Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире

Скудерия-бинго.

Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире

30 августа 2020 года «Феррари» официально провела худшую гонку за 10 лет. Нет, серьезно: пилоты Скудерии финишировали обоими болидами вне очковой зоны – Феттель приехал 13-м, а Леклер – 14-м. Последний раз подобное случилось в 2010 году: Фернандо Алонсо и Фелипе Масса расположились на 14-й и 15-й строчках по итогам Гран-при Великобритании. С того момента прошло 195 гонок.

Вот только квалифицировались тогда итальянские машины на 3-й и 7-й позиции (а не на 13-й и 14-й), а Алонсо установил лучший круг в гонке. Провалился же он из-за штрафа в виде проезда по пит-лейн за обгон за пределами трассы, да и оба пилота провели больше пит-стопов: когда весь пелотон проехал гонку с одной остановкой в боксах, Фернандо навестил механиков трижды. Фелипе вообще потерял кучу времени из-за прокола и съездил в боксы дважды.

Предыдущий катастрофический результат без непредвиденных чрезвычайных происшествий был на Гран-при Абу-Даби 2009-го, когда Кими Райкконен приехал 12-м, а Джанкарло Физикелла – 16-м. Правда, следующую гонку (уже в следующем сезоне с новыми правилами) итальянская команда выиграла.

У нынешней «Феррари» ситуация намного хуже: скорость SF1000 просто никакая. Настолько, что Феттеля и Леклера даже обставил Кими Райкконен на едва живой «Альфа Ромео» с тем же (слабым) мотором и примерно схожими проблемами с прижимной силой.

https://twitter.com/F1/status/1300068339117682688

А закончили заезд Себ и Шарль практически в одно время с главным аутсайдером – рента-драйвером Николасом Латифи на безочковом «Уильямсе». Феттель выиграл у него 5 секунд, а Леклер – 2,8 секунды. Не помогли даже особые настройки с минимумом прижимной силы – SF1000 хоть и разгонялся до 362 км/ч, но в реальности пилоты Скудерии не могли никого обогнать даже с DRS.

Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире

Представьте, как бы повернулась гонка, если бы более быстрый Джордж Расселл не сошел из-за жуткого невезения на 10-м круге! Скорее всего, и юниор «Мерседеса» объехал бы обе «Феррари», довершив образ отвратительного сезона.

Но на самом деле Скудерия не была бы Скудерией, если бы не создала проблемы и предпосылки к провалу еще и стратегией и тормознутой коммуникацией.

Тактика Леклера – смех, а Феттель паниковал и ругался с инженером ради особой тактики

Посмотрите на вот эту табличку со стратегиями на Гран-при Бельгии. Не видите здесь ничего странного?

https://twitter.com/pirellisport/status/1300094861983600641

Да, Леклер единственный из пилотов со свободным выбором шин почему-то вышел на старт на самом мягком и быстром составе – «софте». Теоретически, конечно, резина с высоким уровнем сцепления должна была здорово помочь монегаску с прорывом на первых кругах – так и случилось: №16 выдал лучшие первые метры в пелотоне и ворвался в топ-10.

Вот только радость длилась недолго: сперва с ним разделался Пьер Гасли, а потом Серхио Перес и Даниил Квят. Шарль вернулся на исходную 12-ю позицию (+1 еще до старта из-за схода Карлоса Сайнса) и оказался на изношенных покрышках против остальных конкурентов на более-менее выносливом «медиуме».

О чем думали в «Феррари» перед гонкой, предлагая Леклеру старт на «софте»? Спа – это не Венгрия, здесь много прямых и участков, где скорость напрямую зависит от скорости мотора. Также здесь и достаточно жестких точек торможения для атак. Хватает и зон DRS. Удерживать позицию не так просто (а точнее, совсем непросто) – недостаточно лишь попадать на апексы во многочисленных поворотах и вовремя нажимать на газ на выходах из виражей.

Если Шарля собирались оставить до 18-го круга на «софте» (базовая стратегия на гонку по версии «Пирелли»), то его под конец обогнали бы вообще все – №16 никак не смог бы защититься, если уже на первых кругах его объезжала «Альфа Таури» на «харде». А если его собирались перевести на две остановки (на 14-м круге для «медиума» и 30-м для нового «софта»), то Леклеру пришлось бы уже прорываться – а скорости у «Феррари» для такого трюка откровенно не хватало.

Так что ранний выезд автомобиля безопасности по сути спас итальянские задницы – можно было ставить «хард» по примеру конкурентов и сетовать после на не сработавший первоначальный план.

Хотя, с другой стороны, в «Феррари», кажется, и сами до конца не знали, что будут делать. Даже после пит-стопа у Леклера состоялся удивительный разговор с гоночным инженером.

Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире

Гоночный инженер: Шарль, мы рассматриваем планы B и C – оба.

Шарль: Да-да-да, но какой именно из них – они совсем разные!

Гоночный инженер: Мы рассматриваем оба!

Неизвестно, какой именно сценарий выбрали в итоге в Скудерии, но на 24-м круге Леклер снова заехал в боксы – но уже за «медиумом». И уехал в полном неудовлетворении долгой (10,5 секунд!) остановкой. Когда же он попытался узнать о причинах задержки – ему сказали: «расскажем позже».

Феттелю повезло с более понятной стратегией – его выпустили на трек на «медиуме» и поставили «хард» на 11-м круге. Казалось, ему можно спокойно ехать до финиша, выжимать из покрышек все возможное и надеяться на провалы конкурентов, но… Любые попытки Себа пообщаться с командным мостиком насчет нужного темпа или прочих вариантов наталкивались на предложения подождать, и в конце концов он не выдержал.

Себ: Да я никак не смогу никого обогнать, так что ##### подумайте о пит-стопе!

Инженер Себа: Окей, понял. Мы думаем. Лучшая стратегия – оставаться на трассе.

Себ: Ну, мы ничего не выиграем, если останемся на трассе.

Инженер Себа: Принял.

Но в итоге спор так ни к чему и не привел: №5 продолжал попытки получить более внятные инструкции и придерживался размеренного темпа ровно до того момента, пока покрышки совсем не потеряли температуру. Атаковать Райкконена оказалось уже невозможным.

Зато хотя бы Леклер нагнал напарника после медленного пит-стопа – хоть какое-то утешение для «Феррари». С другой стороны, в середине гонки в похожем моменте №16 даже пошел в атаку – и обе SF1000 даже слегка соприкоснулись.

https://www.instagram.com/p/CEhi5qejQMw/

Повезло – обошлось без последствий.

Коммуникация в «Феррари» – особый вид искусства

Уже насладились великолепным обращением Феттеля к командному мостику Скудерии? Это еще не все!

Знаете, почему Феттель и Леклер поменялись местами после выезда сэйфти-кара? На пит-стопе Шарля возникла заминка (он длился дольше пяти секунд), а следующий круг №16 оказался медленнее, чем петля Себа.

Но самое занятное произошло практически у пит-лейн: Скудерия изначально позвала обоих пилотов на пит-стоп на 10-м круге, но вот в таком положении Феттель услышал истерическое «Оставайся, оставайся!»

Худшая гонка десятилетия «Феррари»: темп как у главных аутсайдеров, хаос с планами на пит-стопы и злые пилоты в радиоэфире

Не совсем понятно, из-за чего именно гении из Маранелло передумали, но именно из-за поспешного решения Шарль в итоге оказался позади напарника.

К слову, Леклеру тоже не понравился долгий пит-стоп – когда он выехал с пит-лейн, то бросил по радио аналог «Да ладно! ##### #####» (проследуйте к черту) на французском.

«Выключи радио», – последовал ответ.

«Да, я не был особо вежливым, но все равно», – тут же сказал Шарль. Правда, после гонки все равно пришлось извиняться – хоть и через соцсети.

https://twitter.com/Charles_Leclerc/status/1300135510904627202

«Мне следовало выключить радио, я не специально, – написал монегаск. – Извините за радио!»

Но идеальное резюме гонки подбила реакция Леклера после финиша на любые попытки инженера рассказать ему о результатах – полное молчание.

Звучит как шансы на успех «Феррари» во всех ближайших гонках на итальянской земле (а их будет целых три), да и в следующем году.

Теперь Феттель и Леклер пролетают мимо топ-10 в квалификации. Для «Феррари» за счастье выбраться из первого сегмента

«Феррари» снова пришла к разным настройкам для Феттеля и Леклера. Болид Шарля теперь намного быстрее на прямых

«Феррари» теперь в тройке худших команд «Ф-1» во всех типах поворотов. Почти на уровне главного аутсайдера