили о переговорах между юристами Себа и консультантом гоночной программы «Ред Булл» Гельмутом Марко — в «Формуле-1» подобного рода слухи никогда не появляются на пустом месте.