Хэмилтона посвятили в рыцари благодаря кабинетной лазейке от премьер-министра. Спортсмен прошел по ней впервые

А все из-за трудностей с налогами.

2021-й новоявленный самый успешный гонщик «Формулы-1» Льюис Хэмилтон встретил без контракта с «Мерседесом», зато с долгожданным рыцарским титулом: после завоевания седьмого чемпионства его включили в традиционный новогодний наградной список для королевского утверждения – и все прошло без неожиданностей. Теперь к лидеру «Мерседеса» следует обращаться «сэр Льюис».

Хэмилтона посвятили в рыцари благодаря кабинетной лазейке от премьер-министра. Спортсмен прошел по ней впервые

Титул рыцаря считается в Великобритании высшим уровнем признания заслуг человека на государственном уровне, но выдается не только за прославление страны по части личных рабочих достижений. Претендент обязан отличаться идеальной репутацией и заниматься полезной общественной деятельностью – менять жизнь королевских подданных к лучшему еще и в личное свободное время. С активизмом у Хэмилтона никогда не было проблем, потому посвящение в рыцари фанаты ждали еще в предыдущем году.

Хэмилтона уже пора в рыцари: жертвует миллионы больным детям, продвигает веганство и очищает океан от мусора

Но после завоевания шестого титула королевская семья так и не вознаградила Льюиса. Правда, не сказать, чтобы семикратный чемпион «Ф-1» так уж сильно вожделел признания в Букингемском дворце.

«Когда речь идет о такой чести, я думаю о людях вроде своего деда, который служил в войну, я думаю о капитане Томе (Муре – ветеране Второй мировой, собравшем 30 миллионов фунтов на борьбу с COVID-19 – Sports.ru), который стал рыцарем и ждал этого 100 лет, – рассказал Хэмилтон в ноябре. – О людях, которые работают в больницах, о медсестрах и врачах, спасающих жизни в самое непростое время в истории. Я думаю о невоспетых героях и не считаю, что я – невоспетый герой. Я никого не спасал. Это невероятная честь, которой удостаивается небольшая группа людей».

До конца 2020-го главный британский гонщик современности оставался кавалером ордена Британской империи и только после повторения рекордов Михаэля Шумахера по победам и титулам в «Ф-1» его все-таки представили к посвящению. Но не совсем в обычном порядке: премьер-министр страны Борис Джонсон лично внес Хэмилтона в особый список, куда раньше спортсмены не попадали. И, похоже, без бюрократической помощи от главы правительства №44 вновь пролетел бы мимо посвящения.

У претендента на рыцарство в Великобритании должна быть идеальная налоговая ситуация. А у Хэмилтона по ним нет ясности

Вручение титула рыцаря на островах – не обычная пустая формальность вроде выдачи блестящего ордена и пары минут оваций от благодарной публики. Британцы всерьез проверяют и оценивают со всех сторон каждого претендента – и в ежегодный наградной список попадает лишь тысяча самых-самых.

Все последние годы Хэмилтон как раз не мог преодолеть бюрократические фильтры – комитет, составляющий списки будущих рыцарей-спортсменов, постоянно заворачивал №44 из-за невозможности полностью проверить его налоговые декларации и выплаты (обязательное условие для выдвижения). Проблема с доступам к отчетам Льюиса существует уже десяток лет – Управление Ее Величества по налогам и таможенным пошлинам неоднократно высказывалось о невозможности опровергнуть или подтвердить точность и правильность выплат со стороны семикратного чемпиона.

Хэмилтона посвятили в рыцари благодаря кабинетной лазейке от премьер-министра. Спортсмен прошел по ней впервые

Дело в том, что Льюис более десяти лет считается налоговым резидентом Монако и Швейцарии – в этих странах ставки на большие заработки значительно ниже британских 45 процентов. Более того, после слива «панамского досье» в 2017-м выяснилось: Льюис активно пользуется и оффшорами на Британских Виргинских островах и в других налоговых раях. После публикации документов поднялся большой скандал: Льюиса обвинили в недоплате 4,5 миллиона долларов налога на добавленную стоимость за личный джет Bombardier CL605 Challenger, на котором спортсмен летал с 2013-го.

Против чемпиона открыли расследование, но об итогах расследования до сих пор ничего не известно. Скандал утих еще три года назад, а новые подробности или объяснения так и не появились в публичном поле. Юрист оффшорной компании Хэмилтона прокомментировал ситуацию для L’Équipe словами: «Все идеально законно: выбирать арендный джет вместо покупки как раз для экономии на налогах». Но сам Льюис в 2019-м с гордостью рассказывал прессе о «продаже личного самолета для сокращения выбросов» – к сожалению, тему налогов он тогда не упомянул.

Зато в 2017-м №44 нашел слова для комментария информации из слитых офшорных документов.

«Люди не осознают: я плачу налоги здесь [в Великобритании], но я не зарабатываю здесь же все деньги. Я гоняюсь в 19 разных странах, так что зарабатываю в 20 разных местах, и плачу налоги тоже в разных местах. И здесь я плачу тоже много.

К тому же, я достаточно вкладываю в страну: помогаю поддерживать занятость более тысячи человек здесь. Я – часть большой картины».

Льюис имел в виду работников «Мерседеса» на базе в Бракли – и явно тогда имел право упомянуть еще и персонал моторного департамента в Бриксоурте, но все же немецкую команду «Ф-1» запустили за несколько лет до прихода семикратного чемпиона. К тому же, скорее всего, с окончанием карьеры Хэмилтона гоночная организация никуда не исчезнет – и она в том или ином виде сохранит место в гонках и после ухода Льюиса.

Хэмилтона посвятили в рыцари благодаря кабинетной лазейке от премьер-министра. Спортсмен прошел по ней впервые

«Мерседес» продал контроль над командой «Ф-1», но сохранил бренд в Гран-при и ключевого босса. А контракта с Хэмилтоном все нет

В реальности же №44 никак не ответил на претензии в непрозрачности налоговых дел. В 2008-м он получил орден Британской империи именно как резидент Великобритании (и расширил присутствие в различных юрисдикциях через несколько лет) – при нынешней отчетности Льюис, скорее всего, остался бы и без той награды.

Премьер-министр провел Хэмилтона к рыцарству по списку, не требующему ревизии налоговых деклараций. Впервые для спортсменов

Почему же теперь невозможность проверки финансовых дел чемпиона не помешало присвоению престижного титула? По инсайду британских изданий вроде Daily Mail, The Sun и The Telegraph, все решило личное вмешательство премьер-министра страны Бориса Джонсона – он лично внес Льюиса в «дипломатический и зарубежный список» на присуждение рыцарского звания и предложил всем несогласным «тихонько помалкивать в уголке».

Кандидаты из этого списка не проверяются налоговыми службами Великобритании – поскольку формально сборы и пошлины должны взымать те страны, где работают или служат претенденты на рыцарство. Потому глава правительства фактически силой своей власти использовал бюрократическую лазейку и переступил через мнение спортивного комитета.

Судя по описанию на госсайтах Великобритании, «дипломатический и зарубежный список» продвигает к признанию людей, «прославивших страну на международном уровне или послуживших на исключительном уровне за границей». Обычно туда попадают дипломаты или госслужащие в заморских территориях, сильно продвинувшие свою область социальной жизни или экономики, а также активисты, создающие связи с другими странами или сохраняющие британские культурные памятники по всему миру. В общем, через международный список к награде представляются выдающиеся люди, оказавшиеся за рубежом в налоговом смысле не по собственному свободному выбору, а по долгу службы. Спортсмены туда ни разу не попадали за всю историю функционирования института рыцарства – их всегда продвигали через собственный комитет без исключений.

Хэмилтона посвятили в рыцари благодаря кабинетной лазейке от премьер-министра. Спортсмен прошел по ней впервые

Авторитарная помощь Джонсона вызвала волну критики – которую профильные британские гоночные журналисты попытались сбить напоминанием о вкладе Льюиса в развитие страны: Хэмилтон якобы входит в топ-5000 налогоплательщиков среди всех граждан королевства. Правда, данный факт снова не отвечает сути претензий: ведь вне зависимости от размера уплаченных сборов профильное ведомство все равно не может оценить соответствие внесенных в казну сумм законодательству. Ведь если бы один лишь факт уплаты значительных налогов играл нужную роль – тогда №44 спокойно выдвинули бы от спортивного комитета, и ему не потребовалось бы кабинетная помощь от премьер-министра. Проблема же изначально и заключалась не в размерах вклада в госбюджет Великобритании – и факт беспрецедентного использования лазейки вместо раскрытия деклараций (даже непубличного) остается весьма красноречивым.

В итоге от посвящения Льюиса в рыцари остается неприятный осадок, хотя №44 сам вроде бы и не виноват: ведь он ни разу публично не высказывался о желании получить титул во что бы то ни стало. Скорее удар по престижу получил сам институт рыцарства, раз приставку «сэр» перед именем можно получить и без четкого соответствия всем правилам. И злодеем выглядит только Джонсон, чей рейтинг неуклонно проседает с каждым новым более жестким ограничением из-за коронавируса – именно премьер-минстр наплевал на традиции и правила ради подарка многочисленным гоночным фанатам в политических целях.

Пес Хэмилтона попал на особую ливрею «Мерседеса» в честь седьмого титула «Ф-1». Наравне с механиками, инженерами и гонщиками

«В этот день рабов продавали со скидкой». Теперь Хэмилтон выступил против «Черной пятницы» – вышло очень глупо

Льюис Хэмилтон три года судился с часовщиками «Хэмилтон» за имя – и проиграл. Зачищал конкурентов, чтобы открыть бизнес