6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Десятое место Албона было завоевано благодаря нескольким факторам: марафонскому отрезку на жестком составе резины; оттормаживанию Лэнсом Строллом соперников Алекса из середины пелотона; риску Williams.

Такие стратегические решения нечасто встречаются, но история Формулы 1 знает примеры, когда подобный риск оборачивался выигрышем.

Стирлинг Мосс – Гран-При Аргентины 1958.

Финишная позиция: 1.

Комбинация легендарного частника Роба Уокера и несравненного Стирлинга Мосса добилась немалых успехов. Одним из таких была победа в Аргентине, где они применили «стратегический блеф».

Мосс управлял легкой, но не слишком мощной машиной Cooper Climax T43 с мотором объемом 1,96 литра (по сути, машина Формулы 2), и не мог угнаться за 2,5-литровыми Ferrari. К тому же, его колеса было сложнее и дольше менять, чем у итальянцев. Уокер и Мосс не скрывали, что их пит-стоп займет больше времени           , но они никому не говорили, что задумали проехать всю гонку на одном комплекте шин Continental.

Мосс захватил лидерство, когда Фанхио на Maserati заехал на пит-стоп. Когда гонщик Ferrari Луиджи Муссо понял, что к чему и что колеса рядом с Робом Уокером так и будут стоять для отвлечения внимания, было уже поздно, и догнать Мосса возможности не осталось.

Несмотря на осторожность Мосса с шинами, он удержал победу с преимуществом в 2,7 секунды. Это была первая победа для машины с заднемоторной компоновкой.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Герхард Бергер – Гран-При Мексики 1986.

Финишная позиция: 1.

Первая победа Benetton, принесенная Герхардом Бергером, стала результатом гонки без пит-стопов на единственном комплекте Pirelli.

Бергер стартовал четвертым, затем поднялся на третье место позади Williams Нельсона Пике и Lotus Айртона Сенны, но все же пропустил McLaren Алена Проста. А потом, когда они все заехали на пит-стоп, оказался в лидерах. Бергер вышел на первое место на 36-м круге и готовился к обороне от соперников на свежей резине Goodyear. Но неожиданно резина у австрийца держалась очень хорошо. Он выиграл с преимуществом в 36 секунд над Простом.

Важной частью той стратегии было рискованное решение использовать разные типы резины на каждом из четырех колес машины. Трасса больше нагружала левую часть из-за обилия правых поворотов, а также имелась разница между нагрузкой на переднюю и заднюю ось. Еще одним фактором успеха было правильно подобранное давление в шинах.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Мика Сало – Гран-При Монако 1997.

Финишная позиция: 5.

Гран-При Монако 1997 был дождевым, что означало, что темп гонки был невысоким – самый быстрый круг был на 35 секунд медленнее поула. Гонка закончилась после двух часов, и только 62 из 78 кругов гонщики успели преодолеть. Все это дало возможность команде Tyrrell набрать свои единственные очки в сезоне. 

В команде решили проехать гонку без остановок. Не слишком мощный двигатель Ford ED V8 был и не слишком прожорливым, однако, Мике пришлось все равно экономить топливо, начиная с середины гонки, когда стало понятно, что тактика может сработать.

Сало вспоминал: «Мы изменили режим потребления топлива на минимальный, я не поднимал обороты и поднимал ногу с педали газа перед поворотами. Я не думал, что у нас получится. Моя резина износилась, а когда дождь снова пошел, у меня не было сцепления с трассой, и мне повезло не улететь в стену». Помимо всего прочего на машине Мики было повреждено переднее крыло после инцидента на втором круге.

Сало финишировал в круге позади лидеров и смог сдержать стартовавшего со второго ряда Джанкарло Физикеллу на Jordan. Это был последний финиш в очках команды Tyrrell.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Джанкарло Физикелла – Гран-При Бразилии 2003.

Финишная позиция: 1.

Джанкарло Физикелла квалифицировался восьмым в Бразилии в 2003 и смог удержать позицию на первом круге. Для Jordan даже это было успехом, учитывая первые две гонки, и именно поэтому итальянец протестовал против пит-стопа под машиной безопасности в тот момент.

Но в итоге это принесло результат. Гонка проходила в мокрых условиях, и очень многие гонщики оказались за пределами трассы и выбыли по ее ходу. У Jordan план был такой: залить на том самом пит-стопе под машиной безопасности топлива столько, чтобы доехать до 75% дистанции. Почему именно 75%? Если в этот момент появился бы красный флаг, гонка могла бы и не рестартовать, ведь все гонщики получили бы полные очки. Физикелла был в боксах на седьмом круге.

Стратегия сыграла блестяще, Физикелла прошел Кими Райкконена на 54-м круге, затем Марк Уэббер разбил машину, а сразу после него Фернандо Алонсо. Гонку остановили красным флагом. Изначально победу отдали Райкконену, но шесть дней спустя FIA, проверив тайминг и свод правил, изменила решение и кубок за победу перешел итальянцу.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Михаэль Шумахер – Гран-При Франции 2004.

Финишная позиция: 1.

Михаэль Шумахер стартовал в той гонке на Маньи-Кур вторым позади Фернандо Алонсо. Ferrari в целом была быстрее, но на одном круге и в начале гоночного отрезка темпа ей не хватало из-за особенностей резины Bridgestone.

Ferrari планировали три остановки, но главный стратег команды Лука Балдиссери также готовил вариант с четырьмя остановками на случай, если перед немцем не будет чистой трассы. Оставаясь позади Алонсо на первых двух отрезках, в команде решились на четыре остановки.

У Шумахера была короткая дозаправка во время его второй остановки на 29-м круге. Пит-стоп Алонсо перенесли чуть дальше по ходу гонки, но это все еще были три остановки, а время, потерянное на изношенном комплекте Michelin в конце второго отрезка, позволило немцу выйти вперед.

Теперь Михаэль имел перед собой чистую трассу и начал штамповать быстрейшие круги один за другим. За третий и четвертый отрезки он создал достаточный отрыв, чтобы после своей последней остановки на 58-м круге выехать впереди испанца. Несмотря на то, что на все пит-стопы Михаэлю понадобилось на 15 секунд больше, он выиграл гонку с преимуществом в 8 секунд.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Себастьян Феттель – Гран-При Италии 2010.

Финишная позиция: 4.

Себастьян Феттель и Red Bull планировали в Монце совершить пит-стоп на 14-15 круге, но в итоге свою остановку немец совершил на 52-м. Как и Алекс Албон в Австралии Себ остановился на последнем круге для обязательной смены резины.

Стратегия сыграла прекрасно. В первой части гонки Феттель ехал седьмым, и хотя его мягкие шины немного теряли в эффективности, он продолжал ехать в хорошем темпе благодаря тому, что не был в трафике. Было понятно, что он легко обойдет Williams Нико Хюлькенберга и Renault Роберта Кубицы, но с его партнером Марком Уэббером и Нико Росбергом на Williams все было неочевидно.

В итоге Росберг был в трафике, Марк шел следом, и это в том числе позволило Феттелю выехать с пит-стопа перед ними обоими и финишировать четвертым. Да, это не был какой-то особенный успех для немца и Red Bull, но, как мы помним, Себастьян выиграл титул с преимуществом в четыре очка, так что это решение в Монце было очень важным.

 6 умных стратегических решений в истории Формулы 1

Это перевод статьи Эда Стро с сайта Formula1.com от 16 апреля 2022.

Еще почитать по теме:

Этот блог в соцсетях: