Причина в неписанном правиле в «Ф-1».
Переход четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля из «Феррари» в «Астон Мартин» стал одним из самых громких событий прошлого года и серьезно пополнил базу поклонников команды огромным количеством новых фанатов.
По мнению многих людей, в том числе экспертов из паддока «Ф-1», как только Себ освоится за рулем новой машины (сильно отличающейся от привычной ему техники прошлых лет) – тут же станет лидером коллектива. Однако у владельца команды Лоренса Стролла и его сына Ланса другие планы – уже сейчас канадский гонщик с тремя подиумами и одной поул-позицией формально является лидером «зеленых».
Большинство фанатов сделало такой вывод после радиопереговоров во время Гран-при Бахрейна. По ходу заезда Стролл требовал от команды передать напарнику приказ сдержать два «Макларена» (на самом деле, Себ ничего не мог сделать, так как был на тот момент в хвосте пелотона – Ланс этого не знал).
Но есть и другое косвенное доказательство – цвета бортовых камер.
У Феттеля желтая камера – такие ставят на вторые болиды
Взгляните на зеленые машины, а – на бортовые телекамеры, которые находятся над воздухозаборниками кожуха моторного отсека.
Last night was a battle. The first of many to come this season. But we’re up for the fight. 👊
Recap an eventful opening race of the #F1 season for @lance_stroll and #SV5. ⬇️ #BahrainGP
— Aston Martin Aramco F1 Team (@AstonMartinF1) March 29, 2021
Камера Феттеля выкрашена в желтый цвет, а на болиде Стролла – в черный. Это обычное обозначение пилотов, взятое из официальной заявки на сезон – желтый цвет формально используется на машине второго гонщика.
На цвет камеры влияет несколько факторов:
- Опыт пилота в «Ф-1»
- Опыт пилота в команде (формально первым считается тот, кто дольше был в коллективе)
- Возраст
- Результаты
Кроме того, разная раскраска камер уже давно применяется для различия болидов одной команды. Иногда номер и шлем трудно разглядеть, так что цвет над головой пилота становится лучшим ориентиром.
Подобная путаница была в «Мерседесе» в 2013-м, когда Росберг и только перешедший из «Макларена» Хэмилтон носили желтые шлемы. Тогда Льюис оказался формально вторым – так как только пришел в команду, а Росберг провел в «серебряных стрелах» уже три сезона. Вероятно, по такому же принципу желтая камера досталась и Себастьяну – он новичок, а Стролл откатал там уже два года.
Кстати, в том сезоне Льюис закончил чемпионат выше Нико, так что в следующем году они поменялись камерами:
Но это не всегда работает. Например, в позапрошлом сезоне Шарль Леклер набрал больше очков, чем Феттель. Тем не менее, в 2020-м пилоты «Феррари» остались при своих цветах (скорее всего, сыграл роль опыт Себа):
К слову, раньше вместо черной камеры использовали красную.
Посмотрите на фото (вверху) «Феррари» 2012 года: впереди – явный первый пилот и претендент на титул Фернандо Алонсо, позади с желтой камерой – Фелипе Масса.
А что с цветами в других командах?
Неписанное правило о желтой камере для новичка работает везде.
Формально Серхио Перес действительно стал вторым пилотом «Ред Булл».
SP11 🤜🤛 MV33 💪 #ChargeOn 🤘 pic.twitter.com/BIv7e6oTyJ
— Oracle Red Bull Racing (@redbullracing) March 31, 2021
Аналогичная ситуация в «Феррари» – на машине Карлоса Сайнса видим желтый цвет.
Николас Латифи также пришел в «Уильямс» позже Джорджа Расселла.
First stops complete ✅
GR rejoins P16 with GIO in his sights whilst NL is hunting down Gasly for P17 🎯#BahrainGP 🇧🇭 pic.twitter.com/PsiTvCKn2P
— Williams Racing (@WilliamsRacing) March 28, 2021
Ну и в «Мерседесе» Валттери Боттас по праву ездит с желтым цветом.
— Mercedes-AMG PETRONAS F1 Team (@MercedesAMGF1) March 31, 2021
Однако цвет камеры может и не показывать реальную обстановку внутри команды. К примеру, Пьер Гасли тоже ездит с желтой. Но разве он хуже новичка Цуноды?
Argh.. got surprised and made contact into T5 with Dan, lost my front wing which damaged the floor and that was it. Disappointed as our pace looked strong all weekend for some good points. Lots of positives to take from this weekend, looking forward to Imola now. pic.twitter.com/YM0ImFi2rn
— PIERRE GASLY 🇫🇷 (@PierreGASLY) March 28, 2021
На самом деле Пьер получил желтую камеру при возвращении в состав еще «Торо Россо», где тогда выступал Даниил Квят. В этом же сезоне Гасли решил все-таки оставить желтый (вероятно, француз считает сочетание цветов своего болида и камеры счастливым).
В «Макларене» желтым остается камера на болиде Ландо Норриса – год как не новичка. А вот у свержеприбывшего Дэна Риккардо она черная. Но тут, вероятно, сыграли роль результаты предыдущих лет: австралиец выступает в «Ф-1» с 2011 года, а на его счету 31 подиум с 7 победами (Ландо же взошел на пьедестал лишь раз).
🏁 It’s P4 for Lando and P7 for Daniel at the #BahrainGP.
Double points. What a way to start the season! 👊🇧🇭 pic.twitter.com/PuPfqzs99r
— McLaren (@McLarenF1) March 28, 2021
Интересная ситуация в триколорном «Хаасе», где сразу оба пилота – дебютанты: Никита Мазепин ездит с черной камерой, а Мик Шумахер – с желтой. Тут, скорее всего, повлияли спонсоры: основную поддержку американская команда получает от компании «Уралкалий», которую возглавляет Дмитрий Мазепин – отец российского гонщика.
Stepping onto the F1 grid 🇧🇭#HaasF1 #BahrainGP pic.twitter.com/XNJdGhAoqJ
— MoneyGram Haas F1 Team (@HaasF1Team) March 28, 2021
Так что цвет камеры далеко не всегда отображает внутреннее положение в команде. Конечно, иногда все сходится: желтый действительно показывает №2. Но чаще это скорее условность или просто дань уважения пилоту, никак не влияющая на его напарника. Все-таки репутация гонщика – это не цвет его камеры, а результаты на трассе.