Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 — королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Не жалейте плюсов и подписок, тогда таких постов будет больше.

Статистика не измеряет величие, но четыре чемпионата мира, 53 победы и 57 поул-позиций Себастьяна Феттеля автоматически дают ему право на этот статус. Единственный вопрос — это вопрос величины: насколько он велик. Попытаемся разобраться…

Карьерная траектория Себастьяна Феттеля любопытна. Быстро прошел путь в юниорских сериях. Почти мгновенно добился успеха в средней команде «Торо Россо». До 27 лет выиграл все основные трофеи за команду «Ред Булл».  

Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Когда Феттель воспользовался правом на разрыв контракта, чтобы присоединиться к «Феррари» в 2015 году, успех казался достижимым. Как ранний успех его наставника Михаэля Шумахера в «Бенеттоне» был просто прелюдией к его славным дням в «Феррари», так и пребывание Феттеля в «Ред Булл» могло быть просто преамбулой к чему-то удивительному.

Но шесть лет в Маранелло принесли разочарование, после чего последовали катастрофические с точки зрения результатов неудачные два года в «Астон Мартин». Чтобы оценить величие Феттеля, сначала нужно взвесить две части этой несбалансированной карьеры.

Ранний Феттель (2007-2013) был феноменом. Поговорите с теми, кто работал с ним, когда он прошел путь от подающего надежды картингиста до суперзвезды, и их мнение будет неизменным. Да, немец был быстр, но есть много быстрых гонщиков. Что отличало Феттеля, так это внимание к деталям, преданность делу, решимость не упустить ни одного камня. Шумахер был прототипом современного универсального гонщика, и Феттель в точности следовал его примеру.

«Многие гонщики обладают навыками, талантом, – говорит Франц Тост, босс команды Феттеля в «Торо Россо» в 2007/08 годах. – В прошлом была пара гонщиков, которые только за счет скорости могли выиграть чемпионат. Но они были либо глупы, либо что-то еще. Они не могли собраться, потому что не понимали, какие ингредиенты нужно собрать вместе, чтобы стать успешным гонщиком».

Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Тост характерно жесток, но точен. Многим гонщикам требуются годы, чтобы принять эту реальность,. Некоторые так и не принимают ее, но Феттель уже все понимал еще до того, как пришел в «Формулу-1». Если поговорить с Фредериком Вассером, который сейчас является директором команды «Феррари», а тогда был главой команды ASM в «Формуле-3», за которую Феттель выступал в 2006 году. Так вот Вассер сказал то же самое. У Феттеля был огромный аппетит к самосовершенствованию.

Это нашло отражение в его подходе, когда ему удалось стать пилотом «Формулы-1». В годы, проведенные в «Торо Россо», он оттачивал пилотаж, разбирая его и понимая, что ему нужно для того, чтобы быть быстрым. Если есть мощная передняя часть машины и стабильная задняя часть для уверенного вхождения в поворот, то Феттеля уже не остановить. Немец пользовался этой схемой в команде «Ред Булл».

Как и все великие гонщики, Себастьян сделал превосходную технику еще лучше. Аэродинамическая система с выхлопными газами существовала в различных формах в течение четырех лет, когда Феттель выиграл титул в 2010-2013 годах, но именно его усердие и мастерство в адаптации техники позволили извлечь из этого максимальную пользу.

Дроссель был не только средством передачи мощности на колеса, но и газовым насосом для создания аэродинамической нагрузки. Временами это требовало применения контринтуитивной техники, которая давала автомобилю больше прижимной силы и, что очень важно, обеспечивала ее таким образом и в такое время, которое было необходимо Феттелю, чтобы обеспечить ему стабильную заднюю часть. В том, что делал Феттель, были отголоски легендарной техники Айртона Сенны – он был настолько хорош.

Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Это был пиковый Себастьян, который завоевывал, казалось, бесконечное количество поул-позиций и доминирующих побед. Хотя обычно это были триумфы, связанные с лидированием, которых требовала машина (имевшая, как правило, большую прижимную силу и сопротивление, чем соперники), были и победы с прорывами. В частности, победный обгон Алонсо по траве в Монце в 2011 году, а в 2012-м ему удалось вернуться с последнего на шестое место в Интерлагосе после столкновения с Бруно Сенной на первом круге. Как итог – третий титул подряд.

Феттель в этот период был поистине выдающимся, сравнимым с лучшими пилотами.

Но в эту эпоху были моменты, которые намекали на грядущие слабости. Были ошибки, особенно в 2010 году, и разногласия с напарником по команде Марком Уэббером, которые предвещали то, что должно было произойти в годы его работы в «Феррари».

После того как в 2014 году Феттель проиграл молодому напарнику Даниэлю Риккардо – сезон, в котором Феттель выступил лучше, чем многие помнят (и испытал более чем справедливую долю проблем с машиной), но который все же был слабее предыдущих, ему захотелось уйти в «Феррари».

Все начиналось замечательно: первая победа уже во второй гонке в Малайзии. Сразу три победы за сезон. Но присущая «Феррари» нестабильность уже проявилась в том, что Лука ди Монтедземоло, который сыграл важную роль в привлечении немца, ушел еще до прихода Феттеля.

Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Пиком карьеры Феттеля в «Феррари» стали 2017 и 2018 годы. В первом из этих годов он шел вровень с Льюисом Хэмилтоном перед заключительными семью гонками сезона. Но на старте Гран-при Сингапура немец спровоцировал аварию, которая вывела из строя обе машины команды и Макса Ферстаппена. Проблемы с надежностью «Феррари», вероятно, затруднили бы завершение борьбы за титул, но результат Сингапура разрушил импульс Феттеля.

Однако более показательным инцидентом стало то, что Себастьян потерял самообладание и намеренно врезался в Хэмилтона под машиной безопасности в Баку. Это был исключительный момент агрессии, который нельзя было оправдать его раздражением по поводу того, что он считал махинациями Хэмилтона перед рестартом, и который совершенно не соответствовал приветливому, легкому характеру немца. Даже Феттель, казалось, с трудом смирился со своими непростительными действиями.

В 2018 году «Феррари» стала лучше во всех моментах, но сам Себастьян стал чаще ошибаться. Сход во время лидирования в сложных условиях в Хоккенхайме считается моментом, когда сезон для Феттеля пошел не так – и это был удар – но количество ошибок в гонках было слишком велико и после этого.

И эти ошибки были показательны. В «Ред Булл» они случались, но не с такой частотой, а обстановка и непостоянство «Феррари» явно не пошли Феттелю на пользу. Он чувствовал разногласия с руководством команды, особенно в последние годы, и не очень хорошо реагировал на вызов, брошенный новым партнером по команде Шарлем Леклером.

Каким гонщиком был Феттель? Походил на Сенну и Шумахера, удивлял умом и импульсивностью

Так кто же из них настоящий Феттель? Тот факт, что это очевидный вопрос, является симптомом единственной слабости, которая заключается в том, что ему требовался узкий набор условий – как с точки зрения окружения, так и с точки зрения динамики автомобиля – чтобы быть в своей блестящей лучшей форме. Тогда он был так хорош, как никто и никогда.

За пределами этого окна Себастьян был более непостоянным исполнителем – эта черта усилилась после того, как он соблазнился понятной привлекательностью «Феррари», которая ввергла его в среду, сильно отличающуюся от той, в которой он процветал в «Ред Булл».

Себастьян был несовершенным гением, возможно, одним из самых человечных из великих чемпионов «Формулы-1». Именно это сделало его таким популярным, даже если эмоциональная неустойчивость иногда выходила за рамки.

Хотя он не стал чемпионом на все времена, Феттель заслуживает того, чтобы его запомнили в его лучшем блестящем виде, когда он делал, казалось бы, невозможные вещи за рулем «Ред Булл».