13 антирекордов Формулы 1

Гонщик, набравший 0 очков в сезоне, где его напарник стал чемпионом – Дэйв Уокер, 1972.

Чемпион мира 1970 Йохен Риндт как-то выразился про Lotus 72 так: «Обезьяна может выиграть чемпионат за рулем этой машины». Может и так, но австралиец Дэйв Уокер не смог. Уокер выиграл несколько титулов в Ф3 за рулем Lotus, и поэтому Колин Чэпмен решил взять его в напарники Эмерсону Фиттипальди на сезон 1972.

Но даже будучи вооруженным Lotus 72 австралиец не смог реализовать свой талант в Ф1. Ему не удалось заработать ни единого очка в своем единственном полном сезоне (хотя две гонки он пропустил, а в третьей его дисквалифицировали), а Фиттипальди одержал пять побед и выиграл титул.

Уокер, Lotus #8

Наибольшее число гонок без единого очка – Лука Бадоер, 50 гонок.

Когда думаешь о том, что итальянец управлял Ferrari, кажется, что уж хотя бы одно очко за 50 стартов можно было набрать. Но надо заметить, что его две ужасные гонки в 2009 случились через десять лет перерыва после последнего Гран-При. В период с 1993 по 1999 он управлял Lola, Forti и Minardi, которые были так себе.

Но дело было не только в Луке: на Гран-При Европы 1999 его подвела машина, когда он ехал на 4-й позиции. Это был прекрасный шанс, и расстройству Бадоера тогда не было предела.

Самая короткая пройденная дистанция в карьере – Эрнест Луф, 2 метра.

Какие-то детали могут быть неточны, но, похоже, именно Эрнест Луф проехал меньше всех в истории Ф1. В своем дебюте на Гран-При Германии 1953 он квалифицировался на далеком 31-м месте, а на старте машина дернулась, проехала 2 метра и заглохла – сломался топливный насос. На этом карьера и закончилась.

Еще стоит упомянуть Марко Апикеллу, который стартовал 23-м на Гран-При Италии 1993 за Jordan. Его вынесли в повороте Rettifilo через 800 метров, и он больше на старт гонок Ф1 не выходил.

Единственный гонщик, которого дисквалифицировали за слишком медленную езду – Ал Пиз.

Да, есть смягчающие обстоятельства в деле местного гонщика Ал Пиза, которого дисквалифицировали на Гран-При Канады 1969 в его второй гонке в Формуле 1. Трехлетний Eagle T1G был и устаревшим, и проехавшим немалую дистанцию до этого. А четырехцилиндровый двигатель Climax объемом 2,8 литра свои лучшие годы пережил давным-давно.

Но факт остается фактом, за 22 круга Ал Пиза в Моспорте лидер Жаки Икс сумел проехать 46. Кен Тиррелл поговорил с организаторами, и Пиза остановили. Это единственный случай, когда гонщика дисквалифицировали за слишком медленную езду.

Кен Тиррелл 

Наибольшее число подиумов без побед – Ник Хайдфельд, 13.

«Быстрый Ник» Хайдфельд и в правду был быстрым, ведь он смог в юниорских формулах убедить нынешнего главу Mercedes Тото Вольффа, что тому лучше заняться инвестированием, а не гонять за рулем. Сам же Ник провел в Формуле 1 12 сезонов.

Но ему не удалось выиграть гонку. Он был на подиуме 13 раз, восемь раз на второй ступени. У него даже есть поул, но до побед дело так и не дошло.

Хайдфельд, Алонсо и Баррикелло

Наибольшее число побед без чемпионского титула – Стирлинг Мосс, 16.

Хайдфельд не смог победить в гонке, но вот сэр Стирлинг Мосс побеждал и не раз. Целых 16, и по этому показателю занимает 17-е место среди всех гонщиков. С 1955 по 1961 он в по итогам чемпионатов не опускался ниже третьего места.

Но чемпионом мира он так и не стал, упустив свой лучший шанс в 1958, оспорив дисквалификацию своего соперника Майка Хоторна на Гран-При Португалии. Это помогло Хоторну позже завоевать титул в Марокко.

Наибольшее число поулов при отсутствии кругов лидирования – Тео Фаби, 3.

За 64 гонки Тео Фаби смог трижды завоевать поул: один раз рулем Toleman в Германии в 1985 и дважды за Benetton в двух гонках подряд в Австрии и Италии 1986. И каждый раз, когда пелотон заканчивал первый круг, лидировал кто-то другой.

Интересно, что Тео Фаби перехватил лидерство на Гран-При Австрии 1986 у своего напарника Герхарда Бергера, но его двигатель BMW отказал через несколько метров, так что он не смог пересечь старт/финишную черту и зафиксировать свое лидерство.

Тео Фаби позади Ники Лауды

Единственный гонщик, который не квалифицировался к гонке, не финишировал в ней и был дисквалифицирован – Ханс Хейер.

У Ханса Хейера в его карьере был лишь один шанс в Формуле 1, но стартовать он не мог бы, так как ему не удалось пройти квалификацию на Гран-При Германии 1977. Среди организаторов были его друзья с соседнего картингового трека, и они договорились, что после старта ему откроют ворота, где должны стоять машины тех, кто не смог пройти квалификацию.

Гонка стартовала, Хейер на машине Penske присоединился к пелотону и даже смог проехать 9 кругов по Хоккенхайму, но потом сломалась коробка передач, и Ханс вынужден был сойти с дистанции. А затем его дисквалифицировали и запретили до конца жизни принимать участие в Формуле 1. Насыщенный день.

Ханс Хейер

Наибольшее число кругов лидирования у гонщика, который так и не победил – Крис Эймон, 183.

Новозеландец Крис Эймон был очень быстр и часто выдавал удивительные гонки в своем исполнении, но выиграть ему так и не удалось: на Гран-При США 1967 упало давление масла; на Гран-При Испании 1968 была проблема с топливным насосом; на Гран-При Италии 1971 он сам повредил свой визор на шлеме; на Гран-При Франции 1972 прокол помешал ему одержать уверенную победу за рулем Matra.

Эймон лидировал 183 круга, но никогда не пересекал финишную черту первым. Так же у Криса и другой антирекорд – пять поулов, не превратившихся ни в одну победу.

Крис Эймон

Наибольшее число гонок без подиумов – Нико Хюлькенберг, 179.

Когда Нико Хюлькенберг за рулем Williams завоевал поул на Гран-При Бразилии 2010, казалось, что молодого немца ждет успешная карьера, полная подиумов и побед. К сожалению для Халка этого так и не случилось. Он так и не получил в распоряжение по-настоящему топовую машину и, несмотря на все старания, так и не добрался до подиума.

За 179 гонок у него было три четвертых места, и хорошо известны те эпизоды и шансы, которые он упустил сам: лидируя на Гран-При Бразилии 2012, он столкнулся с Льюисом Хэмилтоном, а во время Гран-При Германии 2019 сам потерял машину в дождевых условиях.

Команда с наибольшим числом гонок без побед – Arrows/Footwork, 382.

Считая, что Arrows/Footwork были одной и той же командой, они участвовали в 382 гонках в период с 1978 по 2002 – это восьмой результат по проведенным гонкам среди всех команд. И им так и не удалось одержать победу.

Был один поул, девять подиумов, но первую ступень гонщики этих команд не занимали. Во время Гран-При Венгрии 1997 Деймон Хилл мог одержать победу, но на его A18 сломалась гидравлика – деталь стоила 50 пенсов.

Наибольшее число попыток пройти квалификацию без единого старта в гонке – Клаудио Лангес, 14.

Никто не запоминает тех, кто борется за то, чтобы выйти на старт гонки, неважно, удается им это или нет. Ведь награда слишком непримечательная.

Но, несмотря на это, Клаудио Лангес смог отметиться: уроженец Брешии 14 пытался пройти предварительный квалификационный отбор за рулем Eurobrun в 1990, и все 14 раз ему это не удалось. В статистике так и было записано: не прошел предварительный квалификационный отбор.

Наибольшее число гонок без побед – Андреа де Чезарис, 208.

Этот антирекорд принадлежит гонщику McLaren, Jordan и Minardi Андреа де Чезарису. Так же ему совместно с Рикардо Патрезе ему принадлежит антирекорд по количеству сходов – 147.

А еще Андреа удерживает антирекорд по количеству гонок подряд без финишей. И таких периода была целых два: с Гран-При Франции 1985 по Гран-При Португалии 1986 и с Гран-При Монако 1987 по Гран-При Канады 1988 де Чезарис стартовал в 18 гонках в каждый из этих отрезков и не мог финишировать ни в одной из них. Если подумать, просто невероятное «достижение».

Андреа де Чезарис и его очередной сход

Это перевод статьи Грега Стюарта с сайта Formula1.com от 6 февраля 2021.

Этот блог в соцсетях: