Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Но виноват в аварии сам – слишком сильно крутанул руль.

До Гран-при «Формулы-1» в Имоле «Мерседес» угодил в сложную ситуацию с выбором гонщиков на 2022-й: с одной стороны, Льюису Хэмилтону уже 36 лет, и он взял 8 месяцев на решение о продолжении карьеры, а с другой – на второй кокпит претендуют как минимум проверенный и неконфликтный Валттери Боттас и молодой Джордж Расселл. Особенно жестко вопрос формирования состава встал после Гран-при Сахира: там рвущий напарников по «Уильямсу» британец пересел в «Мерседес» на замену заболевшему семикратному чемпиону, чуть сходу не взял поул (в неудобной машине и обуви на размер меньше), а потом несколько раз укатал Боттаса на трассе.

Сменщик Хэмилтона рвал к первой победе в «Ф-1» даже после фэйла на пит-стопе. Обогнал Боттаса дважды – но сказку остановил прокол

Но гонка в Имоле уже внесла немного ясности: возможно, Расселл и Боттас не окажутся в одной команде. Из-за вот этого итальянского инцидента.

https://www.instagram.com/p/CN0FRiSgI-J/

Джордж атаковал Валттери в битве за девятое место: открыл DRS, дающий преимущество в размере около 10-15 км/ч на прямых, взял правее и поехал на обгон.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Вклинился между Боттасом и правой кромкой трека на полкорпуса, увидел движение финна наперерез – и чуть-чуть отрулил.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Изменение положения руля совсем-совсем незаметное, но присмотритесь и сравните с предыдущим скрином: оно есть. Для скорости в 330 км/ч и его оказалось слишком много – «Уильямс» британца оказался на мокрой траве одним колесом.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

С учетом дождя, пролившегося на Имолу прямо перед стартом, перепад в сцеплении не оставил №63 шанса на коррекцию: белый болид сорвало и понесло точно в «Мерседес». Итог – жесткая авария, множество обломков (гонку даже остановили красными флагами) и крайне разозленный Расселл.

«Что, #####, он делает? Он придурок или как?» – сразу же заорал Джордж по радио.

Юниор «Мерседеса» даже ринулся к болиду старшей команды и тут же высказал негодование прямо в лицо оппоненту. В ответ увидел средний палец – и огрел Валттери по шлему.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ
Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ
Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Но виноват ли Боттас? Запись с носа его машины доказывает: он действительно сместился вправо после апекса, перекрывая траекторию.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ
Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Но посмотрите: как только «Уильямс» придвинулся до половины корпуса – «Мерседес» явно взял левее, освобождая траекторию

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Да и с бортовой камеры Райкконена видно: за мгновение до выезда Расселла на траву между машинами оказалось море свободного места

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Так что, похоже, Боттас просто провернул очень хитрую оборону: попытался спугнуть маневр оппонента, когда еще находился на все 100 впереди и имел законное право диктовать траекторию со скоростью, а потом резко отступил. Формально стюардам нечего ему предъявить: Расселл находился полностью позади, а разборки кипели не в зоне торможения и не в повороте, а на прямой – где обороняющемуся можно менять направление движения, если соперник еще не всунул антикрыло между болидом и кромкой трассы.

Валттери сыграл в точности по правилам, и обоим просто не повезло: движение руля Расселла на скорости в 330 км/ч оказалось чуть больше нужного. Гоночный инцидент, за который некого штрафовать: в сухих условиях, скорее всего, №63 удержал бы болид под контролем и провернул бы обгон вроде маневра Албона на Пересе в Спа в 2019-м.

К слову, есть и еще один неочевидный фактор, способный объяснить причину аварии. Просто «Уильямс» до сих пор использует особый руль без экрана – специально для снижения веса конструкции и облегчения управления. Теоретически устройство позволяет пилоту более чутко направлять машину в точности по своим желаниям – но, по-видимому, у чрезмерной легкости есть и обратная сторона: дерни Расселл более тяжелый руль – вероятно, движения бы не хватило для вывода «Уильямса» на траву.

Уникальный руль «Уильямса» считался символом отсталости в «Ф-1». Но у его конструкции есть огромное преимущество

Почему же тогда юниор «Мерседеса» так вспылил? Представьте сами: вы на одной из худших машин пелотона атакуете прямого конкурента за место в чемпионском болиде при реальной борьбе за позицию – а он грозит вам захлопнуть калитку на прямой! Именно так, похоже, Расселл и увидел ситуацию в горячке борьбы.

«Я видел его до инцидента и отметил, что он сдвинулся вправо, – резюмировал Боттас после финиша. – На повторах видно: я оставлял пространство для двух болидов, но он потерял машину и врезался в меня. Не знаю, почему у него такая реакция: очевидно, это его ошибка. Я недоволен его действиями, но что есть, то есть».

«В конце концов, это просто неудачный инцидент, – написал в твиттере явно остывший после финиша Расселл. – Вы полностью вправе защищать позицию. Но на скорости 330 км/ч нужно уважать скорость и условия».

Но в интервью для журналистов юниор «Мерседеса» позволил себе пару крайне неоднозначных оборотов.

«Когда я его достал, он совсем слегка сместился вправо – это тактическая оборона, которую использовали пилоты прошлого. Что-то вроде действий Ферстаппена в 2015-м.

Есть джентльменское соглашение, что так поступать нельзя, потому что это очень опасно. Мы всегда говорили, что однажды это приведет к большой аварии. И вот, пожалуйста. На сухой трассе это нормально, однако я оказался на мокром участке и потерял машину. Неудачное стечение обстоятельств, но мы ехали под 320 км/ч – нужно учитывать скорость и условия.

Юниор «Мерседеса» вынес Боттаса при обгоне. Пошел на разборки, увидел средний палец – и настучал по шлему в ответ

Я спросил его, хотел ли он угробить нас обоих. С его точки зрения, я ни за что не боролся. Для него девятое место – это ничто, а для нас – все. Я пошел на обгон – обгон, который должен был стать очень простым. Никаких причин для такого смещения у него не было.

Малейшие смещения на скорости в 320 км/ч имеют огромное значение. Дело не только в скоростях, но и в разнице между ними – я был, наверное, на 50 км/ч быстрее и уже собирался его обогнать. Пожалуй, если бы на моем месте был другой пилот, он бы так не поступил».

Да, судя по всему, фраза про «другого пилота» – отсылка именно к успеху Расселла в Сахире и слухах о возможной замене финна на №63 уже в 2021-м или 2022-м. Джордж, очевидно, принял нежелание Боттаса уступать на личный счет – и отношения в «Мерседесе» теперь гарантированно усложнятся.

Теперь одно можно сказать точно: в составе семикратных чемпионов мира героев крэша в Имоле мы точно не увидим. Перспективы обоих отныне завязаны исключительно на воззрениях Тото Вольффа на ценность каждого из парней: если он выше котирует спокойствие и неконфликтность Валттери, то Расселлу придется подождать еще пару лет в «Уильямсе». Если же «Мерседесу» потребуется чистый гоночный талант (хоть и с тяжелым характером) – новую команду придется искать уже Боттасу, потому как все сражения на треке он откровенно проиграл.

И сейчас, похоже, Вольфф на стороне №77 – в шоу F1 Live после гонки он сказал, что «Расселл просто хотел в [новую машину] слишком быстро».

«Это была смелая попытка обгона с DRS, – уточнил свою позицию Вольфф. – Мне кажется, если гонщик не пытается совершить обгон, когда у него появляется такая возможность, он перестает быть настоящим гонщиком. Хотя также возможно, Джордж (являясь участником молодежной программы «Мерседеса») действовал чересчур агрессивно, учитывая то, что боролся он именно против «Мерседеса», и что происходило это все в условиях только подсыхающей трассы.

Думаю, они оба считают себя невиновными в данном инциденте. И мне нужно будет четко обозначить позицию – это «Формула-1», а не кубок «Рено Клио».

Тем острее окажется схватка за место в составе главного доминатора последних лет – в Имоле оформилось новое личное дерби «Формулы-1».

Ферстаппен впервые победил в сезоне, Хэмилтон вернулся на подиум после вылета с трассы

Поул в Имоле достался Хэмилтону из-за несмелости Переса. Тот слишком сильно затормозил – и сдал в решающем повороте

Кажется, сильный второй пилот уже мешает «Ред Булл» в схватке за титул «Ф-1». Обошел Ферстаппена в квале и добавил проблем