30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с Шумахером

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с Шумахером

В прошлом году мы вспоминали сезон 1991 года… А почему бы и не вспомнить сезон 92-го? Время ностальгировать… Хотели бы увидеть обзор еще парочки гонок?

«Возможно, это была одна из лучших стратегий, которые мы когда-либо применяли. В середине гонки мы намеренно двигались в темпе, который, если бы он сохранялся, привел к тому, что к финишу у машины закончилось бы топливо, чтобы получить значительное преимущество, когда мы окажемся в лидерах. Пит-стоп Герхарда прошел хорошо, это заслуга команды, и инженеры идеально подобрали время. Конечно, это была хорошая гонка для Герхарда и невероятный успех для команды».

Рон Деннис выступает. Улыбается. Смеется. По праву наслаждаясь победой. Это была хорошая победа, добытая тяжелым трудом. В эти выходные «Макларен-Хонда» был ближе к «Уильямс-Рено», чем за весь год. Красно-белые машины были конкурентоспособны с самого начала и оставались таковыми. Победить мог либо Сенна, либо Бергер.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромНайджел Мэнселл лидирует в первом повороте

Однако шансы, как обычно, складывались в пользу автомобилей из Дидкота, поскольку Аделаида — сложная трасса. Большое количество сложных поворотов может привести к необычному результату. Ни Найджел Мэнселл, ни Патрик Хэд не надеялись на то преимущество, которое было на большинстве других трасс. В чем FW14B действительно выигрывали у McLaren MP4/7A, так это в сочетании производительности с экономичностью. Уровень прижимной силы коррелировался с потребляемым топливом. Болиды с моторами «Хонды» V12 всегда заправляли больше, чем с «Рено», потому что они обладали повышенным расходом. Деннис прекрасно понимал, что ситуация будет предельной, если удастся сохранить темп, заданный Сенной на первых кругах во время агрессивной погони за Мэнселлом.

Лидирующие Мэнселл и Сенна сталкиваются с друг другом

В конце концов, ситуация разрешилась сама собой в конце 19 круга, когда англичанин и бразилец сцепились с друг другом. В сходе каждый обвинял другого.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромСтолкновение Мэнселла и Сенны

Этот инцидент не снял «Макларен» с топливного крючка, потому что Бергер все еще упорно преследовал Патрезе, а вторые номера соответствующих команд теперь подражали своим партнерам в борьбе за лидерство. На протяжении большей части сезона мы привыкли к тому, что «Уильямс» выглядят лучше, но в Аделаиде они бросили настоящий вызов. Раз за разом Герхард прорывался мимо Патрезе в конце длинной прямой, но каждый раз Рикардо блокировал его, справедливо и решительно. На одном из этапов наступило отчаяние, и многие начали подозревать, что все может закончиться плачевно, но вместо этого Герхард просто продолжал давить, а на 20-м круге попробовал новую внешнюю траекторию.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромМаурисио Гужельмин за рулем «Джордан-Ямаха»30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромТьери Бутсен на «Лижье» в последний раз в карьере попадает в очки

На этот раз это сработало, и он вырвался вперед, но только на то время, которое потребовалось ему, чтобы вырваться вперед, и чтобы Патрезе смог проскочить обратно по внутренней траектории. Это было великолепно, и было заметно, как легко австриец смог настигнуть итальянца. К концу этого круга разрыв увеличился с секунды до 2.2 секунды, когда Герхард собирался с силами. Два круга спустя он снова сократился до 0.6 секунды, а когда температура окружающей среды начала подниматься после пасмурного начала гонки, отрыв зафиксировался. В течение следующих 10 кругов он никогда не превышал 1.7 секунды, а затем произошла решающая остановка в боксах Бергера на 35-м круге, которая вывела Михаэля Шумахера на второе место.

Бергер отчаянно пытается пройти Патрезе

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромНайджел Мэнселл опережает Айртона Сенну. Оба сошли в гонке

Немец всегда оставался в тени, выжидая время, не наседая слишком рано. Он отлично стартовал, преследуя Мэнселла, Сенну и Патрезе на первых кругах, позади него был Алези, за которым следовали Бергер и Брандл, но на третьем круге он без суеты уступил четвертое место Бергеру и после этого сосредоточился на том, чтобы держать лидирующий квартет в поле зрения, не перенапрягая свою машину. Он знал, что будет медленным на прямой из-за того, что «Бенеттон» вынужден использовать высокую прижимную силу, чтобы создать достаточное сцепление. Это был хрестоматийный здравый смысл, еще одно свидетельство мудрой головы на молодых плечах.

Бергер начал погоню. На 36-м круге отрыв от Патрезе составил чуть более трех секунд, но затем он сократил его до 1.8 секунды, а затем до 1.2 секунды. Примерно в это время Мика Хаккинен вел войну с Агури Сузуки, проклиная инцидент на четвертом круге в борьбе с де Чезарисом за восьмое место, который закрутил его «Лотус» и опустил его с девятого на 20-е место. Теперь его и японского гонщика собирались обогнать. Мика уже сдерживал Патрезе, но теперь, пока Рикардо разбирался с гонщиком «Футвоорк», Шумахер приблизился к своему старому противнику по «Формуле-3». В 1990 году в Макао Михаэль обогнал Мику и лишил финна шансов на чемпионство в британской Ф3, возможно, об этом думал и Мика, упорно отказываясь уступить место гонщику «Бенеттона».

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромЛегендарный «Лотус»

«Лотус» был оснащен аналогичным мотором, что и у «Бенеттона». Мика боролся с Сузуки так же жестко, как Шумахер боролся с Патрезе. Но, как правило, кодекс требует, чтобы отстающие давали лидерам передышку, а Мика не делал этого в течение нескольких кругов. К тому времени, когда он наконец уступил, Бергер вернулся к Шумахеру. Австриец набрал скорость после остановки и выглядел угрожающе. Это могло оказать решающее влияние на исход гонки.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромРиккардо Патрезе и Герхард Бергер идут колесо в колесо

Шумахер идет к очередному подиуму, возможно, победе

К 42-му кругу Патрезе вырвался вперед на пять секунд, в то время как Бергер был в десятых от зелено-желтой машины, а когда Михаэль остановился на пит-стоп на 43-м круге, австриец снова вышел на второе место, жаждая преследовать Рикардо. Он сократил отрыв до 3.8 секунды, когда судьба вмешалась и сделала все остальное. Проходя правый поворот на 51-м круге, Рикардо почувствовал, что «Уильямс» глохнет. «Все заглохло, и все огни загорелись. Я поставил ногу на педаль газа, но там ничего не было…». FW14B остановился почти на слепой гоночной линии, и Рикардо совершил недостойный выход через защитное ограждение.

В этих условиях преимущество Бергера в 25 секунд над Шумахером казалось непреступным, но немец думал иначе.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромЖан Алези за рулем «Феррари»

Что-то попало в радиатор на болиде Бергера, что привело к перегреву. Шумахер, тем временем, набирал обороты, постоянно укладываясь в 1:16 с по мере того, как гонка переваливала за 60-й из 81 круга. Сначала в команде думали, что свежие шины не окажут значительного влияния на время прохождения круга. К тому времени, когда они поняли, что это было желательно, его остановка привела к потере множества позиций. Это вывело Михаэля из себя. Все, что он мог теперь делать, это давить изо всех сил, что он и сделал с потрясающим эффектом. С 16.5 секунд на 65-м круге разрыв сократился до 11.5 секунд на 70-м, а на 75-м до 8.4 секунд. Немец установил рекорд круга – 1:16.078. С этим временем он стартовал бы шестым.

«Я знал, что Герхард, вероятно, сможет ответить и остаться впереди», — признался он после. «Это была хорошая гонка. Очень приятная!». Так оно и было. Она стала захватывающей и подходящей кульминацией сезона. На последнем круге их с Бергером разделяло 5.2 секунды, а когда Герхард отстал настолько, насколько осмелился, его точное преимущество составило менее секунды. Для Бергера это была самая приятная победа за все время его работы в «Макларене», которую он заслужил. Для Шумахера — еще одно доказательство блестящего будущего.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромМартин Брандл на пути к очередному финишу на третьем месте

Бергер выдерживает давление и побеждает, а Брандл в спокойном темпе добирается до третьего места

Брандл быстро прошел Алези, но дальше страдал из-за избыточной поворачиваемости. Лишенный возможности атаковать, он остановился на разумной траектории и снова попал на подиум. «Бенеттон» приехал обеими болидами на подиум, повторив подвиг «Лотус» и «БРМ», финишировав в очках в каждой гонке чемпионата. Прекрасное достижение и еще одно подтверждение серьезности своего вызова.

Неудержимый Алези снова привел свою медленную «Феррари» домой, по крайней мере, наслаждаясь если не ее надежностью, то ее производительностью, а Бутсен очень хорошо справился со своей низкой позицией на стартовой решетке, обойдя Гужельмина, Сузуки, Морбиделли и Модену. Бельгиец отобрал шестое место у де Чезариса, так как «Тирелл» итальянца загорелся из-за отсоединения инжектора на 30-м круге, а сход Патрезе лишь укрепил результата. Итог — первые очки в сезоне. Для Модены Австралия стала своего рода оправданием, как, впрочем, и для «Джордан- Ямахе». В гонке, в которой никто не ожидал, что прожорливый V12 продержится долго, итальянец начал с 1000 об/мин, обеднил смесь после 20 кругов и пережил душераздирающие моменты, когда давление топлива колебалось на последних трех кругах. Однако, итальянец все-таки смог набрать заветное очко.

30 лет назад в Австралии Бергер принес последнюю победу «Макларен-Хонде» после драматичной развязки с ШумахеромБергер и Шумахер борются за лидерство

Эпоха «Макларен-Хонды» закончилась

Хаккинен стал седьмым, испытав несколько проблем с переключением передач во второй половине гонки, а напарник Херберт снова стал жертвой Оливье Груйяра, ошибшегося на старте, собрав с собой пару соперников. После остановки для замены носа и направляющего стержня он возобновил гонку и прошел круг быстрее Хаккинена (восьмой по скорости), заняв удручающее 13-е место. Для «Лотуса» его вновь обретенная надежность была слабым утешением перед лицом такого несчастья.

Таким образом, Гран-при Австралии положил конец целой эпохе. Бергер попрощался с «Маклареном», Брандл – с «Бенеттоном», а «Хонда» со всей «Формулой-1», но ничто так не подытоживает нынешнее печальное положение спорта, как слухи, окружавшие Мэнселла на протяжении всего уик-энда. Конечно, предполагалось, что это будет его последний Гран-при, но поскольку Берни Экклстоун отсутствовал, очевидно, находясь в Штатах и пытаясь выкупить контракт англичанина с Newman Haas из «Индикара», кто может сказать это наверняка? Даже сам он не знает точно, что его ждет в будущем (титул в сезоне 1993 года).