История контракта Сенны с McLaren в 1993

Так же, как Хэмилтон тянул с контрактом почти до начала сезона 2021, так и Сенна в 1993 долго не мог заключить соглашение с Роном Деннисом. Когда контракт был подписан, то он покрывал меньше трети сезона. Много позже они смогли договориться и об оставшихся гонках. На протяжении всего года участие Сенны в каждом уик-энде было оговорено отдельным пунктом, из-за которого весь юридический отдел команды постоянно был на взводе. Если команда не заплатит, Сенна в машину не сядет…

Мартин Уитмарш, тогда руководитель операционного отдела команды, вспоминал: «Я помню, что каждая гонка стоила миллион долларов! За те 24,5 года, что я бы в McLaren, команда всегда приносила прибыль. Кроме сезонов 1992-1993, где мы потеряли 1,5 миллиона фунтов, а Айртону мы платили миллион долларов за гонку…».

Задержки с подписанием были во многом вызваны уходом Honda, они объявили об этом в Монце в сентябре 1992. Сезон и так был для Сенны непростым, ведь последний двигатель V12 японцев оказался посредственным, а Найджел Мэнселл доминировал за рулем Williams-Renault. А теперь планы McLaren насчет двигателей были довольно туманными, и Айртон переживал, что машина в целом может быть компромиссной. Уитмарш продолжает: «Когда в Honda решили уйти, Айртон тоже не хотел продолжать. Он хотел заводскую поддержку, и он был прав».

История контракта Сенны с McLaren в 1993 

Была идея купить Ligier с помощью Мансура Ойеха и подписать контракт с Renault. Это могло дать шанс побороться с Williams. Это не сработало, и к началу декабря стало понятно, что McLaren получит клиентские двигатели Ford, хотя официально это не было подтверждено. Для McLaren переход от заводского двигателя Honda к клиентским Cosworth, за которые надо было немало платить, был большим изменением. Простыми словами, денег для оплаты услуг Сенны было намного меньше.

После финала сезона в Аделаиде в 1992 он улетел в Бразилию, где традиционно проводил зимний перерыв с семьей. За несколько дней до Рождества он отправился по звонку своего друга Эмерсона Фиттипальди в Аризону протестировать машину IndyCar Penske на Firebird raceway. Ему очень понравилась поездка, и стало понятно, что Деннис не мог быть уверен, что Айртон будет напарником Майкла Андретти в 1993. Сенна тогда сказал: «Я пока не связан ни с одной командой, потому что я всерьез обдумываю, что я буду делать дальше и какой наилучший выбор для моей карьеры. В том числе я могу пропустить сезон 1993 или гоняться в Indy. Сейчас я поеду домой и спокойно все обдумаю и прикину, какие есть возможности для меня в ближайшем будущем».

Сенна вернулся в Бразилию и продолжил отдыхать, думая о своем будущем. Он размышлял не только про 1993, но и про более долгий срок и про 1994 – он хотел попасть в Williams. Отношения с Деннисом испортились, несмотря на их прежнюю историю успеха. Джулиан Джакоби, менеджер Сенны, вспоминал: «Они оба были умными. Оба безжалостные на пути к своей цели. Они иногда ссорились, но, на самом деле, они были нужны друг другу, чтобы достичь успеха. И это было хорошее партнерство, они хорошо ладили, при этом не забывая о себе. Они были сильнее вместе, чем поодиночке».

 История контракта Сенны с McLaren в 1993

Деннис тем временем думал о команде и подписал Мику Хаккинена, который хорошо себя проявлял на протяжении двух сезонов в Lotus. Но позиции финна были туманны. Он мог занять место в команде, если бы Сенна так и не вернулся. Но риск того, что чемпион вернется, был велик, и тогда бы Мика остался на год тест-пилотом. Деннис подпитывал Хаккинена, говоря, что, возможно, им позволят выставить третью машину в какой-то момент и что, так или иначе, он будет гоняться.

Но больше всего босс McLaren хотел решить вопрос с Сенной, и наконец обе стороны встретились в офисе Marlboro в Швейцарии. Джакоби вспоминал: «Айртон беспокоился за сезон 1993, ведь у команды был только клиентский мотор Ford. Первая встреча прошла то ли в конце января, то ли в начале февраля в Лозанне в офисе Philip Morris. Я прилетел в Женеву обычным рейсом, а Сенна частным, я думал, что он прилетел из Бразилии. Компания прислала машину за нами в аэропорт, и мы приехали в офис».

Сенна и Джакоби приняли участие во встрече, где обсуждалось будущее бразильца. Также присутствовали Деннис, главный маркетолог Marlboro Джон Хоган и Грэм Богл. Сенна знал, сколько он стоит, и знал, какой «жирный» контракт с Ferrari подписал его бывший напарник Герхард Бергер. На компромиссы бразилец был идти не готов. Джакоби: «Тут всплыло, что даже еще не было договоренности об авансе для Сенны за сезон 1993. Рону нужно было платить за двигатели. И он сказал, что у него есть только 5 миллионов долларов, так что он не сможет платить Айртону столько, сколько раньше. И Айртон сказал: «Хорошо. Я проеду первые пять гонок и все». Так и «родился» миллион за каждую гонку. Он не говорил «миллион за каждую гонку», он просто сказал «я проеду только первые пять гонок». В комнате была тишина. Джон Хоган рассмеялся и посмотрел на меня. Грэм Богл не смеялся, он там был самым серьезным! Рон тоже молчал. А затем Айртон сказал: «Что ж, если потом еще появятся деньги, мы поговорим о следующих гонках после первых пяти». Вот, что произошло. Первый контракт включал пять гонок и миллион за каждую. Но у нас в контракте было условие. Айртон сказал: «Но я не поеду на гонку, пока не поступят деньги на мой счет до среды перед уик-эндом…»

История контракта Сенны с McLaren в 1993 

Возможно, для Сенны стало сюрпризом, что новая MP4/8 Ford оказалась вполне конкурентоспособной на тестах и на первой гонке в Южной Африке, но Williams все равно была на голову лучше. А за рулем был его вечный соперник Ален Прост. Немного магии и плохой погоды, и Сенна выиграл домашнюю гонку на Интерлагосе и Гран-При Европы в Донингтоне. Его напарник-дебютант испытывал трудности, так что McLaren нуждался в Сенне.

Перед Гран-При Сан-Марино Сенна разыграл свой пункт в контракте, представилась возможность напомнить о свой значимости. Джакоби: «Первый раз случился в Имоле. Мне всегда подтверждали по телефону или по факсу, что деньги пришли. В среду их еще не было, а Сенна был в Сан-Паулу. Он так и сказал: «Ок, хорошо, я не сяду за руль в этот уик-энд». И мне пришлось сообщить команде, что он не приедет, потому что деньги не перевели. Команда сообщила, что отправила сумму – тогда банки работали не так оперативно. В четверг утром деньги пришли. Я позвонил Айртону, но его не было. Он ушел куда-то с какой-то девчонкой. Его не было дома, не было в офисе, его нигде не могли найти. Он обнаружился в четверг в обеденное время. Он сел на самолет. McLaren отправили Джо Рамиреса в Рим, чтобы забрать его, но он приехал не в тот аэропорт. Айртон прибыл на трассу в пятницу утром, и сел в машину посередине первой тренировки. И случилась авария. Так это случилось впервые…»

Несмотря на то, что он выиграл две гонки, Сенне не нравилось, что команда была лишь вторым клиентом после Benetton. А его публичные жалобы выступали дымовой завесой, скрывая тот факт, что все происходящее шоу «приедет-не приедет» имело под собой финансовую основу. В конце концов Деннис согласился платить Айртону до конца сезона по той же схеме, как и за первые пять гонок. Джакоби: «Поэтому это был миллион за гонку и в итоге 16 миллионов. Это был один контракт, но он мог быть разорван в любой момент, если бы деньги не пришли вовремя, к среде перед уик-эндом. Айртон мог бы дать им второй шанс в четверг, но у него было право прекратить действие контракта, если деньги не приходили. Так что это был контракт от гонки к гонке, потому что он мог быть прекращен. Исполнять обязательства по второму контракту было тяжелее, чем по первому. У Денниса не было 11 миллионов. И ему пришлось выбивать гарантии у Philip Morris, он не хотел подписывать контракт без этого».

История контракта Сенны с McLaren в 1993

Третья победа в сезоне в Монако снова доказывала важность Сенны для команды, и после шести гонок он возглавлял чемпионат, но потом Прост и Williams взялись за ум. А тем временем Сенна придерживался своих принципов. Джакоби: «Второй случай произошел в июле. Мы уже давно оставили позади первые пять гонок, так что это была вторая часть контракта, но условие было то же: денег нет, Сенна не выйдет из дома. Кажется, это был Гран-При Франции. Айртон летел из Сан-Паулу в Франкфурт. Его самолет и летчики должны были подобрать его и отправиться в Маньи-Кур. Деньги не пришли, Айртон сказал, что не приедет, так что возникла проблема. Я был в нашем юридическом офисе в Лондоне, и Рон был на линии. Мы сказали, что Айртон не приедет, потому что денег к среде не было. Мы приготовили все возможные черновики заявлений о разрыве контракта. А Рон сказал: «Но вы этого все равно не сделаете, я знаю, что Айртон на самолете, он покинул Сан-Паулу». Через полчаса позвонил телефон, это был Айртон. Мы включили громкую связь. Рон был на другом телефоне и Айртон сказал: «Я все еще в Бразилии, Рон». Деннис ответил: «Нет, тебя там нет, самолет улетел, ты не мог остаться!» И Айртон сказал: «Да, я все еще там. Я в Рио. Я в главном полицейском офисе в аэропорту, и я не сяду снова в самолет, пока ты мне не подтвердишь, что деньги перечислены». Айртон заставил летчика сесть в Рио. Все пассажиры были в самолете, а Айртон вышел в аэропорт. Наверное, Рон дал какие-то гарантии, не помню, что там точно было, но мы решили вопрос».

После этого дела пошли получше. Наконец Сенна подписал контракт с Williams на 1994. Он должен был заменить Проста, и он верил, что получит лучшее место на стартовой решетке. Так что он смог насладиться последними гонками за McLaren – Сенна победил в Сузуке и в Аделаиде. Мартин Уитмарш: «В 1993 у его соперника было на 60 л.с. больше. Когда ты внутри машины и двигатель упирается в отметку 10500 оборотов, а затем слышишь Renault с 13500 оборотов, это деморализует».

История контракта Сенны с McLaren в 1993

Джакоби: «Я думаю, он всегда хорошо осознавал ограничения. Я думаю, 1993 был его лучшим сезоном в плане пилотажа, даже несмотря на то, что он не выиграл титул. В этом была виновата машина. McLaren была отличной командой, но двигателю не хватало мощности. Williams с Renault были лучше». 

Это перевод статьи Адама Купера с сайта motorsport.com от 9 февраля 2021-го.

Этот блог в соцсетях: