10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

Выборгская ракета!

14 марта 2010 года в «Формуле-1» состоялось историческое для России событие – дебют первого гонщика под триколором в Гран-при. Счастливчиком стал Виталий Петров – вице-чемпион GP2 (предшественник «Формулы-2», проиграл только Нико Хюлькенбергу и обыграл будущего чемпиона «Формулы Е» Лукаса ди Грасси, Пастора Мальдонадо, Гидо ван дер Гарде, Жерома д’Амброзио, Серхио Переса и Камуи Кобаяси – будущих пилотов «Ф-1»).

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

Его взяли в «Рено» на роль напарника Роберта Кубицы, и уже в первом заезде в Бахрейне Выборгская ракета показал мастерство стартов: с 17-го места к середине круга взлетел на 11-е.

«Его скорость реакции сразу произвела на меня впечатление, – вспомнил Петрова в недавнем интервью Motorsport бывший инженер «Рено» по данным (и нынешний гоночный инженер Ромена Грожана в «Хаасе») Айао Комацу. – Я никогда не видел пилота с такой же реакцией, как у Виталия.

Когда он только пришел в команду, его пилотаж не был идеальным. Но при возникновении избыточной поворачиваемости он отлавливал машину с невероятной скоростью. Это была одна из его сильных сторон – думаю, именно она позволяла ему так хорошо стартовать и отыгрывать позиции на первых кругах. Некоторые старты были просто великолепны – все помнят первый круг в Австралии».

О, да. Те самые первые 300 метров в Мельбурне на втором этапе чемпионата до сих пор считаются одним из лучших стартов в истории «Формулы-1» – Петров реально улетел вперед как ракета, опередив сразу семерых конкурентов.

Как же Виталию это удалось?

В первую очередь благодаря феноменальной реакции, как и сказал Комацу: пилот «Рено» отпустил лепестки сцепления раньше стартовавшего слева Хайме Альгерсуари и нажал на педаль газа намного резче.

Здесь снова сыграла его способность моментально контролировать и отлавливать машину: например, стартовавший впереди Кобаяси ударил на газ примерно с той же силой, но его сразу же чуть сдернуло с прямой из-за пробуксовки.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

Камуи на мгновение снял ногу, прекратив разгон, и потерял момент – его моментально догнал Петров, сумевший рулем несколько раз отловить заднюю часть машины.

Дальше Виталю чуть-чуть повезло: он успел проскользнуть мимо соперников до того, как один из них захлопнул калитку.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

Остальной прорыв стал результатом смелой работы с газом: Петров намного лучше и агрессивнее разогнался на первой сотне метров, создал колоссальное преимущество по км/ч, но продолжал давить педаль в пол и отлавливать пробуксовку. Обычно в дождевых гонках так не делают из-за риска как раз сорваться в скольжение или перегреть задние шины – для промежуточных хуже превышения температурного режима вообще ничего нет (они тогда из-за пузырения быстро теряют сцепление и способность отводить воду).

Благодаря более качественному разгону Виталий опередил еще и Нико Хюлькенберга – а затем въехал в зону торможения и сместился на внешнюю траекторию.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

В Австралии в первом повороте обычно есть два пути для обгона: нырять вовнутрь, тормозить как можно позже и надеяться на лучшее и тормозить как можно раньше на внешней траектории, направлять машину в вираж, сразу же нажимать на газ и атаковать на следующей прямой за счет более раннего разгона и преимущества по пиковой скорости.

По предыдущему стартовому отрезку понятно: Виталий лучше всего реализовывал вторую стратегию, да и внутренняя траектория все равно уже была заблокирована «Заубером» Педро де ла Росы и «Форс-Индией» Витантонио Льюцци.

Тем не менее, россиянин нашел способ их опередить: в точке торможения пилот «Рено» рискнул и не сразу начал замедление, а сперва отпустил педаль газа, а затем еще два раза по ней ударил.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

В итоге Виталий вошел в поворот чрезмерно быстро и уткнулся в Рубенса Баррикелло – пришлось перетормаживать и сбрасывать скорость.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

С выигрышем новой позиции Петрову снова повезло – Алонсо развернуло, и пилот «Рено» поднялся еще чуть-чуть выше. Дальнейшие попытки догнать «Уильямс» и остальные машины на прямой не удались: россиянин давил на газ слишком сильно в стремлении сократить дистанцию, машину болтало и приходилось чрезмерно много работать рулем.

А потом Петров попал в след из водной взвеси из-под колес и уже не мог рисковать с более поздним торможением.

10 лет дебюту первого русского в «Формуле-1» – Петрова. Он сходу выдал грандиозный старт – 7 обгонов на первых 300 метрах

В дальнейшем из-за аварий конкурентов Виталий вообще взлетел на 8-ю позицию (при старте 18-м!), но после перехода на слики уже не смог совладать с болидом.

«Я не удержал машину в зоне торможения третьего поворота и застрял в гравии», – признался Петров после финиша.

Тем не менее, путешествие на обочину в «Формуле-1» не запомнили, а вот легендарный ракетообразный старт вспоминают каждый год!

В 2010-х Россия ворвалась в «Ф-1»: амбиции нищей «Маруси», призы от Путина в Сочи, подиумы и провалы Петрова и Квята

«В Питере готова самая крутая трасса мира. Такой в России еще не было». Попов поговорил с первым русским пилотом «Ф-1»

Первым русским в гонках класса «Ф-1» был не Петров. Виталия опередили на 63 года