Хэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегия

В ней сомневались все — даже Льюис.

Хэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегия

Гран-при Венгрии редко дарит настоящую борьбу за победу в современной «Формуле-1» из-за характера трека: «Хунгароринг» изобилует длинными медленными и среднескоростными поворотами, переходящими друг в друга. В них сложно атаковать и обгонять, особенно когда на кону место в топ-3: мало кто хочет вылететь в гравийную ловушку или столкнуться.

Тем не менее, в 2019-м без гонок колесо в колесо вряд ли могло обойтись: с одной стороны побеждавший здесь уже шесть раз Льюис Хэмилтон явно рассчитывал на реванш после девятого места в Германии, а с другой поул завоевал Макс Ферстаппен. Именно он и его «Ред Булл» выглядели быстрейшими на огромном венгерском картодроме — матово-синий болид даже впервые обставил «Мерседес» по скорости в медленных поворотах и смотрелся в целом не хуже.

Ферстаппен выиграл семь Гран-при, но ни разу в карьере не занимал поул-позицию. Этот круг и один метр на финише все изменили

Два потрясающих гонщика на равных машинах — что еще нужно для увлекательного Гран-при?

Битва колесо в колесо закончилась победой Макса

Гонщик «Ред Булл» удержал лидерство на старте и вполне комфортно контролировал отрыв в 2 – 2,5 секунды от лидера «Мерседеса». Все изменилось после первой волны пит-стопов: Хэмилтон поехал в боксы за новой резиной на 6 кругов позже, выбрался на открытое пространство в 6,5 секундах позади Ферстаппена и буквально за 12 километров достал голландца. Естественно, пятикратный чемпион ринулся доказывать превосходство в режиме «колесо в колесо».

Во втором повороте 39-го круга Льюис рискнул затормозить позднее Макса и объехать его за счет большей скорости на внешней траектории — но все оказалось не так-то просто.

https://www.instagram.com/p/B0v4IGyn4k1/

Посмотрим повнимательнее.

Хэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегия

Видите темные облака рядом с колесами «Мерседеса»? Это карбоновая пыль, которая вылетает из тормозов в случаях перегрева колодок и диска. Чем больше облако — тем ближе тормоза к отказу. И здесь Хэмилтон отчаянно пытался выиграть у Ферстапена момент нажатия на педаль, но немного перестарался и окончательно повредил технику (первые проблемы у него появились десятью кругами ранее во время попытки поддержать темп Макса как раз между пит-стопами голландца и англичанина).

Действия Льюиса имели смысл: его торможения считаются одними из самых поздних в современной «Формуле-1», так что он справедливо считает момент нажатия на педаль своим преимуществом. Вот только Хэмилтон в поворотах обычно пользуется идеальными с геометрической точки зрения траекториями, а для них торможение и направление в вираж начинаются чуть-чуть раньше, чем у стиля, который использует Макс. Философия пилота «быков» — это максимально длинные прямые отрезки без работы рулем (так на том же расстоянии можно развить большую скорость, а шины начинают работать и изнашиваться хоть и сильнее, но чуть позже и на меньшей дистанции). Более того, болид «Ред Булл» в данный момент обладает самыми эффективными тормозами в «Ф-1».

Следовательно, Хэмилтон не мог переиграть Ферстаппена на одном только торможении — хоть и пытался еще раз еще поворот спустя.

Хэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегияХэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегияХэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегияХэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегияХэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегия

В результате поврежденные диски на болиде «Мерседеса» не смогли замедлить Льюиса в должной мере в среднескоростном повороте. Сцепления шин на такую скорость тоже не хватило — и лидер чемпионата отправился изучать обочину. 2:0 в пользу Макса.

В этот момент и стало понятно: на одинаковой тактике с примерно одинаковым состояним шин Хэмилтон уже не сможет опередить Ферстаппена. Льюис проорал по радио «Я не могу на него так давить!» и отстал обратно на 1,5 секунды, чтобы хоть немного остудить тормозную систему.

Команде пришлось задуматься над альтернативой.

Рискованная стратегия

По сути, для борьбы за победу «серебряным стрелам» нужна была ситуация, в которой преимущество «Ред Булл» по части тормозов не играло бы ключевой роли. Причем нельзя было использовать и традиционный для большинства трасс фактор прямых с открытым крылом DRS: в Венгрии с обилием поворотов качество системы замедления вместе с состоянием шин все равно играло большее значение (в противном случае Льюису бы в принципе не потребовался запасной план). В итоге единственным шансом «Мерседеса» стало как раз создание преимущества по свежести и сцепление покрышек — к этой стратегии чемпионы и прибегли на 48-м круге, остановив Хэмилтона в боксах во второй раз для смены «харда» на прикатанный «медиум».

Решение командного мостика «серебряных стрел» было дико смелым и жутко рискованным.

  • По всем расчетам «Пирелли» перед гонкой быстрейшей стратегией оказалась именно та, которую использовал Ферстаппен;
  • Хэмилтон проигрывал Максу 20 секунд после второй остановки — при сокращении такого разрыва в квалификационном режиме чемпион вполне мог убить резину и потерять последние шансы на атаку;
  • «Хард» все-таки выносливее использованного «медиума» – в 70-му кругу могло оказаться, что шины на «Ред Булл» сохранились даже лучше, чем на «Мерседесе»;

В новой тактике сомневались все, и больше всех — пятикратный чемпион за рулем W10. В процессе преследования несколько раз переспросил мостик в стиле «Вы уверены?» и объяснил, что его покрышки тоже придут в полную негодность к последнему кругу заезда.

«Честно говоря, когда мне сказали, что мы переходим на стратегию с двумя пит-стопа, я никак не мог подсчитать, каким образом она может сработать, – объяснил после гонки чемпион. – Думал, что смогу добраться до финиша и на «харде» и что-то сделать в борьбе за победу. Поэтому я только успел подумать о том, что теперь мне будет трудно побороться за лидерство – я даже не подумал, на какие именно шины перехожу».

Тем не менее, немцам нечего было терять: «Феррари» отстали практически на полминуты, и второе место от Хэмилтона никуда бы не делось. Более того, они играли в стратегическую рулетку не из-за надежды на удачу, а с тонким расчетом: Льюис не бросился сразу же отыгрывать все отставание от соперника, а берег резину и подъезжал к Максу равномерно и неотвратимо, просто выжидая смерти резины соперника.

В итоге сработала именно тактика «Мерседеса»: Ферстаппен за шесть кругов до финиша оповестил мир о том, что его шины полностью скончались. Девять километров спустя Хэмилтон настиг голландца на стартовой прямой и объехал почти без сопротивления.

Как видите, огромные облака карбоновой пыли из колес W10 никуда не делись, но с нулевым сцеплением на болиде Макса преимущество по части тормозов уже не играло никакой роли — машина все равно не справилась бы с нужной для контратаки скоростью в повороте.

Но почему «Ред Булл» не повторил стратегию «Мерседеса»?

Потому что в этом не было смысла: их пилот лидировал с комфортным отрывом на подходящей треку машине и теоретически самой быстрой тактике. Ни одна команда не стала бы рисковать в такой ситуации и переходить на любые сомнительные планы: это преследователям надо отыгрываться, пусть они и рискуют.

Также бездумный повтор решения «серебряных стрел» мог привезти к поражению уже на 52-м круге: когда задумка немцев прояснилась, Максу уже не хватило бы времени на пит-стоп и возвращение в лидеры. Первым стал бы Хэмилтон с преимуществом примерно в 2,5 секунды, и с учетом трудности обгонов на «Хунгароринге» возврат лидерства Ферстаппену никто бы не гарантировал. У «Ред Булл» оставался единственный шанс на сохранение победы — придерживаться выбранной стратегии до последнего и не реагировать на любые провокации.

Хэмилтон проиграл Ферстаппену колесо в колесо. Второй шанс подарила рискованная стратегия

«Звать в боксы Макса, который лидировал с секундным отрывом, не имело смысла, – объяснил босс команды Кристиан Хорнер. – Макс выжал из машины все, что мог. В случае пит-стопа Льюис был бы впереди уже к концу второго сектора. «Мерседесу» было нечего терять, и их тактика сработала. Несмотря на это, можно сказать: «Вот это уик-энд для Макса!» Он сократил отстаивание от Валттери до семи очков».

Да, Ферстаппен незаметно подобрался ко второму пилоту «Мерседеса» в общем зачете практически вплотную. Оставшиеся 10 гонок чемпионата явно будут очень жаркими — хоть и пройдут уже осенью. В августе же нам остается только радоваться возродившейся интриге: наконец-то хоть кто-то построил машину, равную серебряной.

Кажется, Хэмилтон проиграл поул  из-за отказа антикрыла. И вылетел с первого ряда впервые за 10 гонок

Гонщик «Мерседеса» снова нарушил правила въезда на пит-лейн. Стюарды даже не начали расследование

Лучшие пилоты Гран-при Венгрии по данным телеметрии. Идеальная работа рулем – у Квята, газом и тормозами – у звезд «Феррари»