Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

И все – после пафосной речи о «чемпионате-марафоне».

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Льюис Хэмилтон прибыл в Азербайджан после провала в Монако уже не лидером общего зачета «Формулы-1» – в четырех очках позади Макса Ферстаппена. И отыграться в Баку сходу тоже не получалось: «Мерседес» мучился все пятничные тренировки, и только после установки экстремального гибкого антикрыла со сниженным уровнем лобового сопротивления №44 ворвался в битву за топ-3.

«Мерседес» перевернул Гран-при Баку заменой одной детали. Поставил Хэмилтону особое антикрыло и взлетел в топ-3 после провала в практиках

Правда, после старта с первого ряда и захвата лидерства на третьем круге Льюис финишировал позади Мазепина, упустив шанс обогнать сошедшего из-за прокола Ферстаппена. И винить семикратному чемпиону некого: если победу у него отняла команда долгим пит-стопом на 4,6 секунды, то подиум и возврат первого места в чемпионате Хэмилтон слил уже сам – чрезмерным риском на рестарте.

Ситуация сложилась однозначная: до финиша – 2 круга, перед №44 – только Серхио Перес (которому до битвы за титул – 60 очков), а за второе место дают полновесные 18 баллов (то есть теоретически при сохранении позиции Льюис уезжал из Баку с гандикапом в 14 очков перед Ферстаппеном). И семикратный вроде бы все понимал – потому что в режиме красных флагов напомнил команде о «сезоне-марафоне, а не спринте» (дал понять, что рисковать на последних кругах смысла нет).

Но на рестарт Хэмилтон выехал в максимально боевом режиме: прогрел тормоза до максимума – они аж задымили.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Активно атаковал Переса.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Попробовал выиграть у Чеко точку торможения, но…

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки
Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Итог – как раз поездка в карман безопасности.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Все, 18 очков потеряны!

«Я задел кнопку, которая отключает тормоза, так что просто поехал по прямой на рестарте. Мне очень жаль, хотел бы извиниться перед ребятами и девушками в нашей команде. Без понятия, как я задел этот «магический» переключатель», – оправдался после финиша семикратный чемпион.

Что за «магический переключатель»? По объяснениям технического эксперта и ведущего шоу Tech Talk на F1 TV Крэйга Скарборо, – настройка, разогревающая тормоза в экспресс-формате с помощью особых установок баланса тормозов и гибридного накопления энергии. Похоже, Хэмилтон объяснил неудачу именно случайным включением редкого режима перед первым поворотом: тормоза снова вошли в режим повышенного прогрева (хотя и без того уже дымились), и потому колеса просто заблокировало.

Звучит логично? Да, если не знать о любви Хэмилтона к такой фишке на рестартах: он в принципе использует подобный подход при необходимости отвоевывать лидерство при атаке с места.

Отличный пример – прошлогодний Гран-при в Муджелло: смотрите, как №44 атаковал Боттаса на первом рестарте.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки
Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки
Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

А вот второй рестарт с той же гонки – и никакого дыма из тормозов, когда Льюис уже занимал комфортную первую позицию.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Зачем же №44 это делает? Для максимизации шансов на обгон в первом повороте. Хэмилтон с первого же сезона в «Ф-1» прославился как один из лучших по работе с педалью тормоза: он мастерски выбирал места максимально безопасного замедления (чтобы вписаться в поворот) и давил со всем возможным усилием.

Хэмилтон учился технике поздних торможений в 8 лет, влетая в соперников и грязное озеро. Теперь это главная фишка его пилотажа

Однако для эффективного использования комбинации позднего и самого резкого торможения колодкам нужна достаточно высокая температура: если недобрать баланса градусов и силы, то скорость не сбросится с нужным темпом, и машина столкнется с недостаточной поворачиваемостью – пострадает траектория. Однако если перебрать хотя бы с одной из переменных – колодки просто заблокируют колеса, те перестанут проворачиваться и заскользят по асфальту, вообще не слушаясь руля. Именно это и случилось с Хэмилтоном.

Виновато ли случайное задействование редкой настройки (она обычно требует где-то пяти переключений на руле)? Да, вполне может быть. Но все-таки более вероятна пилотажная ошибка, связанная со свойствами трека.

Все-таки путь к первому повороту в Баку – один из самых коротких в календаре: следовательно, у Хэмилтона (по сравнению с эпизодом в Муджелло) было намного меньше места для атаки. И зона замедления соответственно тоже в несколько раз короче – а значит, для выигрыша торможения давить на педаль надо было еще позже и резче. Кажется, ровно это и пытался провернуть семикратный чемпион – и чуть-чуть перестарался. Никакой магии.

Хэмилтон слил подиум и лидерство в «Ф-1»: перебрал с риском на торможении. А свалил на случайное нажатие редкой настройки

Зачем же Льюис так рисковал? Конечно, 18 баллов и преимущество в 14 очков – прекрасный исход для не самого удачного Гран-при. Но сезон явно пошел не по плану «Мерседеса»: «Ред Булл» все быстрее, а у W12 регулярно возникают проблемы со сцеплением. Сейчас развернулась равная борьба за титул, но инициатива постепенно уходит к Ферстаппену – вероятно, к концу чемпионата исход могут решить даже один-два балла. Лишние семь очков при таком раскладе выглядят солидным дополнительным кушем – весьма достойным риска. Особенно когда ты – теоретически лучший в запланированном деле и уже проворачивал желаемое раньше.

Может, Хэмилтону и правда помешал случай, но Льюис в любом случае готовился к активной атаке и битве с Пересом. Он шел ва-банк – и проиграл. В «Формуле-1» такое бывает даже с семикратными чемпионами.

Гран-при Азербайджана: Ферстаппен сошел из-за прокола, Хэмилтон ошибся сам, а победа ушла Пересу

Прокол на прямой отобрал у Ферстаппена победу. Похоже на вину производителя шин – резину как раз «улучшили» ради безопасности

Шикарный Феттель: красиво обгонял (уделал Боттаса и «Феррари»!), взлетел на 9 позиций и взял первый подиум в новой команде