Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

Имидж мотоспорта не пострадал.

Спокойное декабрьское межсезонье 17 декабря взорвала невероятная новость: элитный райдер Андреа Янноне из MotoGP отстранен на неопределенное время от всех гонок и соревнований из-за положительного анализа на анаболические стероиды. Он не сможет заявляться в соревнования любого класса выше подпольных, поскольку его гоночная лицензия отозвана Международной мотоциклетной федерацией.

Андреа вину не признал – более того, заявил о невиновности.

«Я абсолютно спокоен и хочу заверить в этом моих болельщиков, – написал итальянец в инстаграме. – Я готов к повторному анализу. Происходящее стало для меня неожиданностью, потому что я не получал официального уведомления. В течение многих лет и в этом сезоне я проходил постоянные проверки, которые, естественно, всегда показывали отрицательный результат. Поэтому я убежден в позитивном завершении данной истории»

Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

По информации итальянского Motorsport, Янноне уже потребовал контрольного вскрытия пробы В – ее проведут не ранее 7 января. До этого момента гонщик останется в статусе отстраненного.

Андреа «Маньяк» Янноне боролся за победы в MotoGP, угрожал в соцсетях и оскорблял испанцев

Андреа провел семь сезонов на высшем уровне мотогонок: откатал 118 Гран-при, выиграл один, завоевал 2 поула и 11 раз поднимался на подиум. Лучшим стал 2015 год, когда итальянец финишировал пятым в общем зачете с наибольшим количеством очков в карьере (188).

Однако больше всего Янноне запомнился не скоростью на треке, а сумасбродным характером: фанаты давно прозвали его «Маньяком», да и сам райдер не открещивается от титула и подписывается этим хэштэгом под каждым постом в соцсетях.

Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

Честно говоря, даже краткого резюме его «свершений» достаточно, чтобы понять, откуда пошла тяжелая репутация. Чего стоит одно только заявление «ненавижу всех испанцев» итальянскому телевидению в 2009-м сразу после столкновения с Полом Эспаргаро в молодежной серии 125cc! Тогда казалось, что Андреа можно оправдать молодостью и горячностью (парню было 20 лет), но в 2016-м после серии неудач в MotoGP он подрался с фотографом за неожиданный снимок в ресторане во время полосы неудач и всерьез грозился убить оппонента. Инцидент закончился разбирательством с полицией.

Год спустя мир MotoGP взорвала история о том, как райдер со своей девушкой Белен Родригес попытался покурить в самолете, летевшем с Ибицы на Крит, и крайне негодовал из-за ночной аварийной посадки в Италии и последовавшего штрафа. Пара настаивала, что на электронные сигареты правила не распространяются.

Когда же журнал Motor Sport предложил Андреа рассказать о своем пути в гонках, тот в ответ написал длинное стихотворение, в котором расхвалил свои яйца, сомнительный образ жизни и систематичные нарушения режима. Закончил он посланием критиков ко всем чертям.

На трассе гонщик не раз вел себя похожим образом – к примеру, в том же 2016-м он просто вынес напарника в борьбе за подиум в последнем повороте.

Подобные маневры Янноне практиковал с дебюта в 125сс в 2008-м – собственно, прежде всего за них (а не за вызывающее поведение) его и прозвали «Маньяком».

В этом году спортсмену исполнилось 30 лет, и карьера клонится к закату: контракт с «Априлией» действует только до конца 2020-го, а прошедший сезон стал самым неудачным в карьере с 16-м местом в общем зачете, 43 баллами и максимумом в виде шестой позиции. Пожалуй, такой человек и правда вполне мог бы решиться на прием допинга ради продления жизни в любимых гонках.

У защиты Янноне уже есть план, но сезон 2020-го (вместе с карьерой), похоже, неизбежно потерян

Официально ФИМ не называл тип стероида, найденный у мотогонщика, но профессор Туринского Университета Альберто Салмоне, консультирующий адвоката Андреа, проговорился обо всем в интервью итальянской газете Corriere della Sera. По его данным, «неназванный анаболический препарат» – это дростанол, который в медицине обычно используют для лечения и профилактики рака молочной железы (вряд ли наш случай). В бодибилдинге же его применяют для ускорения роста мышечной массы – довольно полезный эффект для спортсмена при правильных тренировках.

Однако тот же профессор объяснил прессе возможные пути попадания стероида в организм Янноне менее подозрительным путем: по версии маэстро Салмоне, препарат добавляют в корм при выращивании телятины в азиатских странах – а именно там Андреа и вся MotoGP провела полтора месяца в туре «Гран-при Японии – Гран-при Таиланда – Гран-при Австралии – Гран-при Малайзии» непосредственно перед сдачей рокового анализа. Линия защиты очевидно выстраивается вокруг чрезмерного потребления обычной говядины: якобы так мотогонщик просто пытался вернуть себе мышечную массу, потерянную в ходе предыдущих 19 гонок чемпионата мира.

Тем не менее, профессор не назвал даже приблизительное количество съеденного мяса со стероидами, необходимое для провала допинг-теста. Также не совсем понятно, почему же не поймали конкурентов Янноне – ведь не мог же один лишь райдер «Априлии» страдать от потери мышечной массы и заедать терзания говядиной.

Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

В любом случае, как можно понять по рассуждениям стороны Андреа, они уже морально готовятся к защите в суде – судя по всему, надежды на пробу В невелики. Следовательно, после ее вскрытия (не ранее 7 января, как вы помните) разбирательства продолжатся еще минимум 45 дней – в лучшем случае до 21 февраля. Тем временем уже 4 февраля в MotoGP стартуют первые тесты – и Янноне никак на них не попадает. Первая гонка сезона – 8 марта, а значит, 4-5-го Андреа обязан быть в строю и в хорошей форме, если надеется продолжить карьеру. Но с учетом падения результатов в 2019-м «Априлия» может не захотеть сотрудничества с явно сдающим гонщиком, еще и пропустившем важные тесты – да и допинговое дело является весомым поводом для досрочного расторжения контракта. Даже если итальянец в конце концов оправдается, то вряд ли выйдет на старт в 2020-м – а значит, и когда-либо в будущем.

Ну а если стратегия защиты провалится, то Янноне светит неиллюзорные 4 года бана. Самое время идти в эксперты какого-нибудь телеканала – зрители явно полюбят его цитаты про яйца.

Имидж мотоспорта не пострадает, но возникает опасный юридический прецедент

Сам по себе допинговый залет и позиция защиты могли вызывать впечатление, будто понятие «в гонках запрещенные препараты не работают» – на самом деле миф. Но в реальности это не так – как раз кейсы вроде Янноне и доказывают бессмысленность использования анаболических стероидов для улучшения результатов в Гран-при.

Да, различного рода вещества и правда могут подстегивать рост и развитие мускул (к слову, возможно, для того Андреа их и использовал – и даже в озвученной цели компенсации потери мышечной массы), но в гонках чистая сила решает далеко не все. При управлении байками или болидами топовые когнитивные функции вроде реакции, умения предугадывать ситуацию и не ошибаться намного важнее усилия, с которым руки поворачивают руль. Естественно, чем лучше физическая форма – тем проще дается управление техникой и борьба с перегрузками, но при падении общего уровня когнитивных способностей никакие бугры мыщц и никакие стероиды не вернут былой скорости.

Янноне явно испытал это на себе: даже с запрещенными препаратами его результаты далеки до собственного уровня 2015-2016 года. Более того, предыдущий допинговый залет Энтони Уэста в 2012-м говорил о том же: после вылета из MotoGP и падения результатов в Moto2 допинг не помог ему вернуть топовые показатели. Лишь после двухлетней дисквалификации и смены команды Энтони снова начал время от времени финишировать в топ-10 и даже одержал вторую в карьере победу (через 11 лет после первой) – уже совершенно чистым.

Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

Энтони Уэст

Случай Янноне в очередной раз доказал: если гонщик в плохой ментальной форме, то даже мощный физический допинг ему не поможет.

Но в деле все равно есть один серьезный и неочевидный момент, который теоретически может ударить по MotoGP в будущем. Дело в формулировке срока отстранения гонщика: ФИМ отозвала лицензию и запретила ему соревноваться с 17 декабря – то есть с даты обнаружения допинга, а не с даты сдачи теста (3 ноября). То есть итальянец сохранил за собой результаты заездов в Сепанге и Валенсии – да, он там дважды сошел и отнимать у него фактически было нечего, но с юридической точки зрения подобный казус создает лазейку-прецедент. Если в будущем реального победителя гонок или чемпионатов тоже поймают на допинге и лишат титулов, то он может в суде оспорить такой маневр, приведя в пример как раз кейс Янноне и сохраненные за ним финиши в сезоне даже после провала допинг-теста.

Для наглядности: это как если бы у пойманных допингстов (или нарушивших антидопинговые правила) вроде Ольги Вилухиной не отбирали бы медали Сочи, а дисквалифицировали бы на два-три года с 2016-го.

Возможно, при дальнейшем рассмотрении дела Андреа лазейку прикроют, но пока она выглядит не очень хорошо с точки зрения дальнейших тестов.

Оказывается, мотогонщиков плохо проверяют – год назад они требовали ужесточения и увеличения количества проб

Пока что сообщество MotoGP никак не прокомментировало случай Янноне – судя по всему, райдеры разъехались по курортам и лишний раз вообще не заходят в интернет на гоночные сайты. Однако акцентированную оценку антидопинговой деятельности ФИМ громогласно и четко высказал Кэл Крэтчлоу еще в начале 2018-го – и его крик души вряд ли можно проигнорировать.

«Если вы думаете, что в главной мотоциклетной серии мира никто не пытается срезать углы – то вы просто тупой. У нас есть люди, которые срезают углы, – заявил победитель трех гонок MotoGP и чемпион серии Supersport 2009-го перед стартом прошлого сезона. – Думаю, вся антидопинговая часть чемпионата организована не очень хорошо. Я твержу об этом уже четыре года.

Система тестирования – просто дерьмо. Как можно выбирать всего трех гонщиков для пула тестирования? И просто проверять их чаще остальных? Я был в таком пуле. И сдал всего один тест за 365 дней. А в следующем году я не попал в пул и меня не проверяли вообще. Почему нас проверяют на двух случайных этапах сезона? Куча денег вбухивается в паддок и визуальные украшения.

Думаю, всех должны проверять: все должны включаться в систему ADAMS и постоянно сообщать свое местонахождение. Но среди нас много ленивых сволочей, которые просто не хотят головной боли с ежедневной регистрацией. Но можно зайти один раз в месяц и все заполнить, а потом просто вносить изменения в соответствии с изменениями в планах. Некоторым платят 40 миллионов евро в год, другим – 20 миллионов. Не говорите мне, что у них нет помощников, врачей или менеджеров чтобы сделать это за них в случае чего! У некоторых есть даже семь помощников! Как я пойму, что они не читерят? Если они чистые – почему не выложат яйца на стол и не скажут: «Проверяйте меня в любое время?»

Элитного пилота MotoGP забанили за допинг. Первый залет в гонках за семь лет, усиления контроля требовали еще год назад

Я не говорю о том, что мощные препараты сильно помогут. В MotoGP не всегда решают чистые физические способности: некоторые парни постоянно тусят, курят и пьют, а потом все равно гоняют на равных со всеми потому, что они – райдеры от природы.

Но есть и другое – уколы, помочь в регидрации. Нам запрещены уколы, но я точно знаю, что среди нас их делают. У нас применяют мочегонное для сгонки веса особыми ленивыми личностями в отличии от других, часами занимающихся этим вопросом честно. Надеюсь, вскоре все изменится. Я не выступаю против всех других райдеров или кого-то конкретно, просто надеюсь, что нас будут тестировать чаще. Это просто будет честнее».

Тогда Крэтчлоу поддержали только Андреа Довициозо, Марк Маркес, Данило Петруччи и Валентино Росси. Жоан Зарко просто в очередной раз выразил сомнения в эффективности допинга в мотоспорте. Остальные промолчали – в том числе и Янноне.

Что ж, судя по всему, последний залет Андреа точно заставит MotoGP и ФИМ пересмотреть отношение к допингу.

Допинг-скандал угрожает России даже в автогонках: на грани бана флаг, но пока не Гран-при в Сочи

Хэмилтон и Росси погонялись на байке MotoGP и чемпионском болиде «Ф-1». Валентино победил Льюиса по сумме заездов

Валентино Росси – монстр: все еще гоняется в 40 лет. Рвется к рекорду, но никогда его не достигнет