Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Но Ферстаппен все-таки с кубком!

В «Формуле-1» есть много особенных традиций, странных для фанатов других видов спорта: например, пока победителей хоккейных или футбольных чемпионатов награждают кубками и медалями сразу после финального матча (или завоевания титула), в гонках не так. Здесь даже чемпионам мира приходится ждать специальной церемонии награждения – иногда даже месяцами. Вот и Макс Ферстаппен после финиша Гран-при Абу-Даби получил заветный кубок только 16 декабря. Через четыре дня после завершения сезона.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Валттери Боттасу тоже выдали чашку за третье место – как и «Мерседесу» за победу в Кубке конструкторов.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Зачем так затягивать? Есть серьезная причина: объясняем, как работает бюрократическая система Международной автомобильной федерации ФИА, откуда она взялась и почему пилотов награждают фактически «за кулисами».

На церемонии награждают всех чемпионов мира – не одного только победителя «Ф-1»

Трофеи за победу в чемпионатах мира вручается на ежегодной церемонии награждения ФИА Гала – оно полностью посвящено награждению победителей в различных номинациях и сериях под эгидой ФИА, а не только «Формуле-1». То есть кубки в один день получают и чемпионы «Ф-2» и «Ф-3», и чемпионы мира по гонкам на выносливость, и раллисты, и «электрики» из «Формулы Е» – и в этом году их тоже собрали всех в Париже для чествования.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпион «Формулы-2» и лучший новичок года Оскар Пиастри (теперь – сменщик Квята в роли резервиста «Альпин»).

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионы мира по гонкам на выносливость WEC: Хосе-Мария Лопес, Майк Конуэй и Камуи Кобаяси.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Восьмикратный чемпион мира по ралли Себастьян Ожье (до Леба остался всего один титул!) и его штурман Жульен Инграссия.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Серебрянный призер WRC Эльфин Эванс со штурманом.

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

А здесь Ожье – с представителем победителя зачета команд Яри-Мати Латвалой: он получал приз за «Тойоту».

Кстати, а в 2018-м церемонию принимал Санкт-Петербург – и ее можно назвать самой легендарной в истории: благодаря перфомансу пьяного Райкконена.

В Санкт-Петербурге наградили лучших гонщиков мира. Райкконен напился

Райкконен заговорил по-русски. После половины бутылки водки 

Почему все происходит именно так?

В отличие от футбола или «Супербоула», например, в «Формуле-1» всегда существует небольшой шанс пересмотра результатов гонок (или даже чемпионатов) через пару дней после финиша. Международный Спортивный Кодекс ФИА позволяет подавать запросы на пересмотр результатов или решений судей в случае выявления новых обстоятельств, недоступных по ходу гонки. Этим правом можно воспользоваться в течение 14 дней после окончания Гран-при, однако правила также гласят, что крайний срок подачи запроса истекает за четыре календарных дня до даты официальной церемонии награждения ФИА. В случае с сезоном-2021 это означало, что любой официальный протест нужно было подать максимум в ночь после Гран-при Абу-Даби – и мы как раз столкнулись с опасностью такого случая: «Мерседес» после финиша сперва подал два протеста на результат заезда, а после поражения заявил о намерении апеллировать (теоретически купив себе лишние 72 часа на формулирование запроса).

«Мерседес» не сдался после поражения – подал два протеста. Их отклонили, Ферстаппен – все же чемпион мира

В «Ф-1» не утихает скандал из-за спорного финиша: судьи украли титул у Хэмилтона? Рестарт провели не по правилам?

В итоге восьмикратные чемпионы все-таки отказались от апелляции (прямо в день награждения), но бойкотировали традиционную чемпионскую фотосессию ФИА – не прислали на нее победные болиды «Ф-1» и «Формулы Е». Также шефа команды Тото Вольффа вместе с Хэмилтоном так и не увидели в Париже – награду за «Мерседес» получал конструктор машины для 2022-го Джеймс Эллисон. Очень спорное решение – ведь по контракту на участие в Гран-при визит на ФИА Гала обязателен, и даже Райкконену не удалось от него отвертеться!

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Джеймс Эллисон

А вообще тема с протестами и наказаниями – реально серьезная: даже в сезоне-2021 гонщики получали штрафы уже постфактум. Финальный результат Гран-при зачастую не определялся даже через несколько часов после финиша: у Себастьяна Феттеля забрали подиум Гран-при Венгрии после того, как в баках его болида оказалось недостаточно топлива для процедур проверки, а Николас Латифи и Никита Мазепин получили штрафы уже по окончании Гран-при Австрии за превышение скорости в зоне двойных желтых флагов.

Поскольку теоретически такое может происходить хоть на каждой гонке любой серии, ФИА подстраховалась и выбрала максимально безопасный сценарий: награждение всех сразу в самом конце года. И обычно промежуток между последним Гран-при и церемонией больше (в том же 2018-м – как раз 14 дней, требуемых для возможной апелляции), но в 2021-м все сломалось из-за очень длинного календаря. Федерация не могла затянуть награждение еще сильнее: 16-го – фактически последний день полномочий нынешнего президента всего автоспорта Жана Тодта, а на 17-е уже запланированы выборы нового главы. С учетом всех возможных процедур (к примеру, любого форс-мажора на выборах) ФИА могла остаться без президента до конца года, и вручать кубки оказалось бы некому. «Формула-1» знала обо всем уже давно, но все равно пошла на затяжку сезона – чемпионат и стоит благодарить за узкий четырехдневный «коридор».

Хоть кто-то получал приз за победу в чемпионате сразу по окончании сезона?

Нет. Правила всегда были четкими – трофеи за победу в чемпионате (личном и командном зачете) всегда вручаются на ФИА Гала. В последние годы иногда возникала идея проводить такие церемонии с приглашением болельщиков, но идея так никогда и не получала достаточного одобрения.

Может ли чемпион мира забрать трофей себе?

Чемпионов «Ф-1» не награждают на последней гонке – тянут до специальной церемонии. Из-за возможных протестов (как в этом году)

Гонщикам и представителям команд вручают трофеи двух типов: церемониальные для награждения на подиуме, и особые – за победы в конкретных Гран-при.

И гонщики обычно не могут забрать такие трофеи себе: команды обычно включают в контракты пункты о владении кубками. Гонщик при желании может заказать себе копию: здесь все варьируется в зависимости от команд и пилотов. Но у «Ред Булл», например, прямо на базе находится знаменитый двухэтажный стенд с трофеями.

А чемпиону мира и победителям Кубка конструкторов вручают официальные трофеи «Формулы-1» – они хранятся у чемпионов в течение года, а потом передаются следующим победителям. Так что Ферстаппен сможет оставить его себе только одним путем – выиграть титул и в следующем сезоне.

Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания

Шеф «Мерседеса» злился и протестовал против титула Ферстаппена – а через пару часов пил, прыгал в толпу и запел в караоке

Льюиса Хэмилтона наконец торжественно посвятили в рыцари. Все как надо: королевский дворец, принц, меч, преклонение колена