Четыре классных фильма на вечер: красивая драма о Мохаммеде Али, документалки о Лобановском и любви Пабло Эскобара к футболу 

Вы читаете блог Sports.ru и онлайн-кинотеатра ivi – здесь мы рекомендуем лучшее кино о спорте. На платформе ivi можно полистать подборку лучших спортивных байопиков по версии Sports.ru, а в этом тексте – узнать подробнее про три фильма оттуда. Все они доступны на ivi по нашему промокоду SPORTS.

«Пабло Эскобар. Нарко-Атлетико»  

Режиссер: Алексей Смольянинов 

Год: 2020

Четыре классных фильма на вечер: красивая драма о Мохаммеде Али, документалки о Лобановском и любви Пабло Эскобара к футболу 

Идеальное дополнение к сериалу «Наркос». Неизвестная сторона Пабло Эскобара – человека, который через футбол набирал политические очки и баловался азартом. Документалка рассказывает о времени, когда футбол в Колумбии был соревнованием наркобаронов, а сам Пабло держал два клуба – «Атлетико Насьональ» и «Индепендьенте». 

Эскобар вкладывал в футбол миллионы долларов не только из-за больших чувств к игре, но и  потому что она позволяла отмывать грязные деньги. Билеты на матчи продавались за наличные, владельцы команд завышали расходы и стоимость трансферов. Но футбол был не только бизнесом, но и развлечением. Пабло ставил огромные деньги на свои клубы и, как его цитирует фильм, говорил друзьям: «Соберите лучшую команду, прилетайте ко мне на ранчо и сделайте ставку. Победитель получает два миллиона долларов». 

На ранчо Эскобара были не только другие наркобароны. В трущобах Медельина Пабло строил футбольные поля, где начинали многие игроки «Насьоналя», они любили Эскобара и с радостью приезжали в его дом – отмечали победы и даже проводили товарняки.  

«Когда наступало затишье в войне между медельинским картелем и правительством, мы смотрели футбол, – рассказывает Джон Хаиро Веласкес Васкес, друг Пабло Эскобара из медельинского картеля. – Это было страстью Пабло, возможностью отключиться от проблем. Он был счастлив, когда смотрел игры. Мы убегали, власти висели на хвосте, но он продолжал слушать трансляции игр. Перед тем, как нас окружили в Магдалена Медио, мы бежали 15 дней и в какой-то момент остались только вдвоем с Пабло, укрывшись в канаве. Я чувствовал, что войска вот-вот найдут нас, очень волновался. Вдруг Пабло закричал. Я подумал, нам конец – войска приближаются. Быстро зарядил автомат и приготовился. А он повернулся ко мне и сказал: «Колумбия забила». 

Фактурнейшие 38 минут – с атмосферными кадрами, не придуманными диалогами и мощными интервью (есть даже Карлос Вальдерама).

 

«Лобановский навсегда» 

Режиссер: Антон Азаров

Год: 2016

Четыре классных фильма на вечер: красивая драма о Мохаммеде Али, документалки о Лобановском и любви Пабло Эскобара к футболу 

Я написал несколько текстов о Лобановском и его окружении (раз, два), поэтому очень проникся работой и взглядами тренера. Боялся смотреть «Лобановский навсегда», но, как оказалось, зря: выдержанная документалка с редкими архивными кадрами и интервью футбольного революционера. Главная мощь – в разноплановых спикерах: политик Леонид Кравчук, менеджеры Григорий и Игорь Суркисы, тренеры Карло Анчелотти (да!) и Йожеф Сабо, футболисты Шевченко, Шовковский, Беланов, журналисты, среди которых бывший главный редактор France Football Жак Ферран.   

Фильм хорош хотя бы тем, что дает полный портрет, а истории лишены воды и штампов: герои настолько тепло вспоминают тренера, что в какие-то моменты можно спокойно выключить звук – все читается по глазам и улыбкам. При этом фильм честный и раскрывает все стороны: детское обаяние, любовь к цифрам и тактике и эволюцию внутренних демонов. 

Ближе к концу Шовковский произносит идею, которая вполне могла пристроиться слоганом документалки: «Сил уже нет, но ты встаешь и делаешь дальше». Когда у вас не будет сил, включите «Лобановский навсегда» – станет полегче.  

«Ford против Ferrari»

Режиссер: Джеймс Мэнголд

Год: 2019 

Четыре классных фильма на вечер: красивая драма о Мохаммеде Али, документалки о Лобановском и любви Пабло Эскобара к футболу 

Мой любимый фильм из списка – потому что Кристиан Бэйл, Мэтт Деймон и очень качественный сценарий + стильная картинка. 

Когда у Генри Форда не получается купить «Феррари», он просит создать автомобиль GT40 и выиграть легендарную гонку в Ле-Мане, где монополия на успех как раз у «Феррари». Строить новые победы зовут Кэрролла Шелби (Мэтт Деймон), прекрасного гонщика, который в 1959-м брал Ле-Ман, а потом врачи нашли у него проблемы с сердцем. Шелби, уже не гонщик, а конструктор, зовет управлять машиной Кена Майлза (исхудавший Кристиан Бейл) – безумно талантливого и безумно вредного.  

Конечно, этот фильм не про «Феррари» и «Форд», а только про «Форд». А еще точнее – про человека, которому противостоит целая корпорация. Шелби и Майлз борются с сонным бюрократизмом автогиганта, заговорами и подлостью топ-менеджмента, капризами босса. Соблюдены все голливудские нотации: отчаяние, воодушевление, мечты о великом и второе дыхание. 

Шикарно сняты заезды, за которыми реально интересно следить (привет, «Оскар» за лучший монтаж), но несмотря на быстрые сцены «Форд против Феррари» – очень плавное и упрямое кино. Хронометраж в 2,5 часа может испугать, но дрожать точно не стоит. Этот тот случай, когда вы можете ничего не знать об истории и гонках вообще, и это не превращается в проблему: фильм сделан с такой любовью и вниманием, что открывать новое вместе с его командой – приятная честь. 

В общем, «Форд против Феррари» – ваш единственный шанс полюбить гонки, если до сих пор вы к ним ничего не испытывали. 

«Али» 

Режиссер: Майкл Манн

Год: 2001

Четыре классных фильма на вечер: красивая драма о Мохаммеде Али, документалки о Лобановском и любви Пабло Эскобара к футболу 

Уверен, вы смотрели, но если все-таки нет, обязательно включите. «Али», пожалуй, лучший художественный фильм о Кассиусе Клее. 11 лет жизни великого боксера за 2,5 часа – от победы над Сонни Листоном в феврале 1964-го, сделавшей Кассиуса чемпионом мира, до боя с Джорджем Форманом в 1974-м, когда уже не Кассиус, а Мохаммед вернул титул. 

На фильм потратили 100 миллионов долларов, и почти весь бюджет можно было смело перевести оператору Эмманюэлю Любецки («Сонная лощина», «Выживший», «Бердмэн») – это очень красивое кино, которое можно смотреть только из-за шикарно выстроенных кадров. Любецки дивно справился с очень сложной задачей: нарисовал целый мир, который менялся вместе с Али – неоновые вывески баров 60-х сменяли пылкие кадры студенческих волнений, зритель путешествует с героем по США и летает в Африку, а Любецки не стесняется использовать ручную камеру. 

Режиссер Майкл Манн сделал хитрый ход и вообще забыл, насколько тяжело Али карабкался к статусу профи и как безжалостно его съедала болезнь Паркинсона. Весь фильм – это гимн величию боксера, который познавал статус не только через нокауты, но и через новые локации, власть и отношение близких. Только Али не купается в популярности, а скорее выполняет миссию. 

Людей, которые не про спорт, заманивает имя Уилла Смита, и он точно справился, но выдающегося не сделал: сыграл мягковато, одинаково и не привязал имя Мохаммеда к своей роли, хотя ассоциация могла быть вечной. Возможно, это ошибка создателей, которые сделали фильм излишне серьезным: Али часто выглядит мрачно, угрюмо и однобоко, хотя это никак не стыкуется с навыками Уилла Смита. 

Тем не менее, «Али» – сильное кино про выдающегося мастера, который показал, что на ринге всегда есть место искусству.   

Об остальных фильмах, которые мы рекомендуем к просмотру, можно узнать в подборке лучших спортивных байопиков в онлайн-кинотеатре ivi. Чтобы оценить эти ленты самому, воспользуйтесь промокодом SPORTS.