30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетон

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетон

Гран-при Испании вышел немного разочаровывающим. Найджел Мэнселл победил в доминирующем стиле в 25-й раз в карьере, сравнявшись по этому показателю с Джимом Кларком, а также с Сенной, который в 1991 году выиграл первые четыре гонки подряд. Все ждали, смогли ли в «Макларене» решить свои проблемы. На что претендует Михаэль Шумахер за рулем «Бенеттона». Станет ли немец угрозой «Уильямсу».

В пятничной квалификации многие пытались догнать британца, но Найджел все равно оказался на секунду быстрее, чем Шумахер и Сенна (на предыдущем этапе в Бразилии отрыв был в две секунды). Субботние сессии не смогли дать ответов, потому как пошел дождь.

«Макларен» смог усовершенствовать электронику, но не смог решить проблему со слабым мотором «Хонды». «Бенеттон» наоборот обладал хорошим мотором, но само шасси было не очень. Но как много, если вообще что-то, они смогли отыграть? Это нельзя было определить с какой-либо степенью точности, тем более что ни Мэнселл, ни Риккардо Патрезе не были довольны настройками, которых они добились на FW14B, когда было сухо.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонСтарт Гран-при Испании 1992 года

Шумахер добился лучшего результата в карьере на данный момент (10 этапов)

Машину для немца разрабатывал Рори Бирн под руководством Росса Брауна. Жизненно важным ингредиентом, кроме впечатляющего Шумахера, является столь же замечательный Ford HB V8. В текущих условиях Эдди Джордан сожалел о том дне, когда променял моторы «Форда» на бесплатные моторы от «Ямахи», они были ужасными. Большие проблемы с перегревом приводят к маленькой мощности.

Стефано Модена квалифицировался на 30+ позиции – провал. Его напарник Маурисио Гужельмин боролся за 15-ю позицию до тех пор, пока на 25-м круге не был вынужден сойти из-за мотора. Лошадей не хватало во влажных условиях, но необходимость постоянно увеличивать кривую мощности создавала чрезмерную избыточную поворачиваемость в сложных условиях, что привело к вылету с трассы.

«Форд» активно продвигал немецкую восходящую звезду. Михаэль компенсировал недостатки машины прекрасным пилотажем.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонМартин Брандл опережает Айртона Сенну и Ивана Капелли

В квалификации в пятницу он вылетел на скорости и врезался в стену, повредив новую машину. Команда была не в восторге. Ничего серьезного, потому что, когда Михаэль на трассе, он всегда делает свое дело, и даже когда немец снова вылетел на мокрой трассе в субботу, что привело к тому, что впервые за все время его обогнал партнер по команде Мартин Брандл, Шумахера простили. В конце концов, по итогам двух сессий немец был вторым на решетке после человека, который только что выиграл три предыдущие гонки, и это был всего лишь его 10-й этап в карьере.

В этом заключался ключ к разгадке испанской гонки. Она мало что нового рассказала о комбинациях различных команд, но многое поведала о самих гонщиках.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонПилот «Лотуса» — Джонни Херберт

Михаэль показывал пилотаж на уровне чемпионов мира

Возьмем Шумахера. Да, Михаэль ошибся в квалификации в поисках пределов трассы, но зато в гонке практически не допускал ошибок. Он провалил старт, уступив Алези, прорвавшемуся с четвертого ряда стартового поля. Француз даже немного задел болид Сенны, в то время как Шумахер провел оставшуюся часть гонки в стиле потенциального чемпиона мира.

На послегоночной конференции он был искренне удивлен заявлением Мэнселла о том, что тот вел машину на пределе возможностей, а «Бенеттон» все равно приближался. Михаэль всегда дает откровенны комментарии. Например, о гонке в Бразилии. Найджел заявил, что смог в трех поворотах найти ту самую секунду преимущества. В этот момент немец еле сдерживался от смеха. Он может быть молод, но не вчера родился. На самом деле Михаэль не увеличил свой собственный темп в погоне за «Уильямсом», а скорее лишь сохранял его, а вот Мэнселл немного сбавил скорость.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонСенна опережает Риккардо Патрезе, Жана Алези, Брандла и Капелли

Шумахер поступил очень умно, не выбив «Бенеттон» из колеи тем, что был слишком взволнован перспективой догнать и бросить вызов Мэнселлу.

«Я не заметил, что догнал Мэнселла», — признался он. «На самом деле, я был очень удивлен, когда увидел, что разрыв составляет менее пяти секунд. Я подумал, что Найджел, должно быть, ошибся».

Многие другие «звезды» на подобном этапе своей карьеры могли бы поддаться искушению и перестараться, пытаясь сделать еще чуть-чуть больше, но Шумахер знал свои пределы и был слишком умен, чтобы переступить их. Первая победа в карьере уже казалась реальной. Второе место в то же время само по себе впечатляет не меньше.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонАлези на «Феррари»

Айртону было тяжело управлять машиной во влажных условиях. Как итог — вылет

Еще был Сенна. Если кто и испытывал неожиданный поворот судьбы в последнее время, так это чемпион мира. На ранних стадиях с ним расправился Михаэль, а затем последовал натиск со стороны находящегося в форме Герхарда Бергера. Прошло много времени с тех пор, как Сенне действительно приходилось справляться с вызовом со стороны партнера по команде. Изначально разрыв между двумя MP4/7A, занимавшими на ранних стадиях скромные пятое и шестое места, менялся в зависимости от условий трассы и трафика. Бергер начинал пробиваться вперед, но затем снова отступал. Однако австриец упорствовал и к 17-му кругу сумел наверстать время, потерянное в результате инцидента с Алези, произошедшего четырьмя кругами ранее. После 30 кругов два напарника по команде сравнялись. На 31-м круге Герхард наконец-то настиг Айртона и, проскочив вперед, быстро оторвался, несмотря на контратаку. Однако в поворотах он оказался позади борьбы за седьмое место между Габриэле Тарквини («Фондметал»), Пьерлуиджи Мартини и Юрки Ярвилехто из «Даллары», которые пытались пройти Микеле Альборето на «Эрроузе». Ярвилехто так увлекся, что позволил Сенне приблизиться и пройти Герхарда.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонМэнселл пересекает финишную черту

После этого бразилец начал отрываться, но на этом приключения не закончились. Первая ошибка произошла на 48-м круге, а затем на 57-м круге, когда Айртон ели смог сохранить болид от столкновения со стеной. После таких приключений Сенна уже и не надеялся догнать Шумахера. Неожиданно смог прибавить Жан Алези, который переместился в процессе с третьего места на пятое, а затем и инцидент с Бергером на 13-м круге подвыбил его из колеи. Как ни странно, но он стал единственным пилотом, совершившим пит-стоп в гонке на 33-м круге. Решающий момент гонки. Во влажных условиях Алези ничего на «Феррари» не мог противопоставить «Макларену» и «Бенеттону», но на свежих шинах делали пошли в гору.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонИван Капелли, Ники Лауда, Лука ди Монтедземоло и Жан Алези

Алези смог решить все проблемы и приехать на подиум

Француз славился способностью притягивать аварии. Так и произошло на этот раз. На 40-м круге он и Хаккинен столкнулись после, казалось бы, просто гоночного инцидента, но оба остались на плаву. Жан был по всем параметрам быстрее напарника Капелли. К тому моменту, когда Сенна поехал на 57-й круг, «Феррари» могла побороться за четвертое место, пройдя напарника Айртона два круга спустя. Между 61-м и 62-м кругами Жан вырвал у Сенны целых 14 секунд, но на 63-м круге между ними уже ничего не было. «Условия были очень сложными», — сказал Сенна. «На последних 10-15 кругах резина ушла». Все это дорого стоило Айртону. Под давлением Алези на этом круге чемпиона мира вылетел с трассы. Великие иногда ошибаются. Этот кульбит стоил ему трех очков в личном зачете.

Выступление Алези было великолепным и наглядно продемонстрировало, что недооценивать француза — себе во вред. Для Патрезе и Капелли гонка не принесла ничего, кроме злости на самих себя. Как уже стало практически нормой в 1992 году, Риккардо играл роль второго пилота в команде, но ошибся на 20-м круге и врезался в стену. Это была нехарактерная ошибка ветерана, как и вылет Капелли на «Феррари», страдающего всю гонку из-за мотора.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонМихаэль Шумахер впервые в карьере финиширует вторым

За попадание в очки кипела борьба, в то время как напарник Шумахера сошел в четвертый раз подряд

В сезоне 1991 года все думали, что Эрик Кома обойдет опытного Тьерри Бутсена в личном зачете в составе «Лижье», но этого не произошло, однако сейчас он был быстрее. Бельгиец был вынужден сойти из-за проблем с мотором. Кома шел седьмым до тех пор, пока не допустил несколько разворотов. Второй стал фатальным. Вместе с ними еще вылетели Тарквини и Ярвилехто. После схода француза временно вперед вышел Альборето, но затем он начал терять в скорости, а Габриэле даже начал приближаться, но сошел. Ярвилехто всю гонку провел в борьбе с Мартини, а финн Мика Хаккинен энергично преследовал Бертрана Гашо, пока у того не взорвался мотор. После инцидента с Алези Хаккинен выглядел готовым к финишу, пока тоже не сошел, присоединившись к напарнику Джонни Херберту. Новый Lotus 107 был представлен в паддоке в Барселоне, но старые 102D должны были принять участие в своей последней гонке. В квалификации им не хватало сцепления с трассой, а у Херберта, в частности, на мокрой дороге ужасно срабатывала избыточная поворачиваемость. Британец сам на себя был разочарован, а вот фанаты были в восторге от того, как тот боролся в поворотах с Хаккиненом и Гужельмином. В то время как несчастный Мартин Брандл не смог проехать и пары кругов, как дважды ошибся, и вылетел с трассы. Для британца – это был четвертый сход подряд.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонМотор «Феррари»

Была еще одна звезда в гонке, которая на одном этапе погрузилась в скуку, а во второй половине ожила, и это был Карл Вендлингер. Австриец хорошо квалифицировался на «Марч», но в неразберихе на решетке по мере приближения непогоды команда отказалась нарушать регламент, меняя шины после пятиминутного табло. Другие сделали это, за что получили штрафы, а вот Карл стартовал на сликах, что ничем хорошим не увенчалось. Как итог восьмое место можно считать поражением. В ином случае он мог бы быть в очках.

Очередной триумф Найджела Мэнселла

В конечном итоге, конечно же, именно Мэнселл набрал наибольшее количество очков в Испании. После 25-й победы в своей карьере в «Формуле-1» он упорно отказывался — в крайне резких выражениях — признать, что его машина имела техническое преимущество, которое всем остальным казалось очевидным. Или признать, что он сбавил обороты, когда Шумахер настиг его. Тем не менее, Мэнселл пилотировал на высоком уровне. Британец специально позволил Михаэлю догнать его, чтобы тот убил свои шины в погоне за ним. И когда отрыв стал угрожающим, а Шумахер все еще атаковал, Мэнселл просто прибавил. Это было мышление чемпиона. Возможно, сигнал о том, что он действительно может стать чемпионом в этом году. И все же его послегоночное безразличие еще раз показало, что Найджел по-своему так же уязвим, как и Сенна, несмотря на 36 очков, которые их разделяют.

30 лет назад с Испании начали показывать Ф1 в России. Мэнселл доминировал поодаль от Шумахера, а Алези прорезал пелетонМэнселл и Шумахер празднуют на подиуме

На трассе Найджел был вне конкуренции, а вот за ее пределами наоборот. Его собственные же высказывания лишь подмачивали ему репутацию.

P.S. Мы продолжаем путешествие не в хронологическом порядке. Сначала был рассмотрен 16-й этап в Австралии, а затем 5-й этап в Имоле. А в мае мы рассмотрим два классических уже Гран-при — Испании (4-й) и Монако (6-й).